I Коринфянам
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Глава
2
1 И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство
Божие не в превосходстве слова или мудрости,
2 ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и
притом распятого,
3 и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете.
4 И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой
мудрости, но в явлении духа и силы,
5 чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе
Божией.
6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века
сего и не властей века сего преходящих,
7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую
предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то
не распяли бы Господа славы.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило
то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины
Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого,
живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать
дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но
изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он
почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно
судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум
Христов.
Характер проповеди Ап. Павла в Коринфе (1-5). О высшей мудрости,
заключающейся в Евангелии (6-16).
1-5 Во время основания Церкви в Коринфе Ап. Павел держался строго
упомянутого им в первой главе принципа: не прибегать в деле утверждения
Евангелия к помощи человеческой мудрости.
1-2 Когда я приходил к вам. Это было по удалении Ап. Павла из Афин (см.
Деян гл. XVIII). - Не в превосходстве слова, т. е. не заботясь о том,
чтобы его слово, его речь была построена по всем правилам ораторского
искусства. - Или премудрости. Он не заботился также и о том, чтобы его
проповедь выдавалась философским глубокомыслием. - Ибо я рассудил. Ап.
действовал так в Коринфе по заранее принятому решению. - И притом
распятого. Ап. решил из всей жизни Христа останавливать внимание
коринфян главным образом на Его распятии, которое хотя и мало говорит
человеческой мудрости, но за то является действительным средством
искупления человечества. Он не хотел, чтобы христианство подействовало
на коринфян только удовлетворяя их интеллектуальным или эстетическим
запросам. В таком случае коринфяне легко могли приравнять его к тем
философско-религиозным учениям, каких много появлялось в то время. Нужно
было Коринфянам показать прямо христианство как совершенно особую, новую
религию, не имеющую ничего общего с вышеупомянутыми учениями, а это и
возможно было только при том направлении, какое придал своей проповеди
апостол.
3 Апостол хорошо сознавал, что выступать в Коринфе только с одним
возвещением о Христе распятом, было с его стороны большим риском.
Чувство немощи переходило у него в прямой страх за исход своего
предприятия и даже сопровождалось некоторого рода телесным потрясением
(трепетом). И в самом деле, Ап. пришел собственно проповедывать
язычникам, к которым он не мог обращаться с указанием на то, что на
Христе исполнились ветхозаветные пророчества, как делал он это обращаясь
к иудеям. Прибегать же к языческой мудрости он также не хотел. Отсюда
понятна была его тревога.
4-5 Тем не менее слово его, т. е. Евангелие, которое составляло
содержание его проповеди, и проповедь, т. е. его речи о Христе (со
внешней стороны) оставались чуждыми влияниям человеческой мудрости. - Не
в убедительных словах человеческой мудрости. Ап. полагал силу своей
проповеди не в том, чтобы придать ей внешний вид строго разработанной
ораторской системы. - Но в явлении духа и силы. Под явлением(apodeixei)
следует разуметь ту ясность, какая получается в уме слушателя проповеди
апостола (ср. XIV:24-25). Апостол, проповедуя коринфянам, старался
только о том, чтобы для них стало вполне ясно то, что составляло
сущность Евангелия. - Духа и силы. Духа - это родительный причины.
Только от Божественного Духа получается такое вполне ясное сознание в
слушателях проповеди апостольской (ср. Еф I:17, 18). Силы - это
родительный, обозначающий способ действия Духа. Дух действует в этом
случае сильно; внутренняя сила истины, возвещаемой при помощи Духа Св.
увлекает ум, волю и сердце человека к послушанию этой истине. - Едва ли
апостол здесь мог иметь в виду чудеса, какие он творил и в Коринфе
(мнение Иоанна Златоуста), потому что в I гл. он сам отнесся с
осуждением к иудеям, которые искали опоры для своей веры во Христа
только в чудесных знамениях (ст. 22).
5 Апостол поступал так потому, что хорошо понимал, как легко может вера,
обоснованная логическими доводами, быть потрясена новыми доводами такого
же рода. Он хотел поэтому своим простым свидетельством о Христе только
проложить путь воздействию силы Духа Божия на сердца коринфян - Таким
образом здесь Ап. опять возвращается к теме, высказанной им в I гл. 18
ст. : Евангелие вовсе не есть мудрость, а сила, не философия, а дело
спасения. Коринфяне потому и разделились на партии, что не захотели
признать этой истины. Они делали из Евангелия систему, превращали
Церковь в философскую школу, а служителей ее - в учителей и риторов.
