Книга притчей
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Глава
23
1 Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что
перед тобою,
2 и поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен.
3 Не прельщайся лакомыми яствами его; это - обманчивая пища.
4 Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои.
5 Устремишь глаза твои на него, и - его уже нет; потому что оно сделает
себе крылья и, как орел, улетит к небу.
6 Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми
яствами его;
7 потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; `ешь и пей', говорит
он тебе, а сердце его не с тобою.
8 Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь
напрасно.
9 В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои.
10 Не передвигай межи давней и на поля сирот не заходи,
11 потому что Защитник их силен; Он вступится в дело их с тобою.
12 Приложи сердце твое к учению и уши твои - к умным словам.
13 Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не
умрет;
14 ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней.
15 Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце;
16 и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить
правое.
17 Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в
страхе Господнем;
18 потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна.
19 Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь.
20 Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом:
21 потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в
рубище.
22 Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей,
когда она и состарится.
23 Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума.
24 Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем.
25 Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя.
26 Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои,
27 потому что блудница - глубокая пропасть, и чужая жена - тесный
колодезь;
28 она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми
законопреступников.
29 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без
причины? у кого багровые глаза?
30 У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина
приправленного.
31 Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно
ухаживается ровно:
32 впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;
33 глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит
развратное,
34 и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.
35 [И скажешь:] `били меня, мне не было больно; толкали меня, я не
чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же'.
1-8.
Предостережение от жадности в пище и от обращения с людьми
недоброжелательными. 9-11. От общения с глупыми. 12-18. Увещание к
нравственному воспитанию детей. 19-25. Предостережение от излишества в
пище. 25-28. От увлечения соблазнами нецеломудрия. 29-35. От пьянства и
его гибельных последствий.
1-3. По связи речи с последним (29) стихом предыдущей главы, человеку,
благодаря трудолюбию достигшему высокого положения при дворе царя,
советуется и в новом положении (а также вообще на обедах у знатных)
сохранять умеренность в пище, как и вообще в пользовании внешними
благами (сн. Сир XXXI:13).
4-5. В ряду этих благ на первом месте называется богатство, и при этом с
особенном силой отмечается его скоропереходность и ненадежность (ср. 1
Тим VI:17), - даже богатства, приобретенного и честными путями.
6-9. В выборе знакомств и в искании доброжелательства у людей следует
обращать внимание на степень искренности оказывающих гостеприимство (ср.
Сир XIV:10).
10. сн. XXII:28.
12-18. Обращается особенное внимание на необходимость хорошего домашнего
воспитания и при этом указывается (ст. 13) как и ранее указывалось
(XIII:25), на необходимость физического наказания в системе воспитания,
как средства педагогического и вполне целесообразного (ст. 14).
В последующем увещании к мудрости выдвигается на вид способность
мудрости делать человека счастливым (ст. 15-16), а первым проявлением
мудрости представляется отсутствие зависти благоденствующим грешникам
(ст. 17, сн. XXIV:1), присутствие напротив страха Божия и надежды на
воздаяние - здесь и за гробом (ст. 10); в данном случае, как и в других
(Притч XI:7; XIV:32), выражается вера Премудрого в бессмертие души
человека и посмертное воздаяние праведным и грешникам.
19-25. Для занятий мудростью необходимо прежде всего устранить стоящие
на пути препятствия - страсть к пьянству и распутству (ст. 19-21). Затем
настойчивое увещание держаться мудрости, истины, разумения (ст. 23)
предваряется (ст. 22) и заканчивается увещанием почитать авторитет отца
и матери (ст. 24-27) (ср. Притч X:1; XV:20 и др. ).
26-28. Весьма важно указание на то, что для усвоения мудрости ученик
должен был отдать всего себя на волю и распоряжение учителя.
Предостережение от соблазнов жены-блудницы (ст. 27, 28) напоминает
прежние речи Премудрого и тот же предмет (V:20; VI:24; VII:5).
29-35. В редкой по изобразительности форме изложена картина гибельных
следствий пьянства (ср. Ис LVI:12).