Книга притчей
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Глава
24
1 Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними,
2 потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.
3 Мудростью устрояется дом и разумом утверждается,
4 и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и
прекрасным имуществом.
5 Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою.
6 Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех будет при множестве
совещаний.
7 Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст своих.
8 Кто замышляет сделать зло, того называют злоумышленником.
9 Помысл глупости - грех, и кощунник - мерзость для людей.
10 Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя.
11 Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на
убиение?
12 Скажешь ли: `вот, мы не знали этого'? А Испытующий сердца разве не
знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по
делам его.
13 Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для
гортани твоей:
14 таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, то есть
будущность, и надежда твоя не потеряна.
15 Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай
места покоя его,
16 ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в
погибель.
17 Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое,
когда он споткнется.
18 Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит
от него гнев Свой.
19 Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым,
20 потому что злой не имеет будущности, - светильник нечестивых угаснет.
21 Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся,
22 потому что внезапно придет погибель от них, и беду от них обоих кто
предузнает?
23 Сказано также мудрыми: иметь лицеприятие на суде - нехорошо.
24 Кто говорит виновному: `ты прав', того будут проклинать народы, того
будут ненавидеть племена;
25 а обличающие будут любимы, и на них придет благословение.
26 В уста целует, кто отвечает словами верными.
27 Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, и потом устрояй
и дом твой.
28 Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего: к чему тебе обманывать
устами твоими?
29 Не говори: `как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам
человеку по делам его'.
30 Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека
скудоумного:
31 и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и
каменная ограда его обрушилась.
32 И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок:
33 `немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь,
-
34 и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя - как человек
вооруженный'.
1-2.
Предостережение от подражания людям нечестивым. 3-6. Похвала мудрости и
ее благотворным следствиям. 7-10. Против глупости, коварства и под.
11-12. Увещание защищать приговоренных к смерти. 13-14. Увещание
стремиться к мудрости. 15-18. Против коварства и злорадства. 19-22.
Призыв к великодушию и предостережение от сообщества с мятежниками.
23-29. Предостережение против лицеприятия, пристрастий и неправды.
30-34. Изображение гибельности, лености и ее последствий.
1-2. Мысль этих стихов представляет раскрытие ст. 17 гл. XXIII.
3-6. В противоположность нечестию мудрость благочестие для обладателей
ее соединяется с разного рода вещественными благами - в быту домашнем
(ст. 3-4) и общественном, напр., в воинском деле (ст. 5-6).
7-9. Глупый и нечестивый, напротив бессилен и беспомощен в том случае,
когда ему предстоит выступить в какой-либо общественной деятельности;
вся его энергия обращена на коварные замыслы (ст. 8) и вся исчерпывается
греховными пред Богом и мерзкими пред людьми деяниями (ст. 9).
10-12. Мудрость же владеет искусством спасать себя (ст. 10) и других,
даже из крайних бедствий (ст. 11), причем устраняется, опровергается
всегда возможная эгоистическая отговорка черствого сердца "я не знаю
такого-то, следовательно, свободен от обязанностей в отношении к нему" -
указанием на всевидящий и всеобъемлющий Промысл Божий, пред которым не
оправдается никто, допускающий погибнуть своим собратьям. В объяснение
наставления стиха 11 некоторые указывали на раввино-талмудические
правила, обязывавшее всякого человека, знавшего что-либо в оправдание
осужденного на смерть, непременно выступить со своим показанием (Мишна,
Сан-хедрин VI, 1). Но едва ли обычай этот имел уже место в библейскую
эпоху; притом наставление ст. 11 относится не только к судебным делам,
но имеет и более широкий объем, относясь ко всевозможным случаям
смертной опасности ближних.
13-14. Мудрость по спасительным плодам своим подобна сладости и пользе
меда; и плоды эти не только сказываются в настоящем, но достигают и
пределов будущего (ст. 14, сн. XXIII:18).
15-18. Внушается при несчастиях праведников и нечестивых обращать
внимание на конечный исход, неодинаковый для одних и других страданий
(ст. 16). Вместе с тем делается предостережение от злорадства врагу при
его несчастии, так как это неугодно Господу (ст. 17-18, сн. XVIII:5).
19-22. Повторяется (ср. ст. 1) наставление - не завидовать нечестивым
(см. 19), так как конечная участь их будет безотрадна (ст. 20, сн.
XIII:9). В заключение указывается на страх Божий, но при этом с
собственно страхом Божиим предписывается и страх перед царем, как
представителем правления Божия в обществе людей (ст. 21-23, сн. 1 Пет
II:17; Рим XIII:2).
23-29. Новая группа изречении "мудрых" начинается осуждением лицеприятия
(ст. 23-24), за которое угрожается проклятием народов: извращение правды
и справедливости на суде всюду служит источником гибели благосостояния
народов. Напротив, высоко одобряется неподкупность и верность в словах,
суждениях и делах (ст. 25-25, сн. 28). Два других наставления этого
отдела - одно практического свойства: прежде внутреннего благоустройства
дома и семьи необходимо устроить самую внешнюю сторону жизни - полевое и
домашнее хозяйство (ст. 27), другие - чисто нравоучительного, и притом с
характером евангельской чистоты и высоты: не должно воздавать злом за
зло (ст. 29, сн. XVII:13).
30-34. Пагубные последствия лености изображаются на примере состояния
поля и виноградника ленивого. Это - не аллегория духовной распущенности,
как полагали некоторые толкователи, а прямое изображение порока лености
с гибельными ее следствиями - урок, почерпнутый Премудрыми из опытного
наблюдения (ст. 32). Ст. 33-34 представляют воспроизведение ст. 10-11
главы VI.