6-16 Апостол сказал уже (I:23-24), что Христос распятый есть не только
Божия сила, но и Божия премудрость. Последнее положение он развивает
теперь. Он изображает мудрость, заключающуюся в Евангелии, по ее
сверхъестественному происхождению и по ее недоступности для
обыкновенного человеческого разумения (6-9) и указывает тот способ,
каким только и можно узнать ее и передать другим (10-13). При этом
апостол раскрывает понятие "совершенства" христианского, которое делает
людей способными понимать божественную премудрость (14-16).
6 Здесь содержится тема далее следующего отдела, кончающегося 4 стихом
III главы. Хотя крест не есть мудрость, но для того, кто уже испытал по
себе благодать искупления, даруемого Крестом Христовым. Крест является
источником всякого просвещения и высшей мудростью. - Мудрость, о которой
здесь говорит Апостол, это не простая проповедь о Христе, а
религиозно-философские рассуждения о существе и основах христианства, о
планах Божественного домостроительства. Такие рассуждения предлагает Ап.
напр. в послании к Рим (гл. IX-XI), в послании к Ефесянам (гл. I) и к
Колоссянам (гл. I) или в XV гл. нашего послания. Излагать такие учения -
это дело уже не миссионера, а учителя. Миссионер обращается собственно к
сердцу человека-грешника и указывает ему на крест как на средство
спасения от грехов, а учитель развивает познания верующих и этим
содействует усилению в них чувства христианской любви. - Так понимать
выражение премудрость побуждает употребленное при этом выражение: между
совершенными. Слово совершенный (teleioV) здесь очевидно имеет особый
смысл, не одинаковый с выражением верующий(pistoV). В III гл. 1 ст.
вместо этого слова уже поставлено слово духовный(pneumatikoV),
противоположное выражению младенец(ср. XIV:20; Еф IV:13, 14). Младенцем
здесь и в указанных параллельных местах называется верующий, только что
вступивший в Церковь и нуждающийся еще в духовном укреплении. Таким
образом, под совершенным нужно понимать христианина, уже достигшего
полного мужеского возраста, в противоположность христианину-ребенку, в
достаточной (хотя и не в полной - ср. Флп III:12-17) мере утвердившегося
в христианской вере и жизни. Когда Ап. находится среди таких
утвердившихся во Христе верующих, то он считает себя в праве открывать
пред ними сокровища мудрости, заключенной в Евангелии (ср. Кол II:3).
При этом Ап. действует уже не как проповедник, а как учитель (вместо:
проповедуем следовало бы поставить: беседуем, обсуждаем - по греч.
lalom?en). - Премудрость не века сего. Коринфяне полагали, что учение
христианства - это только усовершенствованное учение греческой
философии. Ап. напротив говорит, что возвещаемая им мудрость - вовсе не
произведение ума человеческого (века сего - см. I:20). - Не властей века
сего преходящих. Некоторые толкователи разумеют здесь демонов, на
основании Ин XII:31 и Еф VI:12. Но ведь по апостолу, эти власти века
распяли Христа (8) - значит, это не демоны. Затем, этих властей века Ап.
считает способными познать премудрость Божию во Христе и полагает, что,
познавши ее, власти века не распяли бы Христа. Но опять этого он не мог
сказать о демонах, которые знали Христа и тем не менее всячески вредили
Ему... Лучше видеть здесь тех людей, как Ирод, Пилат и фарисеи, которые
стояли при Христе во главе иудейского народа и почти бессознательно
содействовали осуществлению плана Божественного домостроительства. -
Преходящих. Чем больше усиливается влияние Евангелия в мире, тем более
утрачивают свою власть представители человеческой мудрости.
7 Премудрость Божию. Эта мудрость первоначально была в Боге и от Него
изошла - Тайную (en musthriw). У Ап. Павла слово тайна обозначает не
факт или событие, с которым один человек ознакомляет другого, а решение,
сокрытое до времени в Боге и потом Самим Богом же открываемое. Тайна -
это событие или истина, которых человек не может узнать своим
собственным умом, самостоятельно, а узнает только по откровению от Бога
(Рим XVI:25; Еф III:4; Рим XI:25; Кор XI:51; ср. Лк VIII:10). Вместо
тайную правильнее бы перевести: "которая существовала как тайна".
