I Паралипоменон
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
Глава
11
1 И собрались все Израильтяне к Давиду в Хеврон и сказали: вот, мы кость
твоя и плоть твоя;
2 и вчера, и третьего дня, когда еще Саул был царем, ты выводил и вводил
Израиля, и Господь Бог твой сказал тебе: `ты будешь пасти народ Мой,
Израиля и ты будешь вождем народа Моего Израиля'.
3 И пришли все старейшины Израилевы к царю в Хеврон, и заключил с ними
Давид завет в Хевроне пред лицем Господним; и они помазали Давида в царя
над Израилем, по слову Господню, чрез Самуила.
4 И пошел Давид и весь Израиль к Иерусалиму, то есть к Иевусу. А там
были Иевусеи, жители той земли.
5 И сказали жители Иевуса Давиду: не войдешь сюда. Но Давид взял
крепость Сион; это город Давидов.
6 И сказал Давид: кто прежде всех поразит Иевусеев, тот будет главою и
военачальником. И взошел прежде всех Иоав, сын Саруи, и сделался главою.
7 Давид жил в той крепости, потому и называли ее городом Давидовым.
8 И он обстроил город кругом, начиная от Милло, всю окружность, а Иоав
возобновил остальные части города.
9 И преуспевал Давид, и возвышался более и более, и Господь Саваоф был с
ним.
10 Вот главные из сильных у Давида, которые крепко подвизались с ним в
царстве его, вместе со всем Израилем, чтобы воцарить его, по слову
Господню, над Израилем,
11 и вот число храбрых, которые были у Давида: Иесваал, сын Ахамани,
главный из тридцати. Он поднял копье свое на триста человек и поразил их
в один раз.
12 По нем Елеазар, сын Додо Ахохиянина, из трех храбрых:
13 он был с Давидом в Фасдамиме, куда Филистимляне собрались на войну.
Там часть поля была засеяна ячменем, и народ побежал от Филистимлян;
14 но они стали среди поля, сберегли его и поразили Филистимлян. И
даровал Господь спасение великое!
15 Трое сих главных из тридцати вождей взошли на скалу к Давиду, в
пещеру Одоллам, когда стан Филистимлян был расположен в долине Рефаимов.
16 Давид тогда был в укрепленном месте, а охранное войско Филистимлян
было тогда в Вифлееме.
17 И сильно захотелось пить Давиду, и он сказал: кто напоит меня водою
из колодезя Вифлеемского, что у ворот?
18 Тогда эти трое пробились сквозь стан Филистимский и почерпнули воды
из колодезя Вифлеемского, что у ворот, и взяли, и принесли Давиду. Но
Давид не захотел пить ее и вылил ее во славу Господа,
19 и сказал: сохрани меня Господь, чтоб я сделал это! Стану ли я пить
кровь мужей сих, полагавших души свои! Ибо с опасностью собственной
жизни они принесли воду. И не захотел пить ее. Вот что сделали трое этих
храбрых.
20 И Авесса, брат Иоава, был главным из трех: он убил копьем своим
триста человек, и был в славе у тех троих.
21 Из трех он был знатнейшим и был начальником; но с теми тремя не
равнялся.
22 Ванея, сын Иодая, мужа храброго, великий по делам, из Кавцеила: он
поразил двух Ариилов Моавитских; он же сошел и убил льва во рве, в
снежное время;
23 он же убил Египтянина, человека ростом в пять локтей: в руке
Египтянина было копье, как навой у ткачей, а он подошел к нему с палкою
и, вырвав копье из руки Египтянина, убил его его же копьем:
24 вот что сделал Ванея, сын Иодая. И он был в славе у тех троих
храбрых;
25 он был знатнее тридцати, но с тремя не равнялся, и Давид поставил его
ближайшим исполнителем своих приказаний.
26 А главные из воинов: Асаил, брат Иоава; Елханан, сын Додо, из
Вифлеема;
27 Шамма Гародитянин; Херец Пелонитянин;
28 Ира, сын Икеша, Фекоитянин; Евиезер Анафофянин;
29 Сивхай Хушатянин; Илай Ахохиянин;
30 Магарай Нетофафянин; Хелед, сын Вааны, Нетофафянин;
31 Иттай, сын Рибая, из Гивы Вениаминовой; Ванея Пирафонянин;
32 Хурай из Нагале-Гааша; Авиел из Аравы;
33 Азмавеф Бахарумиянин; Елияхба Шаалбонянин.
