Псалтирь
Введение Псалмы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
Псалом 94
1 Приидите, воспоем Господу, воскликнем [Богу], твердыне спасения
нашего;
2 предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему,
3 ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами.
4 В Его руке глубины земли, и вершины гор - Его же;
5 Его - море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его.
6 Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа,
Творца нашего;
7 ибо Он есть Бог наш, и мы - народ паствы Его и овцы руки Его. О, если
бы вы ныне послушали гласа Его:
8 `не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в
пустыне,
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое.
10 Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ,
заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих,
11 и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой'.
Этот
псалом в евр. Библии не имеет надписания, на что указано и в славянской
Библии, причем добавление "хвала песни Давиду", как мы увидим, должно
быть понимаемо в смысл: хвалебная песнь по образцу Давидовых.
В псалме изображается необыкновенное народное ликование религиозного
характера, выражавшееся в пении хвалебных и благодарственных гимнов
Богу. Сущность и причина торжества заключалась в откровении Божественной
воли всему народу (см. конец 7: и 8 ст. ). Такой подъем в народе
религиозного энтузиазма можем найти только во время Иосии, когда он
восстановил истинное богопочтение и когда найденный первосвященником
Хелкией автограф закона Моисеева был прочитан всенародно. Со временем
Давида (как думают некоторые) содержание псалма не имеет связи: тогда,
не было всенародного откровения воли Божией и такого общего, чисто
религиозного ликования по этому поводу. Кто был писателем псалма, точно
не известно, может быть сам Иосия.
Весь псалом - хвалебно-благодарственная песнь Богу за откровение Его
воли народу, причем последний приглашается автором к сердечному и
постоянному следованию Его заповедям.
Придите для славословия Господа, царя над всеми богами, творца земли,
гор и морей (1-5). Будем молиться пред этим великим Господом, который
есть Бог наш, а мы - овцы его паствы (6-7). Если бы нам сейчас послушать
Его зова: "не оказывайте мне непослушания, как то было в пустыне, когда
Я осудил вас на сорокалетнее странствование!"
1-2. Полный религиозного воодушевления автор приглашает всех евреев
торопиться исповедывать, восхвалять Бога гимнами в торжественном
славословии.
3-7. Предмет воспевания велик: это - Бог, Творец всего мира и его
Господин. Он же и Бог преимущественно евреев, которых пасет, как пастух
овец. Такое отношение Бога к еврейскому народу открывается из всей его
предыдущей истории, равно из дарования закона, данного только ему, чем
ясно свидетельствуется, насколько Господь любит и выделяет евреев из
всех других народов.
8-11. По указанной причине еврейский народ должен дорожить благоволением
такого великого Существа, и ("о, если бы вы ныне послушали гласа Его")
когда услышит чтение закона, то усвоить его глубоко, и покорно
подчиниться указаниям Божественной воли, но не поступать по образцу
предков, оказавшихся грубыми, маловосприимчивыми ("не ожесточите
сердца") к Его словам, а потому и прогневлявших Его своими поступками
после исхода из Египта (разумеется их неоднократный ропот на Моисея и на
Бога), когда Господь совершал им много чудес ("видели дело Мое").
"Мерива" - название местности, где был бунт евреев в пустыне Рефидиме
(Исх XVII:1-7:), которую Моисей назвал "Мерива", что значит - ропот.
Господь осудил их на сорокалетнее странствование и назначил погибнуть
всем, которые "заблуждаются сердцем", постоянно обнаруживали недостаток
веры. Относительно последних Господь произнес суровый, но справедливый и
вынужденный их поведением приговор - не войти им в Палестину ("что они
не войдут в покой Мой"), назначенную местом для их постоянного,
покойного и самостоятельного существования.
Наследование Палестины обуславливалось точным и постоянным соблюдением
евреями всего закона Моисеева. Всенародное чтение закона при Иосии
давало возможность каждому еврею ознакомиться с волей Бога и уже от
желания его зависело - следовать ей или нет, а вместе с тем -
наследовать Палестину, или быть лишенным ее. В Послании к Евр.
(III:7:-11) означенному факту придается мессианский смысл. Во
всенародной проповеди Иосии заключается предизображение благодатных
времен христианской эры, когда учение Христа всенародно оглашается,
когда каждый может знать волю Господа, а соответственно отношению к этой
воле - наследовать или потерять место покоя, новозаветную Палестину -
блаженство с Богом, рай.