Апокалипсис
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Глава
18
1 После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть
великую; земля осветилась от славы его.
2 И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон,
великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому
духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным
вином блудодеяния своего она напоила все народы,
3 и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от
великой роскоши ее.
4 И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой,
чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее;
5 ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее.
6 Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам
ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое.
7 Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и
горестей. Ибо она говорит в сердце своем: `сижу царицею, я не вдова и не
увижу горести!'
8 За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет
сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее.
9 И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и
роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее,
10 стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий
город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой.
11 И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их
никто уже не покупает,
12 товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и
виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и
всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из
меди и железа и мрамора,
13 корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и
скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих.
14 И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и
блистательное удалилось от тебя; ты уже не найдешь его.
15 Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нее, станут вдали от страха
мучений ее, плача и рыдая
16 и говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и
багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом,
17 ибо в один час погибло такое богатство! И все кормчие, и все плывущие
на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие на море стали вдали
18 и, видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой город подобен
городу великому!
19 И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе
тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие
корабли на море, ибо опустел в один час!
20 Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог
суд ваш над ним.
21 И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг
в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий
город, и уже не будет его.
22 И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и
трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе
никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно
уже будет в тебе;
23 и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты
не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и
волшебством твоим введены в заблуждение все народы.
24 И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле.
Возмездие Вавилону и плач о его погибели. Явление Ангела с вестью об
этой гибели и объяснение ее причины (1-3). Приглашение праведников выйти
из Вавилона, обреченного на гибель в воздаяние за его прежний разврат и
роскошь (4-8). Плач о Вавилоне: царей земных, роскошествовавших в нем
прежде, воинов, пользовавшимся его богатою торговлею и плавающих на
кораблях в целях торговли с Вавилоном (9-10). Радость небожителей по
поводу уничтожения Вавилона с его соблазнами и преступлениями (20-24).
1-3 Иоанн видит иного Ангела, который нисходит с неба. Его слава и
величие говорит о том, что он был посланником с великою миссиею, с
вестью о страшном суде возмездия над грешным Вавилоном [Ebrard, Kliefoth,
Lutardt и др.]. Ангел сильным голосом возвещает о том же падении того же
Вавилона, о котором было возвещено ХIV:8 и XVI:19. Вавилон, сообразно с
этим пророчеством Ангела, после своего падения сделается жилищем бесов и
пристанищем всякого нечистого духа. Город сделается совершенною
пустынею, местом мрачных развалин. Причина падения Вавилона - это
развращающее влияние его политики и нравов на все земные народы. В
опустошении, как деле возмездия по Бож. суду, сказывается полная
противоположность прежнему состоянию города. Насколько во дни своего
могущества и процветания Вавилон был центром государственного
могущества, мирового влияния на жизнь и нравы и предметом подражания для
всего всемирного антихристианского царства, насколько прежде он был
центром мировой торговли, настолько же ничтожен он теперь.
4 С 4 ст. начинается речь другого лица, под которым более правильно
разуметь Самого Иисуса Христа, Который обращается от Своего имени к
избранным христианам как к народу Своего Царства (ср. Исх 19:12).
Повеление Господа: "выйди от нее, народ Мой" означает окончательное
отделение общества избранных христиан последнего времени от нечестивого
антихристианского общества. Кончилось долготерпение Божие и должно
наступить время воздаяния. Бог вспомнил все неправды Вавилона, все его
беззакония, они превзошли меру.
6 "Воздайте ей" - это приказание от того же лица, которому принадлежит и
голос 4 ст., но к другому субъекту. Этими исполнителями Бож. повеления,
очевидно, являются те самые цари, которые были назначены исполнителями
Бож. воли относительно суда над Вавилоном. Им повелевается воздать,
отплатить Вавилону, как и он воздавал "вам", ибо от его развращенной
жизни, от его насилий страдали не только избранные христиане, гонимые и
преследуемые, но даже и сами нечестивые цари и народы. Сильного двойного
наказания, страдания Вавилон вполне заслужил своим крайним нечестием,
своим развращающим примером и влиянием. Его виновность обнаружилась
собственно в том, что он поил народы вином своего блудодеяния (XIV:4;
XVII:2, 4).
7 Его прежняя гордость и самоуверенность, как столицы антихристианского
царства, как действительной царицы, а не как вдовы, не имеющей мужа,
царя, окажутся в совершенной противоположности с его внезапной гибелью.
Он считал себя всесильным, вечным, но его постигнет гибель и постигнет
внезапно, в один день, и одновременно обрушатся на него казни [Андрей
Кесар, Kliefoth]. Чрез это и будет доказано, что силен Господь Бог,
судящий его (ст. 8). О том впечатлении, которое будет произведено этими
казнями, говорится в следующих стихах. Прежде всего восплачут цари,
правители отдельных провинций и государств, составляющих единое
антихристианское царство; для них особенно чувствительно будет
опустошение столичного города. Но они только издали будут наблюдать за
казнью и не осмелятся прийти на помощь и предотвратить гибель и только
будут восклицать: горе, горе! Далее оплакивают разрушение купцы, которое
само собою и непосредственно отзывается на их интересах, так как с
мировым городом Вавилоном была тесно связана мировая торговля. Купцы так
же, только издали, будут восклицать: горе, горе! Это горе и для купцов,
ибо они не только потеряли рынок для своей торговли, но и сами находятся
в страхе и опасности на самих себе испытать все те ужасы, которые уже
постигли жителей Вавилона. - Мореплаватели, выражая свою скорбь по
поводу разрушения Вавилона, посыпят даже на свои головы пепел в знак
своей печали.
20 Но если падение Вавилона для обитателей земли, стоящих под
непосредственным влиянием антихриста, было причиною их горя, то для
жителей неба и для тех, которые живут для неба, это событие будет
предметом радости. Приглашаются к радости небо, святые, апостолы и
пророки. Причина радости - наступление последнего и окончательного суда
Божия, которого просили и желали прославившиеся мученики (Откр 6:10).
Суд этот составляет предмет радости небожителей, ибо он есть торжество
Бож. Правосудия.
21 Иоанн при том видит символическое изображение внезапности и
непоправимости падения Вавилона. Один (некоторый) Ангел бросил в море
большой камень. Этот образ означает то, что как тяжёлый камень,
брошенный в море, исчезает в нем быстро и безвозвратно, так точно по
Бож. суду бесследно и безвозвратно погибнет и Вавилон. К этому образу
Ангел далее присоединяет и словесное описание той опустошенности и
заброшенности, которые постигнут Вавилон. В заключение Ангел объясняет и
причину самого суда над городом и его жителями. Первая вина их та, что
купцы обратились в вельмож и придали безнравственное направление своей
торговле. Далее, вина в его волшебстве, т е. его развращающей политике.
Наконец, последняя и самая важная вина Вавилона в том, что в нем была
найдена кровь пророков, святых и всех убитых на земле (ср. XVII:6). Это
значит, что Вавилон, как город при конце мира, столица антихристианства
и место высшего проявления боговраждебности, был виновником пролития
крови всех убитых на земле; так как зло и грехи будущего
антихристианского мира были плодом и последствием всей долговременной
истории зла, то, по справедливости, на антихристианский мир (Вавилон)
падает и ответственность за все мировое зло.