Псалтирь
Введение Псалмы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
Псалом 29
1 Псалом Давида; песнь при обновлении дома.
2 Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам
восторжествовать надо мною.
3 Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня.
4 Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в
могилу.
5 Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его,
6 ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером
водворяется плач, а на утро радость.
7 И я говорил в благоденствии моем: `не поколеблюсь вовек'.
8 По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою; но Ты сокрыл
лице Твое, и я смутился.
9 Тогда к Тебе, Господи, взывал я, и Господа [моего] умолял:
10 `что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах
славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?
11 услышь, Господи, и помилуй меня; Господи! будь мне помощником'.
12 И Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и
препоясал меня веселием,
13 да славит Тебя душа моя и да не умолкает. Господи, Боже мой! буду
славить Тебя вечно.
Псалом принадлежит Давиду и написан "при обновлении дома". Под последним
нужно разуметь поставление жертвенника на гумне Орны Иевусеянина, по
окончании моровой язвы (см. 2 Цар XXIV и 1 Пар XXI-XXII:1).
Такому пониманию надписания отвечает содержание псалма, где говорится,
что Господь покарал Давида за его самоуверенность в непоколебимости
своего величия и крепости (7: ст.), но при его покаянии "обратил
сетование его в ликование" (12). Моровая же язва была ниспослана Богом
после перечисления Давидом своих подданных, а в этом перечислении
выразилось временное упоение Давида своей силой и величием, за что и
покарал его Господь.
Превозношу Тебя, Господи, за то, что Ты не дал мне погибнуть (2-4).
Пусть к моей хвале присоединятся и все святые (5-6). Я получил величие
от Тебя, но стал самоуверен, за что Ты, Господи, и наказал (8). Я
обратился к Тебе с молитвой и Ты услышал меня; за это я буду славить
Тебя вечно (9-13).
2. "Превознесу Тебя, Господи" - объясняется 13 ст., где Давид обещает
вечно восхвалять Господа. - "Не дал моим врагам восторжествовать надо
мною" - может быть, что Давид здесь разумел соседей язычников, которые
не воспользовались этим случаем народного бедствия евреев для нападения
на них, и в этом Давид видит милость к нему Бога.
4. Кара, ниспосланная Богом на евреев, могла коснуться и его самого.
Давид даже молил Господа об этом: так как моровая язва явилась
следствием его греха, то пусть она разразится над ним самим и его домом.
Такая смиренная молитва Давида смягчила гнев Господа и язва
прекратилась. Давид преисполнился благодарным чувством к Богу.
6. "На мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его". Давид свой
поступок пред Богом считал глубоким Его оскорблением, за которое должно
бы последовать тяжелое и продолжительное наказание. Господь же снизошел
к нему и та кара, которую Он наслал, по своей продолжительности и
последствиям является ничтожной, мгновением пред теми милостями,
которыми Господь всегда осыпал его.
7:-8. Грех Давида, за который Господь покарал Его, состоял в следующем.
Обезопасив границы своего государства от врагов, упоенный военным
успехом и внутренним спокойствием, он решился сделать подсчет своим
подданным. Акт, сам по себе безразличный, явился преступлением пред
Богом за внутренние мотивы к нему: Давид дошел до самопоклонения, забыл
того Господа, Которому он и обязан своими успехами в победах. За это-то
Господь и "сокрыл лице" Свое, наслал кару.
10-11. Давид молил Бога о помиловании потому, что его гибель,
преждевременная смерть, лишила бы его возможности исполнить свое
назначение на земле - славить и восхвалять Господа, что в шеоле
невозможно.
12. "Снял с меня вретище" - волосяную, грубую и жесткую одежду,
надеваемую для выражении печали. - "Препоясал меня веселием" - своим
помилованием и прекращением моровой язвы Он наполнил Давида чувством
радости.