Псалтирь
Введение Псалмы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
Псалом 136
1 При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;
2 на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.
3 Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши -
веселья: `пропойте нам из песней Сионских'.
4 Как нам петь песнь Господню на земле чужой?
5 Если я забуду тебя, Иерусалим, - забудь меня десница моя;
6 прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не
поставлю Иерусалима во главе веселия моего.
7 Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили:
`разрушайте, разрушайте до основания его'.
8 Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что
ты сделала нам!
9 Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!
В
еврейской Библии псалом не имеет надписания имени автора, в латинской же
и греческой стоит имя Давида. Последнее указание нельзя считать
правильным: содержание псалма (1-3 ст.) - представляет воспоминание о
плене вавилонском уже по его окончании и возвращении евреев на родину,
свидетелем каковых событий Давид не мог быть. Самый характер изложения
есть живой и трогательный рассказ автора о пережитом им, что тоже не
могло быть испытано Давидом. Более точное определение времени написания
псалма можно найти в указании 8 и 9 ст., где Вавилон представляется
грозным и еще не опустошенным. Из сопоставления содержания первых трех
стихов псалма и последних двух можно заключить, что псалом написан
вскоре по возвращении евреев из плена при Кире Персидском до опустошения
Вавилона в 517: г. в 6 год Дария Гистаспа, значит прежде окончания и
освящения второго храма.
В плену вавилонском замолкли наши песни и арфы висели на деревьях (1-2).
Притеснители наши просили нас пропеть из Сионских песней. Да иссохнет
мой язык и рука, если буду петь и играть в чужой стране и если я забуду
тебя, Иерусалим (3-6)! Господи, отмсти Едому за его злобу к Иерусалиму.
Блажен тот, кто разобьет о камень и твоих детей, дочь Вавилона,
опустошительница (6-9).
1. "При реках Вавилона" - разумеются реки Тигр и Евфрат, с их притоками
и искусственными каналами, проведенными вавилонянами для орошения своих
полей.
2. "На вербах". По берегам многочисленных рек и притоков вавилонской
низменности росло множество ив, или верб. Берега рек были любимым местом
посещения пленников.
3. Еврейский народ был одним из самых музыкальных народов древнего
Востока. Евреи славились как обилием поэтических произведений, так и
развитием инструментальной музыки. Но музыка и поэзия еврейского народа
носила религиозный характер: она касалась воспевания Бога и Сиона и
имела молитвенное содержание. Она тесно была привязана к Палестине,
храму и разнообразным проявлениям водительства Богом еврейского народа.
Пение этих песней имело, поэтому, священное значение и национальное.
Просьба вавилонян, чтобы евреи пропели им из священных Сионских песен,
была лишь простым любопытством, развлечением, и исполнение этой просьбы
плененными евреями являлось в глазах последних профанацией, оскорблением
святости содержания своей поэзии и своего религиозного чувства, почему
она с негодованием отвергалась.
5-6. "Забудь меня десница" - перестань действовать, т. е. высохни. -
"Прилипни язык" - тоже высохни. "Поставить Иерусалим во главе веселья" -
радоваться только тому, что является радостью для всего Иерусалима. Во
время же плена евреев Иерусалим был опустошен и находился в развалинах.
Его заселение и восстановление прежнего значения для еврейского народа и
было для пленников единственной мечтой и заглавной радостью.
7. Едом или идумеяне, родственный народ евреям, всегда был враждебно
настроен к своему собрату, и во всех печальных событиях его жизни
принимал деятельное и злое участие. Так было и при разрушении Иерусалима
вавилонянами, когда идумеи радовались этому национальному бедствию (см.
Ам I:11; Авд 11-15 ст.).
8-9. У пророка Исаии (XIII:16-18) предсказана тяжелая судьба Вавилона
именно теми чертами, которые указаны в этом псалме. Тяжесть этого
приговора - непреложная воля Господа, которая непреложно же осуществится
и найдет своего исполнителя. Последний называется писателем псалма
блаженным, так как им осуществляется одно из предначертаний
Божественных, а потому справедливых и благодетельных, хотя бы они
казались в глазах человека жестокими и тяжкими.
Весь псалом прекрасно передает то грустно-покаянное настроение, каким
жили евреи в плену, их тоску по родине и мечту о своем национальном
возрождении.