Книга пророка Захарии
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Глава
7
1 В четвертый год царя Дария было слово Господне к Захарии, в четвертый
день девятого месяца, Хаслева,
2 когда Вефиль послал Сарецера и Регем-Мелеха и спутников его помолиться
пред лицем Господа
3 и спросить у священников, которые в доме Господа Саваофа, и у
пророков, говоря: `плакать ли мне в пятый месяц и поститься, как я делал
это уже много лет?'
4 И было ко мне слово Господа Саваофа:
5 скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и
плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли
вы постились? для Меня ли?
6 И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя
ли вы пьете?
7 Не те же ли слова провозглашал Господь через прежних пророков, когда
еще Иерусалим был населен и покоен, и города вокруг него, южная страна и
низменность, были населены?
8 И было слово Господне к Захарии:
9 так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и
оказывайте милость и сострадание каждый брату своему;
10 вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против
друга не мыслите в сердце вашем.
11 Но они не хотели внимать, отворотились от Меня, и уши свои отяготили,
чтобы не слышать.
12 И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые
посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков; за то и
постиг их великий гнев Господа Саваофа.
13 И было: как Он взывал, а они не слушали, так и они взывали, а Я не
слушал, говорит Господь Саваоф.
14 И Я развеял их по всем народам, которых они не знали, и земля сия
опустела после них, так что никто не ходил по ней ни взад, ни вперед, и
они сделали вожделенную страну пустынею.
1-3.
Вопрос о том, продолжать ли соблюдение постов, установленных в память
разрушения Иерусалима и храма. 4-7. Посты, установленные помимо
повеления Божия, не имеют никакого отношения к Богу. 8-14. Предки
современного пророку поколения наказаны опустошением страны и рассеянием
за несоблюдение нравственных заповедей.
1-3. В память печальных событий, приведших Израиля к окончательному
разгрому и рассеянию, были установлены посты, соблюдавшиеся и в
продолжение плена и по окончании его. Таких постов было четыре: 1) пост
десятого месяца - в память того дня (десятый день десятого месяца),
когда началась осада Иерусалима Навуходоносором (4 Цар XXV:1), 2) пост
четвертого месяца, в девятый день которого началось разрушение стен
Иерусалима (Иер LII:5-7:), 3) сожжение храма и города и окончательное
разрушение стен в седьмой день пятого месяца (4 Цар XXV:8 дал. )
послужило поводом к установлению особого, важнейшего между другими,
поста, и 4) наконец, установлен был пост в память убиения Годолии в
седьмом месяце (ст. 25). - Но в четвертый год царствования Дария
храмовая постройка так далеко подвинулась вперед и вообще дела,
по-видимому, принимали столь благоприятный оборот, что некоторых стала
смущать мысль о том, благовременно ли соблюдать пост пятого месяца (в
память разрушения храма) теперь, когда уже изглажены следы разрушения, и
повод для поста и сетования, следовательно, устранен. Не время ли
отменить пост? - От кого собственно исходил вопрос об отмене постов,
определить довольно трудно. "Вефиль" (ст. 2), означающий, по-видимому,
то общество или лицо, которое отправляет послов пред Господа, толкуется
исследователями различно: некоторые понимают это название в смысле "дома
Божия", т. е. общества верующих (без ближайшего определения); другие
разумеют город Вефиль, в который возвратилась часть пленников
вавилонских. - И эти-то пленники, водворившиеся в родном городе,
отправляют посольство (послы, очевидно, родились в Вавилоне и потому
носят имена халдейские) в Иерусалим помолиться пред лицем Господа и
предложить священникам и пророкам вопрос о благовременности прекращения
поста в пятый месяц соблюдавшегося в течение многих лет.
4. Так как священники, к которым депутация обратилась за разрешением
вопроса о постах, затруднялись, очевидно, дать ответ от себя, то пророк
Захария отвечает от имени Божия. - Не в утешении только и не в одобрении
нуждается народ: он склонен и теперь предаться беспечности в отношении
своего нравственного состояния: ему следует настоятельно напоминать и о
его греховности и о необходимости духовной бдительности над собою.
Поставленный в VII:3 вопрос дает пророку удобный повод обратиться к
народу сначала с укоризнами и предостережениями, а потом с обетованиями
и словом одобрения. - Ответ пророка на вопрос о соблюдении постов можно
разделить на четыре части; внешним признаком, для отделения одной части
от другой служит вступительная формула, почти одинаковая во всех
случаях: было слово Господа (VII:4, 8; VIII:1, 18).
5-6. Из ответной речи пророка, получившего откровение от Бога, ясно, что
вопрошавшие придавали чрезмерную важность установленным помимо повеления
Божия, постам, приписывали нравственную ценность этому чисто обрядовому
установлению. Пророк, по слову Божию, вразумляет не простой только
народ, но и священников, которые также, по-видимому, склонны были
смешивать соблюдение обрядов с исполнением нравственных заповедей.
Священники установили посты, и народ соблюдал их в течение долгого
периода плена; но имело ли это какую-либо нравственную ценность само по
себе? Бог не требовал установления этих постов, и они не имеют,
следовательно, к Нему никакого отношения. Человек ест и пьет для
поддержания своей жизни; воздержание, само по себе не ведет обязательно
к нравственному совершенству. Посты в том случае, если им приписывается
неподобающее значение, могут отвлечь внимание человека от соблюдения
заповедей и установлений, которые даны Богом через прежних пророков в то
время, когда Иерусалим с окрестностями и вся страна еще наслаждались
миром и благоденствием. Мир нарушен, благоденствие исчезло: ясно, что
данные Богом заповеди не были соблюдаемы, и невнимательное отношение к
ним навлекло гнев Божий на всю страну. Не следует и теперь не только
забывать совсем о заповедях, но и равнять их с установлениями, не
основанными на воле Божией.