Апокалипсис
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Глава
6
1 И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из
четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.
2 Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан
был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.
3 И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее:
иди и смотри.
4 И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли,
и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.
5 И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее:
иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий
меру в руке своей.
6 И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы
за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не
повреждай.
7 И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного,
говорящий: иди и смотри.
8 И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя
`смерть'; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью
земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.
9 И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных
за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.
10 И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и
Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?
11 И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они
успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их,
которые будут убиты, как и они, дополнят число.
12 И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое
землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как
кровь.
13 И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным
ветром, роняет незрелые смоквы свои.
14 И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров
двинулись с мест своих.
15 И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные,
и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор,
16 и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица
Сидящего на престоле и от гнева Агнца;
17 ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?
Видение первых четырех печатей: явление после снятия первой печати
белого коня (1-2), рыжего после второй (3-4), вороного после третьей
(5-6) и бледного после четвертой (7-8). Видение душ убиенных за слово
Божие, находящихся под жертвенником и одетых в белые одежды (9-11).
Изображение картины мирового переворота, имеющего наступить после снятия
шестой печати книги (12-17).
Видения небесного престола и представшего пред ним Агнца были первыми
обнаружениями Божеств. промыслительной деятельности в первом из пяти
порядков апокалиптических явлений. За ними следует видение снятия
печатей книги. Это видение предполагает первые и притом не только по
своей внешней связи, но и по внутреннему соотношению. Небо и небесный
престол служат источником и основанием всех тех событий и явлений,
которые совершаются на земле: в них осуществляется Божественная воля, и
они должны быть рассматриваемы с этой стороны.
1 Оставаясь в прежнем положении и прежнем состоянии духа, тайнозритель
созерцает, как Агнец снимает первую печать книги и при этом слышит
громовой (сильный) голос, который принадлежал одному из четырёх
животных, - а какого, Иоанн не указывает. В выражении "иди (пусть идет,
совершается) и смотри" нужно видеть безличное обращение, и его смысл
можно передать так: пусть совершается то, чему надлежит быть по
Божественному предопределению, ты же, Иоанн, смотри и запечатлей в своём
уме.
2 По снятии первой печати Иоанн видит выступающим белого коня и на нем
всадника. Самый всадник охарактеризован очень кратко и общими чертами.
Тайнозритель во всем видении главное внимание обращает нa коней и на
цвет их масти, о всадниках же говорит лишь по связи с конями. Посему при
изъяснении видений нужно более всего обращать внимание на образы коней и
на их масти. Конь есть самый естественный символ движения, войны. Здесь
конь белого цвета, следовательно, и под движением нужна разуметь
движение духовного, высшего свойства чистое (белое) и по своим целям и
по своим средствам. Это движение, очевидно, то, которое произошло на
земле вследствие христианской проповеди. А победоносный вид всадника
находит себе объяснение в тех успехах, которыми сопровождалась эта
христианская проповедь. Всадник управляет конем, так и Иисус Христос
управлял апостолами и их преемниками в распространении Евангелия.
3 При снятии второй печати также послышался голос, но другого животного
и притом, очевидно, менее величественный и сильный. Голос говорил те же
самые слова и, конечно, с тем же смыслом.
4 Иоанн увидал другого коня; он был рыжий или, правильнее, огненный.
Если конь вообще обозначает движение, то конь рыжего цвета,
напоминающего разрушительное свойство огня и цвет человеческой крови,
говорит о губительном значении олицетворяемого движения. Рыжий конь и
его всадник с большим мечом обозначают обнаружение вражды и злобы,
которые везде и всегда сопровождают на первых порах распространение
христианства. По действию всадника на рыжем коне не будет на земле мира.
Мир совести, внутреннее спокойствие будут нарушены тем, что у людей не
станет уверенности в правильности своих религиозных убеждений. Не станет
вместе с этим и спокойствия внешнего, которое будет уничтожено враждою
против тех, кто будет виновником нарушения внутреннего мира. Все это и
было на земле с началом распространения христианства, когда среди людей
обнаружилось много вражды и было пролито много крови, особенно во время
гонений против христиан со стороны иудеев и язычников. Но эта история
вражды (рыжий конь) к начинающемуся христианству, к христианским
прозелитам всегда повторяется (Мф. 10:34; Ин 16:2) [Андрей Кесар].
5-6 При снятии третьей печати Иоанн увидал вороного коня. Черный цвет
есть цвет скорби и нужды, а потому и символ вороного коня есть символ
человеческой нужды, которая, прежде всего, выражается в недостатке
питания и голоде. Об этом говорит самый вид всадника. Всадник имел в
руках весы. Весы говорят о точности, об отсутствии лишнего и потому
весьма удобно напоминают о голоде [Ewarld, Lu~tardt]. Голос, который
Иоанн слышал раздающимся среди животных, был голосом Божественным,
исходящим от Божьего престола. Первая половина слов Божественного голоса
говорит о необыкновенной дороговизне жизни вследствие голода, а вторая
указывает на ту роскошь, которой обыкновенно предаются богатые слои
общества, эксплуатирующие бедных. В частности, в периоды борьбы
христианства с язычеством первые христианские прозелиты среди того или
другого языческого общества всегда находились и находятся в
сравнительной нужде; более богатое языческое общество обыкновенно
утопает в роскоши языческой жизни, христиане же, лишаемые поддержки и
сочувствия, должны бывают до крайности ограничивать свои потребности
(Иак 2:6).
