Книга Товита
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Глава
4
1 В тот день вспомнил Товит о серебре, которое отдал на сохранение
Гаваилу в Рагах Мидийских,
2 и сказал сам себе: я просил смерти; что же не позову сына моего Товии,
чтобы объявить ему об этом, пока я не умер?
3 И призвав его, сказал: сын мой! когда я умру, похорони меня и не
покидай матери своей; почитай ее во все дни жизни твоей, делай угодное
ей и не причиняй ей огорчения.
4 Помни, сын мой, что она много имела скорбей из-за тебя еще во время
чревоношения. Когда она умрет, похорони ее подле меня в одном гробе.
5 Во все дни помни, сын мой, Господа Бога нашего и не желай грешить и
преступать заповеди Его. Во все дни жизни твоей делай правду и не ходи
путями беззакония,
6 ибо, если ты будешь поступать по истине, в делах твоих будет успех,
как у всех поступающих по правде.
7 Из имения твоего подавай милостыню, и да не жалеет глаз твой, когда
будешь творить милостыню. Ни от какого нищего не отвращай лица твоего,
тогда и от тебя не отвратится лице Божие.
8 Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя
будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу;
9 ты запасешь себе богатое сокровище на день нужды,
10 ибо милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму.
11 Милостыня есть богатый дар для всех, кто творит ее пред Всевышним.
12 Берегись, сын мой, всякого вида распутства. Возьми себе жену из
племени отцов твоих, но не бери жены иноземной, которая не из колена
отца твоего, ибо мы сыны пророков. Издревле отцы наши -- Ной, Авраам,
Исаак и Иаков. Помни, сын мой, что все он брали жен из среды братьев
своих и были благословенны в детях своих, и потомство их наследует
землю.
13 Итак, сын мой, люби братьев твоих и не превозносись сердцем пред
братьями твоими и пред сынами и дочерями народа твоего, чтобы не от них
взять тебе жену, потому что от гордости -- погибель и великое
неустройство, а от непотребства -- оскудение и разорение: непотребство
есть мать голода.
14 Плата наемника, который будет работать у тебя, да не переночует у
тебя, а отдавай ее тотчас: и тебе воздастся, если будешь служить Богу.
Будь осторожен, сын мой, во всех поступках твоих и будь благоразумен во
всем поведении твоем.
15 Что ненавистно тебе самому, того не делай никому. Вина до опьянения
не пей, и пьянство да не ходит с тобою в пути твоем.
16 Давай алчущему от хлеба твоего и нагим от одежд твоих; от всего, в
чем у тебя избыток, твори милостыни, и да не жалеет глаз твой, когда
будешь творить милостыню.
17 Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам.
18 У всякого благоразумного проси совета, и не пренебрегай советом
полезным.
19 Благословляй Господа Бога во всякое время и проси у Него, чтобы пути
твои были правы и все дела и намерения твои благоуспешны, ибо ни один
народ не властен в успехе начинаний, но Сам Господь ниспосылает все
благое и, кого хочет, уничижает по Своей воле. Помни же, сын мой,
заповеди мои, и да не изгладятся они из сердца твоего!
20 Теперь я открою тебе, что я отдал десять талантов серебра на
сохранение Гаваилу, сыну Гавриеву, в Рагах Мидийских.
21 Не бойся, сын мой, что мы обнищали: у тебя много, если ты будешь
бояться Господа и, удаляясь от всякого греха, делать угодное пред Ним.
1–21. Находясь в бедственном положении и ожидая смерти, Товит вспоминает о деньгах, отданных на сохранение Гаваилу (I:14), сообщает об этом Товии и при этом преподает ему ряд нравоучительных наставлений о почтительности к матери (ст. 3–4), о страхе Божьем и благочестии (5–6), о благотворительности и милостыне (7–11), о чистоте и целомудрии (12–13), о справедливости и честности, благожелательности и щедрости (14–17), о скромности, благоразумии, преданности воле Божией (18–19).
1-2. Вместо денег в книге Товита всюду говорится о серебре, αργύριον (IV:1; V:2–3; IX:2; X:2; XII:3), подобно тому как и в клинописных документам, деньги нередко называются серебром: это объясняется отсутствием в Ассиро-Вавилонии чеканенных монет до персидского владычества; вместо монет употреблялись куски или слитки металла, относительная ценность которых определялась по весу; поэтому в ассиро-вавилонских документах делового характера часто встречается выражение «отвесили» столько-то денег, подобно как и у древних евреев, у которых чеканка монет явилась лишь после вавилонского плена, в приложении к деньгам — слиткам или пластинкам — обычно прилагался термин «весить, взвесить, отвесить» (евр. schaqal (шакал), Быт XXIII:16; Ис ХLVI:6; Иер ХXXII:10. См. Толков. Библ. т. I).
10 талантов серебра, помещенных Товитом у Гаваила (ст. гл. I), представляли значительную тяжесть — свыше 25 пудов, — почему Гаваил, возвращая мешки с серебром Товиту (IX:2, ), уложил их на двух верблюдов, — и стоимость этого серебра простиралась, на наши деньги, до 23 000 руб. с лишком (см. у проф. Дроздова, стр. 490–491).