Относить это выражение к слову проповедуем - нельзя, потому что это
значило бы, что Ап. вводил какое-то особое, эсотерическое или секретное,
преподавание религии. - Сокровенную. Этим прибавлением указывается на
то, что Богу долгое время благоугодно было скрывать эту премудрость от
людей (ср. Рим XVI:25; Еф III:5). Этим она различается от другой, тоже
Божией премудрости, какую люди могли узнавать с самого своего появления
на свет (1Кор.I:21; Рим I:20): то была премудрость, раскрытая в
творении. - Которую предназначил Бог... Два признака истинной
Евангельской премудрости уже указаны. Это - ее высшее происхождение и
затем ее сокровенность. Теперь Ап. указывает третий характерный ее
признак - ее высокое предназначение. Премудрость эта должна повести за
собою прославление верующих. Человек создан для небесного прославления -
эта цель была определена в Совете Божием еще прежде создания мира и
человека (ср. Рим XIII:29). Слава эта будет состоять в том, что верующие
образуют из себя общество святых, которые способны отражать на себе
величие Божие и служить орудиями святой воли Божией, которые стоят к
Богу в отношении детей и ко Христу - в отношении братьев.
8 Здесь Ап. доказывает сверх человеческое происхождение Божией
премудрости, заключенной в Евангелии, и ее таинственный характер
указанием на факт распятия Христа людьми. Христос, эта воплощенная
Божественная Премудрость, не был признан в этом Своем достоинстве
представителями человечества, высшими представителями человеческой
мудрости. Они не имели понятия о высоком предназначении человечества и
потому отвергли и распяли Того, Кто первый исполнил в Своем лице это
предназначение. - Господа славы. Как сказал Ап. в конце 7-го стиха,
слава была конечною целью человеческого существования на земле, в силу
Божественного предназначения. Но когда пришел Сам Господь, Сам Владыка
этой славы, люди, вместо того чтобы обратиться к Нему за получением этой
славы, отвергли Его и даже умертвили!
9 Ту же мысль - о высшем происхождении премудрости Евангельской и ее
таинственности - Ап. доказывает здесь ссылкою на пророческое слово.
Проще и естественнее пополнить этот стих прибавлением: "эта премудрость
есть то, что написано в словах: "не видел" и т. д. - Откуда взято это
место, сказать трудно. Вероятнее полагать вместе с блаж. Иеронимом, что
здесь пророк соединил в одно два изречения пр. Исаии, находящиеся в
LXV-й гл. его книги (ст. 4 и 17). - Три выражения: видеть, слышать и
приходить на сердце - обозначают собою троякий путь, каким идет
человеческое познание: видение или непосредственный опыт, слух - или
познание получаемое чрез изучение предания и, наконец, то, что приходит
на сердце или знание, основанное на собственном размышлении. Ни одним из
этих трех средств человек не мог добиться познания о предназначенном ему
от Бога спасении, как о благах, здесь еще получаемых чрез Христа, так и
о будущем, небесном, прославлении (ср. Еф III:18).
10 Как, теперь, сам Апостол познал эту премудрость Божию? Он и его
помощники (а нам - ср. ст. 6 и 13) получили это познание путем
откровения (Бог открыл). Ап. разумеет здесь то первоначальное
просвещение светом Евангелия, которое он получил непосредственно от Бога
при своем призвании на апостольское служение и о котором он говорит в
посл. к Галатам (Гал I:12, 16). Откровений удостаиваются и обыкновенные
верующие (ср. Еф I:17), но эти откровения, можно сказать, имеют уже
второстепенное значение и представляют собою воспроизведение
перво-откровения, которого удостоились первые провозвестники
христианства и которое заключено потом в священные писания Нового Завета
как руководящее начало христианской жизни (ср. Ин XVII:20). - Средство,
чрез которое Апостол получил это откровение, был Дух Божий. Этот Дух
дает всякое познание, потому что Ему все открыто. - И глубины Божии, т.
е. Существо Божие, потом свойства Божии, Божественные планы и решения.
11 Чтобы разъяснить своим читателям эту деятельность Духа Божия,
совершающуюся, конечно, внутри Божественной сферы, Ап. говорит теперь о
деятельности человеческого духа в сфере внутренней жизни человека. И в
нашей душе есть настроения и стремления, какие доступны только нашему
собственному духу и непонятны постороннему человеку.
12 Дух Божий противоположен духу мира сего. Под духом мира сего Ап.
разумеет богоподобную душу человеческую с ее высокими способностями,
которые в людях гениальных возвышались до необыкновенной силы и
благодаря которым человечество владеет многими великими произведениями
философии и искусства. Все таки - хочет сказать апостол - как ни
драгоценны творения этого человеческого духа, они никак не могут
сравняться с тем, что дано некоторым избранникам Духом Божиим. Апостол
называет этот Дух - Духом, Который исходит от Бога(ek), чтобы показать,
что Его нельзя смешивать с духом человеческим. - Дарованное нам, т. е.
