Псалтирь
Введение Псалмы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
Псалом 96
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные
острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь
пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих,
Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки
нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
96
псалом представляет большое сходство с Пс 94 и 95 как в содержании, так
и в тоне изложения, полном восторженной хвалы Богу. Сходство его с
содержанием кн. пророка Исаии, указывает на его зависимость от первой и
определяет время происхождения псалма не ранее написания пророком
последней части его. Так как здесь не говорится о разрушении Иерусалима
и храма, то написан он до времени наступления плена вавилонского. Псалом
полон торжественного ликования, подъема религиозного чувства, что
говорит за соответствующие радостные факты из религиозной жизни в
народе. Таким временем было царствование Иосии, восстановившего истинное
богослужение, и надписание "об устроении земли" можно понимать как
устроение религиозное, а не политическое.
Господь - царь всего мира. Да радуются все народы. Окрест Его - мрак;
правда - основание Его престола (1-2). Он уничтожит всех своих врагов,
пред Ним трепещет вся земля (3-5). Небеса возвещают Его правду, видимую
всеми народами (5-7). Народ еврейский радуется величию Господа над всеми
богами (8-9). Все должны любить Бога, так как Он источник всякого блага
(10-12).
1. Господь есть царь над всеми богами и всем миром. Этому должны
радоваться не только евреи, но и "острова", все языческие народы, часто
обозначаемые этим образом.
2-7. Описание необыкновенного величия Господа. "Облако и мрак окрест
Его". Он живет в облаках и тучах, обыкновенных образах явления Бога
древнему человеку, указывающих на непостижимость Его существа; "правда и
суд основание престола Его" - правосудие и определение - основание Его
власти ("престола"), т. е., в основании Его господствования лежит
должное каждому мздовоздаяние, которое строго определено и не может быть
отменяемо. - "Пред Ним идет огонь" - огонь обладает свойством все
уничтожать, вместе с тем он является и символом очищения, т. е. Господь
уничтожит всех своих врагов, но только тех, которые того заслуживают,
уничтожит все нечистое, противное Ему. Одним из проявлений такой силы и
суда Бога над противниками своими является молния и гроза, от которой
содрогалась земля. Горы таяли от Него, вероятно, разумеются сильные
потоки дождя с горы, сносившие с собою много каменьев. - "Все народы
видят славу Его" - явление грозы, как выражение Божественного Правосудия
("небеса возвещают правду Его") было известно всем людям. Эти явления
наглядно показывали всемогущество Бога и Его достоинство; пред Ним
ничтожны идолы, почему писатель и приглашает все народы признать и
исповедывать только Единого Бога Иегову. К воздаянию поклонения Единому
Богу писатель приглашает вместе с людьми и богов. Под богами разумеются
цари и князья народов. У 7:0-ти приглашаются к поклонению Ангелы. Так
как ангелы, как существа бесплотные, непрестанно и невидимо всегда
служат Богу и покланяются Ему, то под поклонением, о котором говорит
псалмопевец, нужно разуметь поклонение видимое, пред всем миром, а это
будет только при Страшном Суде. Отсюда данное место псалма в понимании
его писателя расширяет свой смысл, получая пророческий характер:
могущество Бога над миром, проявляемое в грозах, заключает прообраз
общего суда Бога над всем миром и всеми Его противниками.
8-9. Такое чудесное проявление Божественной помощи евреям,
обнаружившееся в грозных явлениях природы над их врагами язычниками, о
чем свидетельствует их история, дарованием им победы, наполняло весь
Сион необыкновенной радостью, в которой принимали участие и девушки
составлением и исполнением хвалебно-благодарственных песен. (Под Сионом
можно разуметь еще Иерусалим, а под дочерями - другие города Палестины,
т. е. радость была всеобщая).
10-12. Из этих фактов Божественного покровительства писатель псалма
делает соответствующее нравоучение: все праведные (может быть здесь
разумеются только евреи, как в то время единственный народ, сохранивший
истинное боговедение) должны любить Бога, быть Ему верными, так как в
этом залог их счастья ("свет сияет"); описанные же случаи чудесной
помощи, как памятники Божественной святости ("память святыни") и
ничтожества идолов должны быть воспеваемы ("славьте").
Очевидно, что чтение при Иосии истории еврейского народа, полной фактами
чудесного водительства и защиты его со стороны Бога, наполнило писателя
восторженным чувством благоговения и дало содержание этому псалму.