3-19. Наставления Товита сыну, ст. 3–19, имеют характер общебиблейского нравоучения; отдельным наставлениям могут указаны многие параллели из других библейских книг, однако есть здесь и индивидуальные и исторические черты, которые не позволяют видеть (с Фрицше и др.) в этих наставлениях тенденциозный подбор нравоучений, свободно составлены по подражанию другим библейским книгам.
Taк, наставление Товита сыну о почтительности к матери (ст. 3–4) имеет опору в целом воззрении Ветхого Завета на почитание родителей, прежде всего в законе Моисеевом (Исх XX:12; Втор V:16), затем в учительных книгах (Сир III:1–16; VII:29) и др. частях Св. Писания; равным образом желание Товита быть погребенным вместе с женою было свойственно еще патриархам еврейского народа (Быт XXV:10; XLIX:29) и др. библейским лицам и вполне естественно вытекает из истинного библейского представления о супружеском союзе, как союзе неразрывном (Быт II:24; 1 Кор VI:16). Но вместе с тем наставление это характеризует именно супружеский союз Товита и Анны со стороны нравственной крепости их супружества, несмотря на укоризны жены мужу (II:14). Наставление о постоянном страхе Божием и соблюдении заповедей Божьих (ст. 5–6), выражающее сущность благочестия по ветхозаветному учению (Втор VI:2; Еккл XII:13), вполне уместно в обращении богобоязненного Товита к вступающему в жизнь сыну. Наставление о милостыне (ст. 7–11), при весьма понятном — ввиду основного значения учения о милостыне в библейском нравоучении — сходстве с учением об этом предмете других Священных книг Ветхого и Нового Завета (см. напр., Притч III:9; Сир IV:8; XIV:13; XXlX:15; XXXV:9; Лк XIV:13 и др.), имели особенное значение и приложение в плену, где так много было нуждающихся евреев (см. I:16 и след). Мысль о грехозаглаждающем значении милостыни, встречающаяся также в книге пророка Даниила (Дан IV:24; ср. Сир XXIX:15; Лк XI:41), здесь выражена особенно сильно: «милостыня от смерти избавляет и не попускает сойти в тьму» (ст. 10): здесь говорится, очевидно, о посмертном загробном мздовоздаянии, и ввиду последнего утверждается великое значение милостыни в деле избавления человека от «смерти второй» (Откр XX:4) и «тьмы кромешной» (Мф VIII:12; XXV:30), а не от смерти первой и могилы — неизбежных и для праведников. Заповедь о целомудрии (12а), как супружеской добродетели, связана с советом Товита сыну взять жену непременно из народа и колена своего, причем указывается на чистоту рода Товита и единоплеменников его: «мы сыны пророков» и патриархов, которые при браках равным образом охраняли чистоту рода своего (12б, сн. Быт XXIV:3 сл.), и это наставление возводится в общее правило — не пренебрегать родным племенем, не превозноситься пред сынами и дочерями своего народа (ст. 13), — правило, без сомнения, имевшее большую практическую важность ввиду исконной склонности евреев к заключению браков, минуя родное племя, с женщинами из чужих племен; в этом справедливо указывается гордость, от которой — погибель. Наставление о справедливости в отношении к наемнику (14а) дважды приводится в Моисеевом законодательстве (Лев XIX:13; Втор XXIV:14), и в плену ассирийском, где бедные евреи, без сомнения, добывали себе пропитание трудом поденщиков, была особенная нужда в строгом соблюдении этого правила (ср. Иак V:4). Правило, «что ненавистно тебе самому, того не делай никому» (ст. 15а), выражено Господом Спасителем в положительной форме: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф VII:12; Лк VI:31), — по слову Господа — «в этом закон и пророки» . Запрещение пьянства (ст. 15б) могло иметь в виду распространенность этого порока в Ассирии (Наум I:10). Далее, при повторении наставления о милостыне нуждающемуся (ст. 16), дается и специальное наставление: «раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам» (ст. 17): имеется в виду распространенный у библейских евреев обычай приносить скорбящим об умерших хлеб печали и чашу утешения, раздавать милостыню бедным за умерших и приносить за них молитвы и умилостивительные жертвы (2 Цар III:35; XII:17; Иер IX:16; ХVI:7; Иез ХXIV:17; Ос IX:4; Сир VII:36; 2 Иак XII:42–45); а с тем вместе запрещается евреям участвовать в похоронных обрядах ассириян, которые, как видно из некоторых надписей Асурбанипала, имели обычай приносить теням умерших пищу и питье. (См. у проф. Дроздова, с. 61–65 и 468). Наставление это могло иметь и более широкий объем, заключая в себе совет вообще не давать милостыни язычникам — наставление, вполне понятное в устах ветхозаветного человека (ср. Мф V:43) и притом в тяжкое время плена, когда евреи терпели великое озлобление со стороны язычников-ассириян и, естественно, сами питали к ним то же чувство (ср. Пс CXXXVI).