все спасительные блага: ниспослание Сына Божия, искупление Им
человечества, оправдание, освящение и проч. Все это можно, конечно,
постигнуть и простою, непосредственною верою, но можно также и
узнать(eidenai), т. е. постигнуть это во всей ширине и глубине, сознать
вполне величие этих благ, что и дается Духом Божиим.
13 Дух Божий сообщает Апостолу не только содержание проповеди, но также
научает облекать это содержание в соответственную форму. Если хотят
научить людей тому, что открыто Духом Божиим, то пользуются в этом
случае не такими словами, которые найдены самим человеком или же
совокупными усилиями человеческого гения. Для этого ожидают особого
внушения от Духа, и в этом лежит тайна своеобразного стиля Св. Писания.
Впрочем, конечно, в этом вдохновении нет ничего механического: как
показывает выражение изученными(didactoiV), здесь Ап. говорит о живом
усвоении вдохновенным человеком открываемой ему истины. - Соображая
духовное с духовным. В русском переводе выражение pneumatikoiV понято
как средний род прилагательного. Но при таком понимании в этом выражении
не было бы ничего нового по сравнению с первой половиною стиха; поэтому
лучше понимать означенное греч. выражение как мужеский род и переводить
так: "поелику мы духовные учения предлагаем людям духовным (то же, что
совершенным ср. ст. 15 и III:1), с известным выбором".
14 Эта особая мудрость может быть сообщена чрез Апостола Павла и его
помощников только тем, кто в состоянии ее усвоить, а таких людей
сравнительно немного. Большинство людей - люди душевные(yucikoi). Это
выражение обозначает человека как одушевленное существо, с естественною
жизненною силою (yuch), которая обща человеку со всеми живыми тварями.
Такой человек не имеет той высшей силы жизни, благодаря которой (силе)
существа нравственно-свободные становятся в общение с Богом и которая в
Св. Писании называется духом(pneuma). Правда, и человек в естественном
состоянии имеет дух(ср. 1 Сол V:23), но этот дух не есть в нем
действительная сила и действительная жизнь. Скорее, он есть только
восприимчивость к Божественным внушениям, способность понимать и усвоять
божественное, которая в христианине превращается уже в новый принцип
жизни. Конечно, и душа у человека имеет высшия способности, чем у других
одушевленных существ, но все-таки только дух ставит человека в отношение
к Богу и духом именно человек отличается резко от животных. В
естественном человеке дух пребывает, можно сказать, в скрытом состоянии
(тоже почти, что скрытая энергия) и только Дух Божий его пробуждает к
жизни и делает его владыкою души и тела. Естественный человек обладает
только прирожденным ему умом или рассудком, при посредстве которого он
судит о явлениях здешней жизни. Заметить нужно однако, что душевный
человек не тоже, что плотской(III:1): плотские были и коринфские
христиане, но Ап., конечно, не мог сказать, что они "почитали духовное
безумием". - Не принимает. Как эгоист не может поверить, чтобы
кто-нибудь был способен совершить какое-нибудь трудное дело без личного
интереса, так и душевный человек в полном значении этого слова не в
состоянии понять великого значения дела Христова (божественной
премудрости), потому что оно выходит из круга его понимания. - Духовно,
т. е. на основании духовных предположений, имея известный запас высших,
духовных познаний.
15-16 Кто человек душевный и кто духовный - узнавать это апостол имеет
способность, как и всякий духовный человек. В 15-м ст. Ап. утверждает,
что такая способность действительно существует, а в 16 прибавляет, что
этою способностью владеет и он, Павел. - Судит о всем. С горы легко
видно, что делается внизу, между тем как снизу часто не видно, что
происходит на горе. Так и душевный человек не понимает ничего духовного,
а духовный понимает все - и доброе, и злое в общественной и личной
жизни. - Ибо кто познал... Ап. заимствует это выражение из кн. Исаии
(XL:13 по тексту LXX). Он указывает здесь, очевидно, на особые,
полученные им, откровения, каких не удостоился никто из коринфских
христиан (мы противополагается слову с вами - в III гл. 1 ст. ). - Ум
Господень(nouV) - это не то же, что Дух Господень. Это выражение
обозначает мысли Божии относительно человека и лучшие средства к
осуществлению этих мыслей. Дух же означает орган, через который эти
мысли сообщаются духовному человеку. - Мы имеем ум Христов, т. е. мы
обладаем знанием всех мыслей и планов Христовых и знаем, как привести их
в исполнение. Кто к таким людям относится с недоверием, тот, значит, не
доверяет Самому Христу.