Книга притчей
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Глава
15
1 [Гнев губит и разумных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а
оскорбительное слово возбуждает ярость.
2 Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.
3 На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.
4 Кроткий язык - древо жизни, но необузданный - сокрушение духа.
5 Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает
обличениям, тот благоразумен. [В обилии правды великая сила, а
нечестивые искоренятся из земли.]
6 В доме праведника - обилие сокровищ, а в прибытке нечестивого -
расстройство.
7 Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так.
8 Жертва нечестивых - мерзость пред Господом, а молитва праведных
благоугодна Ему.
9 Мерзость пред Господом - путь нечестивого, а идущего путем правды Он
любит.
10 Злое наказание - уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение
погибнет.
11 Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов
человеческих.
12 Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет.
13 Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух
унывает.
14 Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.
15 Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда
пир.
16 Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при
нем тревога.
17 Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при
нем ненависть.
18 Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.
19 Путь ленивого - как терновый плетень, а путь праведных - гладкий.
20 Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.
21 Глупость - радость для малоумного, а человек разумный идет прямою
дорогою.
22 Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они
состоятся.
23 Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!
24 Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.
25 Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.
26 Мерзость пред Господом - помышления злых, слова же непорочных угодны
Ему.
27 Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.
28 Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло.
[Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются
друзьями.]
29 Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.
30 Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.
31 Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.
32 Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает
обличению, тот приобретает разум.
33 Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.
1-7.
Против грехов слова. 8-15. Бог отвращается и ненавидит всякое злое
сердце. 16-33. С точки зрения истинной мудрости говорится о различных
добродетелях и пороках, преимущественно в религиозной жизни.
1-7. Предлагается наставление о кротости и осторожности в славе (ст. 1,
4), а вместе дается предостережение против гнева и безумной злобы (ст.
1-2), причем то и другие обосновывается указанием на всеведение Божие,
от которого не может укрыться ни добро, ни зло (ст. 3), а затем
развивается общая мысль о благотворности мудрости и вреде безумия (ст.
5-7).
8-15. В ст. 8-9 высказывается весьма часто повторяемая священными
писателями мысль о том, что необходимым условием богоугодности жертвы,
молитвы и всего внешнего богопочтения является чистое нравственное
настроение и искреннее расположение человека, что, напротив, при
отсутствии этих условий, жертвы и молитвы отвратительны пред Богом
(Притч XXI:27; Ис I:11; LXVI:3; Иер VI:20; Oc V:6; VIII:13; Ам V:21-22 и
др. ). Бог любит только ищущего правды, нечестивцев же и презрителей
мудрости отвращает, и их постигает гибель (ст. 9-10). Для предупреждения
злых дел и даже нечистых помышлений, человеку надо всегда помнить о
всеведении Божием, пред которым открыты недоступные человеческому глазу
области: преисподняя, ад, евр. шеол и гибель, евр. Аваддон (ст. 11), т.
е. область гибели и смерти (сн. Притч XXVII:20; Иов XXVI:6; XXVIII:22);
в Апокалипсисе именем Аваддона, по-гречески Аполлиона (т. е. губителя)
назван Ангел - царь бездны (Откр XI:9). Тем более открыты всеведению
Божию все тайны человеческого сердца (ср. Пс CXXXVIII). Далее указано
несколько нравственно-психологических черт характеристики мудрого и
нечестивого (ст. 13-15).
16-33. Указывается на превосходство нравственных благ, мира и любви
перед материальным довольствием, соединенным с отсутствием страха Божия
и с ненавистью к ближним (ст. 16-17, сн. Пс XXXVI:16); в связи с
последним осуждается сварливость и восхваляется миролюбие (ст. 18, сн.
XXVI:21), а также показывается вред праздности и польза трудолюбия и
мужества (ст. 19). Далее приводится не раз повторяемая мысль о том что
дети, мудрые или неразумные - источник гордости или огорчения для своих
родителей (ст. 20, сн. X:1; XVII:25), указывается различие, с точки
зрения целесообразности, путей мудрого и нечестивого (ст. 21), и
оттеняется благотворность совета многих мудрых людей (ст. 22, сн. XI:14)
и сила обдуманного слова (ст. 23). Затем поведение истинного мудреца
освещается высшим светом веры в загробную жизнь (ст. 24. сн. XI:7;
XIV:32), а в самой жизни его различаются: черты внутренней его
настроенности (мысли и слова, ст. 26, неподкупность, ст. 27, молитва,
ст. 29, внимательность к урокам мудрости, ст. 32-32, особенно же страх
Божий, ст. 33) и внешнего жизненного жребия, противоположного судьбе
нечестивых (ст. 25, 27, 30).