Псалтирь
Введение Псалмы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
Псалом 83
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Кореевых сынов. Псалом.
2 Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!
3 Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя
восторгаются к Богу живому.
4 И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить
птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой!
5 Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя.
6 Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези
направлены к Тебе.
7 Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь
покрывает ее благословением;
8 приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе.
9 Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев!
10 Боже, защитник наш! Приникни и призри на лице помазанника Твоего.
11 Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога
в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия.
12 Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу;
ходящих в непорочности Он не лишает благ.
13 Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!
Надписание приписывает псалом сынам Кореевым, левитам, в согласии с чем
находятся З и 11 стихи, где писатель выражает желание быть не в самом
святилище, куда имели доступ только священники, но во дворе храма,
забота о котором лежала на левитах. Псалом указывает на вынужденное
удаление от храма вместе с левитами и помазанника Божия (10 ст.). Под
последним можно разуметь царя, так как со времени помазания Саупа на
царство термин "помазанник" стал преимущественно прилагаться к царям (1
Цар XII:3, 5; XXVI:9; 2 Цар I:14; Пс XVII:51; Пс XIX:7:). Царь по
изображению псалма, благочестив, принадлежит к числу "ходящих в
непорочности" (12 ст.). Таким царем нужно считать Давида, а
обстоятельствами написания псалма - бегство его из Иерусалима во время
гонений от Авессалома, когда Давида сопровождали любившие его и
сочувствовавшие ему левиты. Последние хорошо понимали состояние Давида в
его удалении от скинии, что и изобразили в псалме. - "На Гефском
орудии", т. е. инструменте, заимствованном из филистимского города Гефа.
Содержание псалма представляет изображение тяжелого душевного состояния
праведника, вынужденного жить вне привычной и излюбленной им сферы
близкого единения с Богом в месте особенного Его присутствия, т. е. в
скинии.
Как дороги Твои жилища, Господи, к которым стремится моя душа и которые
для меня тоже, что гнездо для птенцов птицы (2-4). Блаженны те, которые
живут в доме Твоем или те, которые направляются к нему укрепляясь в силе
по мере приближения к Сиону (5-8). Услышь нас, Боже, и призри на Твоего
помазанника. При дворах Твоих один день лучше тысячи вне их, так как
Господь есть солнце и щит изливающий блага на непорочных (9-13).
2-5. "Как вожделенны жилища Твои" - как дороги и приятны для меня Твои,
Господи, селения! Под селениями разумеется не только святилище, но и
двор храма со всеми относящимися сюда сооружениями. Я, говорит писатель,
душою и телом взвываю, страдаю по ним ("истомилась душа моя"). Мне бы
хотелось быть там, где Ты, Господи, обитаешь, и радоваться близости к
Тебе. Для птицы местом покоя и защиты служит ее гнездо, таким же местом
успокоения для каждого страждущего праведника являются селения Господни,
где он может в богослужении, жертвах и молитве почерпать ободрение и
силы.
6-8. Но не лишен будет блаженства и тот, кто свою силу черпает в Тебе,
хотя бы и был далеко от храма: из долины слез, которая ему назначена от
Бога, т. е. от места своего изгнания, он стремится выйти, подняться на
гору, на которой стоял Кивот Завета, т. е. Сион. Такое искреннее,
сердечное влечение ко храму Господь благословит: все изгнанники
укрепятся и явится им в Сионе Господь, т. е. они будут возвращены и их
изгнание окончится.
11. Сознание удаленности от храма, невозможность принимать участие в
богослужении так глубоко чувствовалась изгнанниками, что они
предпочитали "один день" при скинии тысяче вне ее, желали быть самыми
последними, презираемыми ("у порога в доме Божием"), но только быть во
дворе храма, чем жить среди грешных людей внешне счастливой жизнью.
12-13. Писатель уверен, что его желание возвратиться "во дворы Господни"
исполнится, потому что Господь "солнце и щит", т. е. награждает
("благодать и славу дает") "ходящих в непорочности", какими и были эти
невольные изгнанники. Сознание же своей невинности и сила веры в Бога
создает уверенность в получении защиты, а потому писатель и называет
таких людей блаженными, счастливыми.