II Петра
Глава
2
1 Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые
введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут
сами на себя скорую погибель.
2 И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в
поношении.
3 И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно
готов, и погибель их не дремлет.
4 Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского
мрака, предал блюсти на суд для наказания;
5 и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство
Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых;
6 и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил
в пепел, показав пример будущим нечестивцам,
7 а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово
развратными, избавил
8 (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной
душе, видя и слыша дела беззаконные) -
9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения,
а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,
10 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают
начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших,
11 тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на
них пред Господом укоризненного суда.
12 Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на
уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении
своем истребятся.
13 Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во
вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами
своими, пиршествуя с вами.
14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они
прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это
сыны проклятия.
15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына
Восорова, который возлюбил мзду неправедную,
16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив
человеческим голосом, остановила безумие пророка.
17 Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен
мрак вечной тьмы.
18 Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и
разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.
19 Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден,
тот тому и раб.
20 Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя
нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то
последнее бывает для таковых хуже первого.
21 Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться
назад от преданной им святой заповеди.
22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою
блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.
Лжепророки и лжеучители (1-3). Неотвратимость кары Божией на них - на
основании прежних примеров наказания Божия (4-9). Подробная
характеристика лжеучителей (10-15). Грех Валаама (15-16). Нечестие
лжеучителей и ожидающая их гибель (17-22).
1 Имея в виду изобразить, для предостережения читателей, нравственный
облик лжеучителей, частью уже появившихся ко времени написанного
послания, частью же имевших с особою силою выступить впоследствии,
Апостол ставит этих лжеучителей в параллель с ветхозаветными ложными
пророками, Yeudoprofhtai, имя которых он усвояет и лжеучителям
христианских времен. "Под лжеучителями Апостол разумеет единомышленников
Николая и Коринфа, а именем пророчества, общепридаваемого и пророкам, и
лжеучителям, предостерегает верующих, чтобы не внимали лжепророкам"
(блаж. Феофил.). Признаками древних лжепророков были: самозванное
принятие ими на себя пророческого служения, хотя они и настаивали на
своем Божественном призвании (Иер 23:21; 27:12); возвещение предсказаний
по видам корысти и человекоугодничества (3Цар. 22:10-13, 19-23),
лживость предвещаний, ничтожество чудес (Иез 13:3 сл. и др.), главная же
черта: проповедь не во Имя Тайного Истинного Бога и чистого служения
Ему, а во имя богов иных (Втор 13:1-5; 18:20 и др). Подобно этому, и
лжеучители апостольского и послеапостольского времени, по словам
Апостола, "введут пагубные ереси, и отвергаясь искупившего их Господа,
навлекут сами на себя скорую погибель".
2-3 Свое пагубное учение лжеучители имеют распространять в народе,
руководясь побуждениями корыстолюбия, и будут иметь успех, грозящий
гибелью и им, и обольщенным их последователям. "Чтобы показать, что они
совершенно чужды божественного учения, говорит, что они употребляют
льстивые слова" (блаж. Феофил.).
4-8 В подтверждение мысли о неизбежности суда и погибели на лжеучителей,
Апостол указывает три примера такого суда Божия из истории древнего
мира: суд над падшими Ангелами (ст. 4), над предпотопным человечеством,
кроме Ноя с семьею (ст. 5 см. Быт гл. VI-VIII), и над нечестивыми
городами Содомом и Гоморрою (ст. 6 Быт XIX), кроме праведного Лота (ст.
7-8). Грех Ангелов, о котором говорит здесь, ст. 4, Ап. Петр, а равно и
Ап. Иуда в своем послании (ст. 6), весьма многие толкователи древнего и
нового времени понимали в смысле плотского падения ангелов, причем
своеобразно истолковывалось повествование Быт 6:14, согласно с
некоторыми кодексами LXX-ти, Иосифом и Флавием (Antiquit. I, 3:1),
Филоном (De Gigant. § 2), книгою Еноха (гл. 6-10) и многими иудейскими и
древнехристианскими толкователями. Но с духом всей библейской
ангелологии это объяснение не мирится (см. в книге проф. свящ. А.
Глаголева - "Ветхозаветное библейское учение об Ангелах". Киев, 1900, с.
201-205 примеч.). По Ин 8:44, грех диавола состоял в отступлении или
отпадении от истины и упорное коснение во лжи. Из 1Тим. 3:6 по аналогии
заключали, что первоначальным грехом диавола была гордость, а по догадке
некоторых учителей Церкви, именно в отношении Сына Божия (ср. Евр 1:6).
"Адский мрак", слав. пленицы мрака, греч. seirai zofou, - синоним бездны
Лк 8:31.
Во втором (ст. 5) и третьем (ст. 6) примере Апостол обращает мысль
читателей уже к библейской истории человечества, причем рядом с карою
над нечестивыми указывает и спасение благочестивых. "Для чего же к
примерам худых людей он присовокупляет примеры добрых?.. Апостол как бы
так говорит: Бог умеет неизбежно наказывать живущих во грехах, как
наказал ангелов согрешивших, людей предпотопных, города Содомские. Умеет
награждать и делающих правду, как наградил Ноя, Лота" (блаж. Феофил).
