Псалтирь
Введение Псалмы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
Псалом 57
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида.
2 Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны
человеческие?
3 Беззаконие составляете в сердце, кладете на весы злодеяния рук ваших
на земле.
4 С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются,
говоря ложь.
5 Яд у них - как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои
6 и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях.
7 Боже! сокруши зубы их в устах их; разбей, Господи, челюсти львов!
8 Да исчезнут, как вода протекающая; когда напрягут стрелы, пусть они
будут как переломленные.
9 Да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как
выкидыш женщины.
10 Прежде нежели котлы ваши ощутят горящий терн, и свежее и обгоревшее
да разнесет вихрь.
11 Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в
крови нечестивого.
12 И скажет человек: 'подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог,
судящий на земле!'
Псалом написан Давидом во время начинавшегося подготавливаться восстания
Авессалома, когда он мог наблюдать в Иерусалиме как степень озлобления
против него его врагов (4-5 ст.), так и начавшееся нестроение в жизни:
они (враги) злоупотребляли своей властью.
Вы, судьи, поступаете несправедливо, так как всегда совершаете злодеяния
(2-3). Эти судьи - нечестивцы, с самого рождения они любят зло и
неспособны к перерождению, как аспид не поддается заклинаниям (4-6).
Сокруши, Господи, их силу, сделай их безвредными и развей (7:-10). Тогда
праведник будет радоваться от сознания, что есть Бог, судящий на земле!
(11-12)
2. Известно, что Авессалом старался расположить к себе евреев указанием
на те несправедливости, которые будто бы допускаются Давидом за его
неспособностью к управлению народом и за нелюбовью к последнему. Так как
вкрадчивые речи Авессалома возымели свое действие, то популярность его и
его сторонников росла, влияние же Давида сокращалось. Власть, таким
образом, фактически и постепенно переходила на сторону непризнанных и
незаконных правителей. Как последние вели дела, выясняется далее.
3. "Составлять беззаконие в сердце" - любить и питать зло, быть
внутренне расположенным к дурному. "Класть на весы злодеяния" -
наклонять чашку весов справедливости, перевешивать злым делом. Злое же
дело в судебных решениях зависит от руководства при разборе тяжбы не
существом поступка, а посторонними соображениями, каким являлось, напр.,
взяточничество. Подкуп, как бесчестное дело и злодеяние, и склоняло весы
судьи.
5-6. Испорченность этих новых судей настолько велика, что они недоступны
к восприятию хорошего и честного. Они похожи на змей, вроде аспида,
который не поддается влиянию самых лучших заклинателей Востока, умевших
путем нашептываний и насвистываний так очаровывать самых даже ядовитых
из них, что они делались бессильными жалить.
7. "Сокрушить зубы, разбить челюсти" - отнять то, чем особенно сильны
хищные животные, т. е. отнять силу у нечестивых наносить вред.
9. "Да исчезнут, как распускающаяся улитка", которая по той мере, как
выходит из своей раковины, становится беззащитной не только от зверей
или птиц, а даже и от насекомых. - "Да не видят солнца, как выкидыш" -
пусть их влияние не упрочится, не имеет успеха и преобладания, как
безвреден мертворожденный.
10. Губительное действие нечестивых сравнивается с котлом, в котором
обыкновенно варится пища. Для согревания котла нужен материал, каким
особенно является сухой терновник, сухой хворост. Этим терном сухим или
обгоревшим являются злые стремления нечестивцев. По той мере, как эти
стремления находят себе применение и фактическое выражение в действиях,
постольку нагревается котел, увеличивается количество причиняемых ими
бедствий, Давид молит Господа, чтобы Он не дал нечестивым силы и
возможности причинять вред, развеял бы их.
11. "Омоет стопы свои в крови нечестивого" - образ взят из военных
действий, когда земля обагряется кровью побежденных и преследуемых
врагов, по которой (земле) гонятся за ними их победители. Смысл
выражения - пусть нечестивые погибнут, а праведные останутся
победителями.
12. Гибель нечестивого укрепит в людях сознание, что "есть Бог, судящий
на земле!", что побудит их держаться правды и бороться с нечестием,
ожидая защиты и подкрепления от Бога, бодрствующего над землею.