34 Сыновья Гашема Гизонитянина: Ионафан, сын Шаге, Гараритянин;
35 Ахиам, сын Сахара, Гараритянин; Елифал, сын Уры;
36 Хефер из Махеры; Ахиа Пелонитянин;
37 Хецрой Кармилитянин; Наарай, сын Езбая;
38 Иоиль, брат Нафана; Мивхар, сын Гагрия;
39 Целек Аммонитянин; Нахарай Берофянин, оруженосец Иоава, сына Саруи;
40 Ира Ифриянин; Гареб Ифриянин;
41 Урия Хеттеянин; Завад, сын Ахлая;
42 Адина, сын Шизы, Рувимлянин, глава Рувимлян, и у него было тридцать;
43 Ханан, сын Маахи; Иосафат Мифниянин;
44 Уззия Аштерофянин; Шама и Иеиел, сыновья Хофама Ароерянина;
45 Иедиаел, сын Шимрия, и Иоха, брат его, Фициянин;
46 Елиел из Махавима, и Иеривай и Иошавия, сыновья Елнаама, и Ифма
Моавитянин;
47 Елиел, Овед и Иасиел из Мецоваи.
1–9.
Воцарение Давида над всем Израилем в Xевроне. 10–47. Список героев,
сподвижников Давида.
В этой главе с незначительными изменениями повторяется содержание 2 Цар
V:1–10 (= 1–9 ст.) и XXIII:8–39 (= 10–47 ст.).
1-3. Помазание Давида в цари под всем Израилем имело место не после
смерти Саула, как можно заключить на основании повествования кн.
Паралипоменон, а после смерти преемника Саула по престолу — Иевосфея (2
Цар III–V).
История его царствования, ознаменованная междоусобною войною между домом
Саула и Давида, опускается автором кн. Паралипоменон, может быть,
потому, что составляет темную страницу в истории правления последнего.
3. По сравнению с 3 ст. V гл. 2 кн. Царств данный стих имеет
незначительную прибавку: «по слову Господню, через Самуила». Следующие
затем 4–5 ст. V гл. 2 кн. Царств, содержащие указание на горы Давида при
воцарении и на продолжительность правления в Xевроне и Иерусалиме,
опускаются автором Паралипоменон для того, чтобы не нарушать связность
повествования. Даты кн. Царств приводятся им в конце обзора правления
Давида (1 Пар XXIX:27).
5. По склонности к сокращениям автор Паралипоменон пропускает слова кн.
Царств: «слепые и хромые отразят тебя, как бы говорили: Давиду не войти
сюда» (2 Цар V:6).
6. Сообразно с пропуском в 5 ст. и 6 стих читается совершенно иначе, чем
параллельный ему 8 ст. V гл. 2 кн. Царств. Но как предложение Давида,
так и его выполнение Иоавом находят свое объяснение: первое в
самонадеянности Иевуссеев, второе в храбрости Иоава.
8. Книга Царств не говорит об участии Иоава в работах по устроении
Иерусалима; но оно вполне естественно в виду той роли, которую он играл
при завоевании города.
9-10. Исчисление героев — сподвижников Давида, способствовавших славе
его царствования, в начале изложения истории его правления находит свое
объяснение в стремлении и желании автора отметить наиболее блестящие
страницы его деятельности. Поэтому оно и выдвигается на первый план.
Нижепоименованные лица «подвизались…, чтобы вместе со всем Израилем
воцарить Давида», точнее, утвердить его престол.
11. Во 2 Цар XXIII:8 это лицо называется Иошев-Иашевет. «Сын Ахамани», —
«Xакмони». Последнее имя, насколько можно судить по кн. Царств, — имя
местности, а не лица. В 1 Пар XXVII:2 Иесваал называется сыном Завдиила.
Он убил «триста» человек, но не восемьсот, как говорится в кн. Царств
(XXIII:8). Число триста поставлено, как думают, в кн. Паралипоменон в
соответствие 20 ст., в котором идет речь об Авессе.
12. Имя третьего героя, как видно из 2 кн. Царств (XXIII:11) — Шамма.
Пропуск в кн. Паралипоменон не подлежит никакому сомнению, так как и
ниже постоянно упоминается о трех героях, хотя поименованы только два.
Книга Паралипоменон опускает также повествование о подвиге Елеазара (2
Цар XXIII:10).
13-14. Сообразно с указанием 2 Цар XXIII:11–12 описанный здесь подвиг
совершен не Елеазаром, как следует из кн. Паралипоменон, а Шаммою.
23. Пять локтей равняются приблизительно 3 3/4, аршина. В кн. Царств
(XXIII:21) отсутствует определение роста, и стоит выражение «видный» . —
«Навой у ткачей» — прибавка кн. Паралипоменон.
27. Перед именем Xерец должно стоять «Елика Гародитянин» (2 Цар
XXIII:25). Родина Xереца называется во 2 кн. Царств (XXIII:26) Палти.
Чтение кн. Паралипоменон дает понять, что Пелони лежала в колене
Ефремовом.
41. Следующих за Уриею Xеттеянином имен нет в XXIII гл. 2 кн. Царств, а
название мест происхождении этих лиц, кроме Ароэра, не встречаются в
Ветхом Завете.