Псалтирь
Введение Псалмы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
Псалом 11
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между
сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца
притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: `языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто
нам господин'?
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит
Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни - слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле,
семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдешь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих
возвысились.
11,
12 и 13 псалмы написаны во время гонений от Саула. Это подтверждается
как тяжестью изображаемых в псалме страданий Давида, продолжительностью
преобладания над ним нечестивых, так и открытым и всеобщим
распространением против него клеветы со стороны врагов, равно как и
горьким воплем Давида об уничтожении на земле праведности и
распространении лжи. Все это отвечает времени гонений от Саула, но не
восстания Авессалома, которое подготовлялось скрытно и не имело
продолжительного перевеса над Давидом. Горькое сетование в этих псалмах
Давида об упадке в народе нравственной чистоты предполагает в нем самом
сознание своей полной праведности пред Богом, что, как мы говорили, тоже
составляет особенность псалмов из эпохи гонения Саула.
Давид молит Бога оказать ему помощь, так как он отовсюду окружен людьми
лживыми (2-3). Давид верит, что Господь не даст восторжествовать этим
людям, что Он спасет тех, кого они хотят погубить (4-6). Обетование Бога
о защите Им праведного так же непреложно и истинно, как очищенное
серебро, и они действенно, хотя бы нечестивые временно взяли перевес
(7:-9).
2. "Не стало праведного" можно понимать не только в смысле указания, что
во время Сауловых гонений преобладающим и деятельным настроением как
народа, так и высших сановников, приближенных к этому царю, было
"неправедное", незаслуженное и враждебное отношение к Давиду, но и как
указание Давида на свою слабость, свою усталость от непрерывных гонений.
Не стало праведного - не хватает у него силы (в Вульгате - Sanctus
detecit) постоянно бегать от врагов и изобретать способы спасения от
них, он ослабел от преследований.
3. Как преследуемый царем, Давид нигде не мог встретить искреннего к
себе сочувствия и открытой помощи. Последняя неминуемо навлекла бы гнев
на такого человека со стороны царя. Давид не мог ни на кого положиться
из опасения быть выданным, в отношениях к себе он видел только
притворство и ложь.
5. Господь накажет тех, кто говорит: "языком нашим пересилим, ... кто
нам господин?" Враждебное отношение Саула к Давиду поддерживалось
клеветами на последнего со стороны придворных льстецов, для которых
личность Давида, создавшего себе популярность среди простого народа,
была опасной по возможному для него возвышению над ними, поэтому они
лгали на Давида пред Саулом, возводили на него всякие обвинения,
уверенные в своей безнаказанности - кто мог обличить их? ("Кто нам
господин").
6-8. Но чего не могут сделать люди, совершит Господь, который говорит,
что Он "восстанет на защиту" обижаемых и гонимых праведников. Это
обетование Божие так же непогрешимо и ценно, как серебро разженное,
очищенное от лигатуры. На этой чистоте и непреложности Божественного
обетования основывается уверенность, что Господь всегда, значит и при
настоящих гонениях, сохранит праведника.
9. Эта вера в Бога поддерживает Давида среди условий, благоприятствующих
распространению развращения: так как возвысились, получили почет в
обществе люди, нравственно ничтожные (разумеются клеветники,
приближенные к Саулу), то нечестивые по всей стране главенствуют
("повсюду ходят").