Титу
Глава
3
1 Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть
готовыми на всякое доброе дело,
2 никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать
всякую кротость ко всем человекам.
3 Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы
похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны,
ненавидели друг друга.
4 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога,
5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по
Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,
6 Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего,
7 чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались
наследниками вечной жизни.
8 Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы
уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо
и полезно человекам.
9 Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе
удаляйся, ибо они бесполезны и суетны.
10 Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,
11 зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.
12 Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в
Никополь, ибо я положил там провести зиму.
13 Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в
чем не было недостатка.
14 Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении
необходимым нуждам, дабы не были бесплодны.
15 Приветствуют тебя все находящиеся со мною. Приветствуй любящих нас в
вере. Благодать со всеми вами. Аминь.
Продолжение наставлений о святости жизни (1-11). Заключение: разные
сообщения и приветствия (12-15).
1 Наставления, здесь начинающиеся, относятся ко всем христианам - без
различия пола, возраста и состояния, и определяют главным образом то
отношение, в каком христиане должны стоять к окружающим их нехристианам
(ср. 1Пет. II:12 и сл.). Особенно апостол велит напоминать критянам о
необходимости повиноваться начальству - конечно, гражданскому, так как
известно, что жители Крита были всегда склонны к возмущениям.
На всякое доброе дело. Этими словами апостол с одной стороны
ограничивает предел повиновения гражданской власти: повиноваться властям
нужно, следовательно, только в добрых делах, когда власть не идет прямо
против ясных божественных повелений. С другой стороны, призывая христиан
участвовать во всяком добром деле, апостол этим самым побуждает нас
участвовать во всех благих общественных предприятиях и, в частности,
благословляет нас на занятия всякими добрыми искусствами и науками (ср.
Флп. IV:8).
2 Апостол научает христиан проявлять кротость и снисхождение к
неверующим согражданам, потому что христиане по собственному опыту
знают, как тяжело живется в язычестве и как трудно язычникам отстать от
своих пороков.
4-7 Быть снисходительными по отношению к неверующим должно побуждать
христиан безмерное человеколюбие Бога по отношению к ним самим. Ибо
когда открылась божественная доброта (благодать - crhstothV) и
человеколюбие Божие (здесь, как и во второй главе 11 стихе, разумеется
не факт боговоплощения, а распространение Евангелия Христова по всему
миру и, в частности, в Крите), то Бог спас нас не в силу наших заслуг,
но единственно по Своему милосердию. Отсюда следует, что и мы, подражая
Богу, должны обнаруживать расположение к язычникам и тогда, когда они
этого вовсе не заслуживают. При этом апостол, чтобы произвести еще
большее впечатление на души верующих, велит Титу напомнить им о том, что
они посредством крещения (банею возрождения ср. Еф. V:26) очистились от
грехов и обновились, сделались новою тварью, а затем (через другое
таинство - миропомазание - обновление Святым Духом) получили дары
Святого Духа в изобилии, чтобы сделаться хотя только De jure (по
упованию) наследниками вечной жизни, т. е. со временем получить ее в
свои владение.
8 Обо всем этом Тит должен говорить так внушительно (чтобы ты
подтверждал), чтобы его речь действительно заставила христиан заботиться
об исправлении своей жизни.
Верно слово - ср. 1Тим. I:15; III:1.
9-11 Если при этом еретики (т. е. люди, уклонившиеся на путь
заблуждения, выбирающее из христианского учения только то, что им
нравится и даже искажающие христианское учение и увлекающие за собою
других) будут мешать ему, вызывать его на состязание, то Тит должен
удаляться от них, предварительно раз и два обратившись к ним с
увещанием. Раз они этого увещания не слушают - значит, они люди
окончательно развращенные, на исправление которых нет никакой надежды.
12-15 В заключение апостол дает некоторые поручения Титу, посылает ему
приветствия от своих споспешников и просит передать привет всем любящим
Павла. В конце он призывает благословение Божие на всех читателей
послания.
Зина законник (ст. 13), т. е. человек, раньше занимавшийся изучением
закона Моисеева.
Тихик - см. Деян 20:24.
Артема - имя, упоминаемое только здесь.
Аполлос - см. Деян 18:24.
Любящих в вере, т. е. верующих христиан, которые любят апостола.