9 Из приведенных в ст. 4-8 примеров Апостол делает нравоучительный вывод
в духе вообще библейского воззрения на Божественное вознаграждение и
возмездие людям (ср. Пс. 33:20; Притч 16:4; 1Кор.10:13; Откр 3:10). Все
сказано Апостолом "для того, во-первых, чтобы вместе воспомянуть историю
о погибели нечестивых и спасении праведных; во-вторых, для того, чтобы
через сопоставление их выставить ужасную злобу грешников и светлые
совершенства добродетельных; наконец, для того, чтобы убедить своих
слушателей возненавидеть нечестие одних по причине наказаний за оное и
возлюбить добродетель других по причине ее спасительности" (блаж.
Феофил.).
10-15 Преподав читателям руководственные наставления касательно
осторожности в отношении соблазнов лжеучителей, Апостол теперь переходит
к подробнейшей характеристике этих последних. Нравственная распущенность
с наклонностью к противоестественным плотским порокам (ст. 10, 14) и
дерзость в отношении ко всякой власти (ст. 10-11) особенно выделяются в
мрачной характеристике лжеучителей. "Смысл (целой характеристики) такой:
они, говорит Апостол, не имеют ничего свойственного чистоте, но пристают
к чистому обществу, как пятна на чистой одежде. Когда обольстят
кого-нибудь и успеют сделать попавшихся в их сети мужей и жен нечистыми,
почитают это дело насаждением, дополняя свое развращение. Они, и
пиршествуя с вами, делают это не по любви и общению с другими, но
потому, что находят это время удобным для обольщения женщин. Ибо они,
имея глаза, смотрят не на что другое, как только на любострастие, и
непрестанно имея это в виду и греша, как сыны проклятия, прельщают
неутвержденные души. Ибо сердце их приучено ни к чему другому, как
только к любостяжанию, т. е. к разврату или корысти, и через тот и
другую оставив путь, могший привести их к спасению, они заблудились от
него" (блаж. Феофил.).
15-16 Нравственная распущенность и корыстолюбие современных апостолу и
будущих лжеучителей поясняется здесь, как и у Ап. Иуды (ст. 11) и в
Апокалипсисе (II:14), сравнением их с Валаамом, тоже оказавшимся
повинным в любостяжании (Чис 22:5 сл. 22, 23-34) и, кроме того, введшим
израильтян в соблазн общения с мадианитянками (Чис 25:1; 31:16). При
этом Ап. Петр вспоминает, ст. 16, о сверхъестественном вразумлении,
данном Богом через бессловесную ослицу пророку. "Отсюда научаемся, что
Валаам, получив однажды запрещение от Бога идти к Валаку, снова
побуждаем был к тому надменною своею страстью, которую он откармливал
своим неистовым чародейством, но обузданный страхом Божиим и страшными
знамениями, бывшими во время пути, не переменил слово благословения,
которое было делом не чародейства. Ибо пророки с сознанием произносят
свои вещания. Посему-то и Апостол назвал его "пророком", как
сознававшего, ибо он говорил... Итак благословение его было делом не
волхвования, но силы Божией" (блаж. Феофил.).
17-19 Продолжая и заканчивая характеристику лжеучителей, Апостол
уподобляет их безводным источникам и пустым облакам. "Уподобляет
безводным источникам потому, что они утратили чистоту проповеди и
сладкую воду жизни. Сравнивает их с облаками, гонимыми ветром, разумея
ветер противный, почему и назвал его бурею, так как буря приводит
гонимое ею в совершенный беспорядок. Они, говорит, облака не светлые,
каковы святые, но темные, полные мрака" (блаж. Феофил.). В ст. 18-19
обратная речь ст. 17 раскрывается со стороны своего смысла и значения.
Лжеучители "по суетности произносят речи надутые, привлекая плотскою
похотью в разврат тех, которые совершенно избегли оного, или, если
некогда и находились в заблуждении, то впоследствии покорили себя
Господу. Сами, говорит, будучи рабами упомянутой нечистоты, которую по
справедливости и назвал тлением, обещают обольщаемым свободу. А почему
они обещают свободу, сами будучи рабами греха, приводит на то прекрасное
доказательство: кто какою страстью побежден, тот и раб ее" (блаж.
Феофил.).
20-22 Желая высказать ту важную мысль, что "познавшие истину, но опять
придерживающиеся прежнего нечестия, впадают в зло, худшее прежнего"
(блаж. Феофил.), Апостол поясняет свою мысль, в ст. 22 двумя
сравнениями, из которых первое заимствовано из Притч 26:11, а второе,
вероятно, из ходячего приточного выражения неписанного. "Смысл речи
такой: если те, которые через познание Господа и Спасителя Иисуса Христа
избегли скверн мира, опять запутываются в них и побеждаются ими, то они,
без сомнения, и порабощаются ими, и положение их становится хуже, чем
было до познания о рабстве, ибо сатана усиленно старается, чтобы они
впали в большее зло. Посему-то Апостол и говорит, что при такой
будущности для тех, которые добровольно возвращаются на зло, лучше было
бы им не познавать (правды), нежели, познав, впадать в большее зло.
Потому что и пес, возвращающийся на свою блевотину, бывает еще
отвратительнее, подобно как и свинья, ищущая омыться от грязи, если
делает это в грязи же, оказывается еще грязнее прежнего" (блаж.
Феофил.). Эта грозная и предостерегающая мысль Апостола относится и к
лжеучителям, и к обольщаемым ими, и ко всем согрешающим христианам и
через грех отпадающим "от преданной им святой Заповеди" (ст. 21). Но в
особенной силе применимо это апостольское прещение к лжеучителям; к ним,
точнее к особой группе лжеучителей, отрицавших действительность второго
пришествия Господа, и переходит теперь Апостол Петр (III:3-4).