Книга притчей
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Глава
21
1 Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он
направляет его.
2 Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца.
3 Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.
4 Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, - грех.
5 Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит
лишение.
6 Приобретение сокровища лживым языком - мимолетное дуновение ищущих
смерти.
7 Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись
соблюдать правду.
8 Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие
прямо.
9 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном
доме.
10 Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг
его.
11 Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда
вразумляется мудрый, то он приобретает знание.
12 Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые
в несчастие.
13 Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, - и
не будет услышан.
14 Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху - сильную ярость.
15 Соблюдение правосудия - радость для праведника и страх для делающих
зло.
16 Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.
17 Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.
18 Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного - лукавый.
19 Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.
20 Вожделенное сокровище и тук - в доме мудрого; а глупый человек
расточает их.
21 Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.
22 Мудрый входит в город сильных и ниспровергает крепость, на которую
они надеялись.
23 Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.
24 Надменный злодей - кощунник имя ему - действует в пылу гордости.
25 Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать;
26 всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.
27 Жертва нечестивых - мерзость, особенно когда с лукавством приносят
ее.
28 Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет
говорить всегда.
29 Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь
свой.
30 Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.
31 Коня приготовляют на день битвы, но победа - от Господа.
1-3.
Всеобщность Промысла Божия, управляющего путями мира и человека. 4-8.
Против высокомерия, жадности, обманов и насилий. 9-18. Против
немилосердия и других пороков в отношении ближних. 19-26. Наставления
подобного же нравоучительного содержания. 27-31. Мздовоздаяние от
Господа праведным и грешным.
1-3. Образ "потоков (или каналов) вод" (ст. 1) заимствован из обычая
Египта, Сирии, Палестины, Халдеи - удобрять землю для хлебов, фруктов и
овощей посредством искусственного полеорошения - посредством орошения
небольших каналов в садах, огородах и на полях. Мысль сравнения та, что,
подобно тому, как каналы эти всецело в направлении своем зависят от
усмотрения устроителя их, так и сердце царя в его мероприятиях на пользу
народа не предоставлено собственному произволу, но получает внушения от
Премудрого Мироправителя Бога. Вместе с тем, упоминание о потоке вод
дает мысль о благотворности царской власти (ср. Пс I:3; Ис XXXII:2), -
мысль вполне согласующаяся с идеальным понятием о ней у Премудрого (ср.
XX:2, 8, 28 и др. ). Ст. 2 сн. XVI:2, 25). Мысль ст. 3 о
предпочтительности пред Богом дел правды и правосудия пред
жертвоприношениями (сн. XV:8) обща учительным книгам (см. напр., Пс
XLIX:7 сл. ) с пророческими (Мих VI:6-8, Ис I:11сл. сн. 1 Цар XV:22) и
составляет предвестие учения Спасителя, что "вящшая закона - суд,
милость и вера" - (Мф XXIII:23).
4-8. Осуждается высокомерие и гордость (ст. 4), плоды которой
объявляются сплошным грехом (славянский перевод "светило", соответств.
греч. lampthr, лат. lucerna, евр. Нир или Нер, точнее русск. синод.
"отличающие"; у архим. Макария лучше, "светильник"), с практической
точки зрения одобряется результат деятельности человека рассудительного
и прилежного, и осуждается поведение нерадивого (ст. 5, ср. XIX:2), но с
нравственной точки зрения сейчас же осуждается стяжание неправедное (ст.
6) с указанием на ожидающий нечестивых суд Божий и гибель (ст. 7-8).
9-18. По мысли Премудрого (ст. 9), не раз высказываемой им (XVII:1) и
вообще в учительной ветхозаветной письменности (Сир XXV:18),
нравственные блага семейной жизни: любовь, мир и под. стоят выше всех
благ материальных; отсюда и сожительство с злой женой не может быть
покрыто никаким внешним довольством жизни. Ст. 10. С злыми вообще не
следует вступать в какое-либо дружество. 11. Сн. XIX:25; IX:9. Далее
говорится: о противоположной внешней судьбе праведного и нечестивого
(ст. 12, 18), о грехе немилосердия к ближнему (ст. 13, сн. Мф XXV:41 сл.
XVIII:23-35), о правосудии и уклонениях от него (ст. 14-15, ср. XVII:8;
XIX:6), об уклонении от пути истинной мудрости и печальной судьбе
уклоняющихся (ст. 16: русск. синод. перев. "в собрании мертвецов", у
архим. Макария - точнее: "в обществе Рефаимов", LXX: en sunagwgh
gigantwn, Vulg. : in coetu gigantum, слав. : "в сонмищи исполинов", ср.
Быт VI:4; Притч II:18; IX:18), наконец о вреде роскошной и невоздержной
жизни (ст. 17, сн. XXIII:29 сл. ).
19-26. В ст. 19 один из часто повторяющихся образов или сравнений в кн.
Притчей в отношении злых жен (сн. ст. 9, XXV:24; ср. Сир XXV:21). Ст. 20
сн. ст. 17. Ст. 21 сн. XIX:17. Мысль ст. 22 о превосходстве мудрости
перед силой встречается еще в Еккл IX:16. О хранении языка и дара слова
- ст. 23 - говорилось выше: XIII:3, XIX:6; Мф XII:36. Изображение в ст.
24 дерзкого и кощунника сходно с Авв II:5. В ст. 25-26
противопоставление ленивого с одной стороны, прилежного, праведного и
милостивого - с другой (ср. Пс XXXVI:26).
27-31. Мысль о неугодности Богу жертвы нечестивых (27а), уже ранее
(XV:6) высказанная, теперь усиливается прибавлением, что жертва эта
обычно соединяется "с лукавством" (27б, евр. безимма), т. е. по нечистым
побуждениям, даже с преступными целями (LXX: paranomwV, Vulg. : ex
scelere), ср. Сир XXXIV:18 сл. Мал I:3. Далее - речь о бесстыдном,
ложном свидетеле и о свидетеле правдивом (ст. 23-29, сн. XIX:5), об
отсутствии истинной мудрости у нечестивого (ст. 30, сн. Иез XXVIII:5;
Иов V:13), наконец, о том, что источник всякой мудрости и силы - в Боге
и Его помощи (ст. 31, сн. Пс XIX:8-9; Пс XXXII:17).