7-8 Сообразно с пониманием первых трех печатей нужно объяснять и символ
четвертой. По ее снятии Иоанн видит бледного коня, - собственно серого,
бесцветного, каковой цвет принимают трупы людей. За всадником,
напоминающим смерть и называемым смертью, следовал ад. Ад здесь является
олицетворением действительных обитателей ада, т е. осужденных
[Нengstenberg] по предварительному суду на временные мучения. Всаднику
на бледном коне дан меч, как орудие смерти; в его распоряжении голод,
ему подчинены и бедствия мора (повальные и заразные болезни) [Ewald,
Kliefth, Lu~tardt.], и даже земные хищные звери. Бедствия эти падут на
"четвертую часть земли"; - это не математически точное измерение особого
пространства; здесь определенное число в смысле неопределенного, для
указания на действия этих явлений временно и по местам. Число же четыре
употреблено в соответствие четырем животным, четырем коням и четырем
странам света. Все это подтверждает нам церковная история, история
распространения христианства.
9 Теперь у ев. Иоанна после видений четырех печатей возникал вопрос,
доколе вместе с грешниками будут страдать и праведники, и получают ли
эти последние какую-либо награду за свои страдания и своё терпение? -
Явление пятой и шестой печатей служат ответом на эти вопросы. В ответ на
вопрос, в каком состоянии находятся души христианских мучеников, Иоанн
видит их под небесным жертвенником. Этот жертвенник - совершенно особое
место и особый предмет апокалиптического видения. Это жертвенник
всесожжения (Лев 4:7), стоявший на дворе народа для принесения на нем
жертв [Ebrard, Su~ller, Ewald, Kliefoth, Lu~tardt]. Внизу (под) около
этого жертвенника, как бы жертвы, уже принесенные и сожженные,
находились души в собственном смысле этого слова [Hengstenberg, Ebrard],
т е. бессмертные души умерших людей. Это - души умерших насильственною
смертью. т е. души мучеников. Они были замучены, во-первых, за слово
Божие, т е. Божие учение, во-вторых, за свидетельство, т е. за
исповедание веры в Иисуса Христа. Это исповедание они имели, т е.
держали, высказывали и довели до конца, подтвердив искренность своею
смертью. Теперь души этих христианских мучеников находились под
жертвенником, чем обозначалась их особенная близость к Господу Богу.
10 Одновременно с тем, как стали видимы под жертвенником души убиенных,
послышался их громкий вопль. Они обращались к Бож. престолу, и, называя
Бога Святым и Истинным, спрашивают, почему все еще нет приговора Бож.
суда над грешниками и все еще не воздано им сообразно с их делами. Здесь
слышится недоумение и мольба о праведном суде, о слове Бож. Правосудия
по отношению к грешникам ближе всего, к язычникам и иудеям,
преследователям христиан.
11 В ответ на вопль мучеников им дана была каждому белая одежда, как
знак их чистоты и невинности. Дарование ее мученикам имеет значение их
оправданности, их близости к Господу Богу и их надежды на полное
блаженство на воскресение из мертвых. Кроме дарования белых одежд,
Господь утешает непреложностью Своего суда по Своему Бож.
Предопределению [Hengstenberg, Ebrard, Suller]. Время этого суда и
воздаяния совпадет с тем временем, когда число мучеников достигнет
известного, определенного Богом предела. Кровь мучеников будет отомщена;
но это произойдет не ранее, как исполнится число их сотрудников и
братьев, которым должно также пролить свою кровь за исповедание
христианской веры.
12-14 Шестая печать отвечает на вопрос, доколе вместе с грешниками,
достойными наказания, будут страдать и благочестивые. До тех пор,
отвечает она, пока не наступит время общего воздаяния при втором
пришествии Господа. И слова 12 стиха можно понимать в смысле указания на
общемировой переворот пред вторым пришествием Господа. При перевороте
солнце уподобится власянице, одежде из черной шерсти. Это слововыражение
не единичное в Св. Писании (Мф. 24:29) и почти буквально повторяется у
пророка Исаии (L:3). Оно говорит, что изменение произойдет в самой
природе солнца и в его отношениях к земле и другим планетам. Здесь нужно
разуметь прекращение солнечного света. Точно так же и луна (как кровь)
уже не будет освещать землю, но своим новым видом будет лишь возбуждать
нас. В то же самое время наступающего общего переворота звезды небесные
падут на землю. Пояснение Апокалипсиса говорит о том, что здесь нужно
видеть не обман зрения, но действительное падение звезд, в виде
астероидов, метеоров и т п [Соmel-a Lapid, Kliefoth, Calmet, Иоанн Злат.
на Мф. XXIV:29] Мировой переворот коснется и самой земли и неба. Небо
скроется, свившись как свиток. Это выражение (Ис 34:4) говорит об
удалении неба от человеческого взора. Одновременно с переворотом на
небе, на земле произойдет страшное землетрясение, следствием которого
будет изменение вида земной поверхности. Для Господа возможно полное и
совершенное изменение вида земли.
15-17 говорят нам о том впечатлении, которое произведет на людей мировой
переворот. Все земные обитатели, которым ради их грехов приходится
страшиться гнева Божия, убегут в горы и пещеры. Но никакая защита не
будет в состоянии скрыть грешных людей от наступающего суда и воздаяния.
Слова 17 ст. как бы подтверждают, что в шестой печати речь шла о
наступлении времени второго пришествия, о времени дня Господня.