Псалтирь
Введение Псалмы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
Псалом 32
1 Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить.
2 Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири;
3 пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием,
4 ибо слово Господне право и все дела Его верны.
5 Он любит правду и суд; милости Господней полна земля.
6 Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их:
7 Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах.
8 Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во
вселенной,
9 ибо Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось.
10 Господь разрушает советы язычников, уничтожает замыслы народов,
[уничтожает советы князей].
11 Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его - в род и род.
12 Блажен народ, у которого Господь есть Бог, - племя, которое Он избрал
в наследие Себе.
13 С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих;
14 с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на
земле:
15 Он создал сердца всех их и вникает во все дела их.
16 Не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая
сила.
17 Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею.
18 Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его,
19 что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их.
20 Душа наша уповает на Господа: Он - помощь наша и защита наша;
21 о Нем веселится сердце наше, ибо на святое имя Его мы уповали.
22 Да будет милость Твоя, Господи, над нами, как мы уповаем на Тебя.
Этот
псалом в еврейской Библии не имеет надписания. Но его положение среди
псалмов, надписанных именем Давида, равно как и тесная связь с
содержанием предыдущего псалма, в котором Давид приглашает праведных
радоваться о Боге, но не выясняет, не дает уважительного для них
основания следовать такому наставлению, в этом же псалме и указываются
недосказанные ранее основания, все это заставляет считать его
продолжением псалма XXXI и приписать его Давиду. Таким он считается у
7:0-ти и в Вульгате.
Праведные должны славословить Господа и петь Ему с инструментами (1-3)
так как Он непогрешим в своих постановлениях. Он творец всего мира,
земли и вод (4-8). Он всемогущ, всякое Его повеление исполняется; пред
Ним народы бессильны (9-11). Блажен тот народ, которому
покровительствует Господь! Он наблюдает над всем живущим на земле и
никто не может бороться с Ним (12-17). Господь покровительствует
боящимся Его и спасет их от бедствий. Да будет Его милость над нами
(18-22).
1. "Правым прилично славословить". Выражения, подобные этому, очень
употребительны в Псалтири. Так как Бог - существо всесвятое, то и
почитателями, и славословящими Его могут быть те, кто стоит к Нему ближе
по своей нравственной чистоте, т. е. люди праведные; грешники не могут
достойно восхвалять Его (см. Сир XV:9).
2. Гусли, десятиструнная Псалтирь, см. об инструментах в введении к
Псалтири.
3. "Пойте Ему новую песнь". Согласно изменившемуся предмету песни должен
измениться и самый характер песнопения. Ранее, когда Давид приносил пред
Богом выражение своего покаянного чувства по поводу своего греха с
Вирсавией и псалмы этого рода отличались грустным характером, теперь же
он приглашает восхвалять Бога, как Творца и Законодателя мира,
Покровителя всех праведных, а потому и песнь должна быть "новой",
торжественно-благодарной.
4-5. "Слово Господне право" - искренно, чисто; "дела Его верны" - вполне
согласуются с Его словом, повелением: между Его словом и исполнением нет
противоречия. Как Сам Господь верен правде, так и на земле "Он любит
правду и суд", справедливость, жизнь по высшему руководству, и должную,
нелицеприятную, согласную с высшей правдой, оценку действий человека.
6. Господь всемогущ: Он своим словом создал небеса и "воинство их", т.
е. светила. В святоотеческой литературе под "Словом" разумеют Второе
Лицо Св. Троицы, под Господом - Первое, а под "Духом уст Его" - Третье
Лицо. Такое понимание данного места, вероятно, объясняется тем, что
означенные термины в новозаветном откровении получили строго
определенный смысл, с определенным же конкретным содержанием,
указывающим на Божественные Личности. Такого же разграничения и
содержания этих терминов на самом деле Псалтирь не представляет, так как
"псалмопевцы в учении о Слове Божием, как втором Лице Святой Троицы,
колебались между личным и безличным представлением о Нем. Именем Слова
Божия называли и Божескую Личность, и откровение Божие людям, и
повеление Божие. Аналогичным учению о Слове Божием у псалмопевцев
является учение о духе Божием (Вероучение Псалтири. П. Юнгеров, с. 11).
7. Бог всемогущ, так как по Его повелению такая подвижная стихия, как
вода, собрана в одно место "будто груды". Он хранит их как бы в
хранилищах, в особых водоемах.
9. Так как Бог всемогущ, то Его слову нет препятствий: Его повеление
находит неложное и точное исполнение. - "Он повелел и явилось", -
разумеется творение Им мира.
11. Насколько слабы и неисполнимы бывают планы людей, которые
разрушаются Богом, настолько вечно и несокрушимо всякое слово Господа;
Его советы и планы ("помышления") неизменны и непреложны.
16-17. Если Господь всегда Себе верен и всемогущ, то самая прочная
защита может быть находима человеком только в Нем. Никакие средства,
изобретаемые человеком для упрочения своего благополучия, не могут
считаться достаточными, "ненадежен конь для спасения", не может и не
должен человек думать, что обилием военной силы ("конь", обилие конницы)
он может выиграть победу: все зависит от Бога.
18-19. Бог же любит ("око Господне") только боящихся Его, и таким Он
окажет верную защиту при всяких тяжелых положениях их; "душу их спасет
от смерти" и накормит во время голода.