Псалтирь
Введение Псалмы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
Псалом 92
1 Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом
[и] препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется.
2 Престол Твой утвержден искони: Ты - от века.
3 Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки
волны свои.
4 Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь.
5 Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит
святость на долгие дни.
Вся
группа псалмов с 92 по 99 в еврейской Библии не имеет надписания имени
автора, в греческой же Библии и в Вульгате семь последовательных
псалмов, начиная с 92 и кончая 98, приписываются Давиду, 99-й же псалом
и в этих Библиях надписания имени автора не имеет. Во всех этих псалмах
нет никаких исторических указаний на время их написания. Но между ними
много общего, это - благодарственно-хвалебный тон изложения, воспевание
величия Бога, изображение ожидаемого наступления Его царства и, отсюда,
обращение к людям о следовании и послушании Ему. Все это указывает на
происхождение псалмов из одной эпохи и заставляет предполагать одного и
автора их. Из того, что содержание псалмов представляет большое сходство
с пророчествами Исаии, изложенными в последней части (40-66 гл.) его
книги (см. об этом у свящ. Вишнякова: Происхождение Псалтири (с.
441-442)), написание псалмов нужно относить ко времени, близкому пророку
Исаии. В псалмах нигде не говорится о разрушении Иерусалима, опустошении
Иудеи языческими народами, разрушении храма, это - с одной стороны, с
другой - в писателе псалмов виден подъем религиозного чувства,
соединенный с верой в наступление царства Господа, каковую (веру) он
проповедует всенародно, с целью вселить и привить ее своим
соотечественникам и тем содействовать их духовному возрождению; из всего
этого можно думать, что временем написания псалмов могла быть такая
эпоха, когда еще признаков близкой гибели Иудеи не было видно и когда в
религиозно-нравственной жизни народа замечался подъем, вызвавший и
сделавший возможным появление означенных псалмов. Такой же эпохой была
лишь одна, это - время царствования Иосии, при котором был найден и
читан всенародно автограф закона Моисеева, с проповедью которого ходил
пророк Иеремия в народ, и при котором усиленные заботы царя были
направлены на восстановление истинного богослужения и
религиозно-нравственное возрождение народа. Для благочестивых поэтов это
время было самым благоприятным для псалмопения и составления гимнов.
92 псалом по греческому тексту, равно как и в Вульгате, называется
предсубботним, что указывает на время его богослужебного исполнения.
Псалом и теперь в молитвенниках иудейских стоит как утренняя молитва в
пятницу. Дальнейшее продолжение надписания - "когда населена земля", -
указывающее, по-видимому, на связь содержания псалма с библейским
повествованием о пятом дне творения мира, когда появился и венец
творения - человек, на самом деле такой связи не имеет.
Господь всемогущий и вечный - есть Царь мира, поэтому Вселенная "не
подвигнется" (1-2). Реки и моря поднимают свои волны, но они ничтожны
пред Богом (3-4). Все обетования Его исполнятся и дом Божий не
сокрушится (5).
1-2. Господь изображается могущественным Царем Вселенной, которая
существует и управляется по Его непреложным законам. Никто этих законов,
кроме самого Господа, изменить не может, поэтому Вселенная "тверда". Она
не может "подвигнуться", никаких изменений на ней не может произвести
никакое ограниченное существо, если на то не будет воли Господа, а так
как при своем всемогуществе Господь и вечен, то такой порядок строения
жизни мира тоже вечен и неизменен (2).
3-4. Под возвышениями волн речных и волн морей нужно понимать враждебные
движения во время царя Иосии и которые могли угрожать многими
опасностями и военными столкновениями с ними и Иудее. Иосия сознавал
слабость своих военных сил для отражения врага и успешной борьбы с ним,
но вера в помощь Господа подкрепляла его и эту веру он хотел привить в
лице автора псалма всему народу, когда говорил, что Господь "силен паче
шума волн", что при Божественной помощи евреям нечего бояться
многочисленных и сильных врагов.
5. Если евреи будут верны завету с Богом, то враги не в состоянии
причинить зло как самому народу, так и святому храму. Это потому, что
Господь верный своим обетованиям, данным евреям, обладает, как
всемогущий, и силой всегда их исполнить; силы же врагов - ничто пред
Ним.