Псалтирь
Введение Псалмы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
Псалом 63
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха
врага;
3 укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев,
4 которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой - язвительное
слово,
5 чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно стреляют в него и не
боятся.
6 Они утвердились в злом намерении, совещались скрыть сеть, говорили:
кто их увидит?
7 Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до
внутренней жизни человека и до глубины сердца.
8 Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут они уязвлены;
9 языком своим они поразят самих себя; все, видящие их, удалятся от них.
10 И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют, что это
Его дело.
11 А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и
похвалятся все правые сердцем.
Псалом можно считать писанным Давидом в начале восстания Авессалома до
бегства из Иерусалима, когда Давид видел те средства, которыми
пользовались его враги для своей цели. Они, как возмутившиеся против
помазанного и восседавшего на престоле царя, были "мятежниками" (3);
главным их орудием было не внешнее насилие, но "язвительное слово,
распространяемое втайне" (4-5), и хотя они "утвердились в намерении"
низложить царя, однако поступали еще "скрыто" (5).
Такая картина неприязненных действий против Давида отвечает началу
возмущения и подготовки мятежа до открытого его обнаружения.
Сохрани меня, Господи, от врага страшного и мятежного, скрыто
подготовляющего против меня нападение (2-7). Но враги мои не успеют: их
неправда будет причиной гибели их самих, и тогда-то (после гибели) все
люди увидят, что кара бесчестных врагов есть дело Божие, а праведник
будет радоваться о Господе (8-11).
2. "Сохрани жизнь мою от страха врага" - гебраизм - от страшного врага,
каким и был Авессалом, готовый лишить Давида жизни в целях завладения
престолом.
4. "Изострили язык свой, как меч". Враги Давида говорили и входили в
сношения с народом не для расследования правды, а для причинения зла
царю той неправдой, которую они прививали народу о Давиде. Язык их был
"мечом".
5. "Втайне стрелять в непорочного". Действия врагов Давида сначала были
скрытыми, так как прямое и открытое восстание на него легко могло
вооружить народ не против царя, которого он еще любил и в которого
верил, а против врагов его. "Непорочным" Давид называет себя, совершенно
"неопороченного", не виновного в том, в чем обвиняли его.
6. "Говорили (враги Давида): кто их увидит?" В скрытости своих действий
они находили силу к распространению на царя лжи. Враги рассчитывали, что
никто из близких к царю не видит их козней, а потому не может обличить
их. Они боялись только людей, а о Боге забыли.
7. Вся деятельность и жизнь Давида подвергалась врагами строгому
расследованию не для оценки ее, а для розыска фактов, которыми можно
было бы воспользоваться в целях обвинения царя. Так как подобных фактов
не находилось, то враги Давида старались проникнуть в его душевный мир,
в его настроение, т. е. за неимением фактического внешнего материала к
его осуждению, прибегали к опорочению его внутренних стремлений, его
душевного склада, напр., говорили про царя, что он "не любит" народа.
8-11. В своем расчете, что "их никто не увидит", враги забыли Господа.
Он же знает и видит действия человека, и злые поступки врагов послужат
только к их наказанию и гибели, тогда-то все увидят проявление грозного
суда, "дело Божие", а праведник Давид - возвеселится (11).