Псалтирь
Введение Псалмы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
Псалом 74
1 Начальнику хора. Не погуби. Псалом Асафа. Песнь.
2 Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твое; возвещают чудеса Твои.
3 `Когда изберу время, Я произведу суд по правде.
4 Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы ее'.
5 Говорю безумствующим: `не безумствуйте', и нечестивым: `не поднимайте
рога,
6 не поднимайте высоко рога вашего, [не] говорите [на Бога]
жестоковыйно',
7 ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение,
8 но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит;
9 ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он
наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые
земли.
10 А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева,
11 все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника.
Псалом написан Асафом, точнее одним из его потомков, живших в позднейшее
от Давида время. Содержание псалма отвечает времени царя Езекии, когда
нападение Сеннахирима Ассирийского на Иерусалим уже было близко, но
когда царь не терял надежды на защиту со стороны Бога. На это именно
время указывает то беспокойное волнение, которое, по псалму, переживала
Иудея (4), полная беззащитность евреев, нападение врагов направлялось на
Иудею с севера (5), они отличались заносчивостью и пренебрежением к
Иегове (5). Такие черты совпадают с положением Иудеи при нападении
Сеннахирима на Иерусалим.
Близка Твоя помощь, Господи (2). Ты сам обещаешь назначить время для
суда над врагами (3-4). Поэтому я говорю нечестивым, чтобы они не
оскорбляли Бога, так как Он напоит их из чаши гнева, а праведник будет
тогда восхвалять Господа (5-11).
2. Приближение врагов и начало осады Иерусалима было встречено евреями
торжественными гимнами в честь Бога, где они "возвещали" Его чудеса в
прошлой истории своего народа. Такой же помощи от Бога они ожидали и в
настоящей близкой опасности, почему говорили, "что имя Господне близко",
что близок день, когда Он чудесно проявит свою помощь над народом.
В 3-4 ст. представляется говорящим Бог. Он произнесет Свой суд в
назначенное Им время и суд справедливый, когда воздастся каждому то, что
он заслуживает. На кого должна излиться кара Божия, видно из последующих
слов, "Земля колеблется", т. е. все жители Иерусалима пришли в трепет
при появлении грозных и многочисленных полчищ Сеннахирима. Господь
"утвердит столпы ее", не даст врагам расшатать могущество и силу Идеи.
Так как "столпами" Иудеи, на которых покоилось ее величие и значение,
было имя Иеговы, то утвердить столпы, значит - не дать в посмеяние этого
великого имени и держащихся его. Известно, что Рапсак, полководец
Сеннахирима, издевался над верой евреев в Иегову.
5. "Безумствующие" - ассирияне, богохульно относившиеся к Иегове. - "Не
поднимайте рога" - не думайте много о своей силе и непобедимости. Рог
символ силы.
7:-8. Вера евреев в получение защиты ("возвышение") покоится не на
ожидании человеческой помощи от народов, живущих от Иудеи на восток,
запад или на пустыню (точнее можно бы перевести "не от скал пустыни", т.
е. от Идумеи), а на вере в одного Господа, от Которого только и зависит
"унижение или возвышение". При перечислении стран света не упоминается
север потому, что отсюда-то и шли ассирияне. Ожидать евреям защиты от
каких-либо соседних народов невозможно было, потому что последние всегда
враждебно относились к ним и эти чувства, конечно, не изменились с
нападением ассириян.
9. Под "чашей смешения" - чашей вина с подмесями разных пряностей,
которые на Востоке обычно добавляли к вину для усиления опьяняющего его
свойства, разумеется чаша Господнего гнева, которой он напоит врагов
Иерусалима, т. е. ассириян. Враги выпьют даже "дрожжи", отстой в чаше,
самый крепкий и одуряющий.
10-11. От этой чаши сломится их сила ("роги нечестивых"), а праведник
вознесется.
Действительно, гибель врагов под Иерусалимом сделало имя Иеговы и
еврейского народа грозным, и многие языческие народы приносили тогда
дары Езекии (2 Пар XXXII:23).