Псалтирь
Введение Псалмы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
Псалом 98
1 Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да
трясется земля!
2 Господь на Сионе велик, и высок Он над всеми народами.
3 Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно!
4 И могущество царя любит суд. Ты утвердил справедливость; суд и правду
Ты совершил в Иакове.
5 Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято
оно!
6 Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его
взывали к Господу, и Он внимал им.
7 В столпе облачном говорил Он к ним; они хранили Его заповеди и устав,
который Он дал им.
8 Господи, Боже наш! Ты внимал им; Ты был для них Богом прощающим и
наказывающим за дела их.
9 Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь на святой горе Его,
ибо свят Господь, Бог наш.
Неизвестный писатель псалма старается возбудить в народе благоговение
пред Иеговою и преданность Ему указанием, как на Его величие и
правосудие, так и на Его милостивое отношение к людям.
Господь, восседающий на Херувимах, есть царь над всем миром и всеми
народами, почему все люди должны восхвалять Его (1-3). Он правосуден и
делами Его справедливости полна история жизни Иакова (4-5). Господь
внимал избранникам Своим, покровительствовал всему народу, прощал его,
но и наказывал, когда последний возбуждал Его гнев. Так вечен и милостив
Господь, и достоин хвалы и превозношения (6-9).
1. Народ еврейский - народ Богоизбранный, находящийся под Его особенным
покровительством. Господь, как царь всего мира, только тех людей
награждает в любви, кто принадлежит к Его подданным, кто признает Его
власть и исповедует Его царем и Богом. Из всех народов таков - только
один еврейский, в храме которого Господь восседает на Херувимах Ковчега
Завета. Остальные народы, не признающие Его своим Богом, не могут ждать
от Него себе милости: они должны трепетать в ожидании кары.
3. Имя Божие - "великое и страшное" по тем делам, которые Господь
совершает в мире, когда по Его воле исчезают целые народы и гибнут
грозные враги Иакова. История последнего подтверждает это
многочисленными фактами.
4. "Могущество царя любит суд". В действиях Бога нет произвола, как
бывает в делах людей: Он любит суд, Его решения опираются на строгой
справедливости, о чем также свидетельствует история Иакова.
5. "Подножие Его" - Кивот Завета, крышка на нем (каппорет) и литые
изображения херувимов, на которых восседает Господь.
6-7. Господь милостиво и внимательно относится ко всякой искренней
молитве обращающегося к Нему. Молитвы Моисея, Аарона и Самуила
принимались Богом и исполнялись потому, что они "хранили Его заповеди и
устав". То же ожидает всякого, кто стал бы поступать, как означенные
лица.
Моисей здесь называется "между священниками" за то, что он по повелению
Бога не раз приносил жертвы (см. Исх XXIV:6; 29, 25; Лев VIII:6). Самуил
также призывал Господа и приносил Ему жертвы (1 Цар VII:9-10) и еще
отроком служил пред Господом, надевая льняной ефод (1 Цар II:18).
8. Под людьми, которых Господь "прощал и наказывал" вероятнее всего
нужно разуметь еврейский народ, так как по отношению к Самуилу, Библия
не указывает случаев, когда бы последний вызвал на себя гнев Бога и был
бы Им наказан.
9. Если Господь так велик, праведен и многомилостив, то естественно,
чтобы народ еврейский ревностно служил только Ему одному и воздавал Ему
поклонение на святой горе Его.
Весь этот псалом - восторженный призыв еврейского народа к духовному
покаянию и служению Единому Иегове, оплоту его силы и счастья.