Книга притчей
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Глава
9
1 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его,
2 заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу;
3 послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских:
4 `кто неразумен, обратись сюда!' И скудоумному она сказала:
5 `идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное;
6 оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума'.
7 Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого -
пятно себе.
8 Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого,
и он возлюбит тебя;
9 дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он
приумножит знание.
10 Начало мудрости - страх Господень, и познание Святого - разум;
11 потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.
12 [Сын мой!] если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и
если буен, то один потерпишь. [Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры,
тот гоняется за птицами летающими: ибо он оставил пути своего
виноградника и блуждает по тропинкам поля своего; проходит чрез
безводную пустыню и землю, обреченную на жажду; собирает руками
бесплодие.]
13 Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая
14 садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города,
15 чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями:
16 `кто глуп, обратись сюда!' и скудоумному сказала она:
17 `воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен'.
18 И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней
зазванные ею. [Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда
твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой
удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и
чтобы прибавились тебе лета жизни.]
1-11.
Божественная Премудрость как устроительница Царства Божия на земле.
12-18. Противоположная тому деятельность нечестия, олицетворяемого в
образе блудницы.
1-3. Если в гл. VIII говорилось об участии Премудрости в деле
миротворения и промышления Божия (ст. 27-31), и люди вообще призывались
к послушанию Премудрости, то здесь в гл. IX говорится - под образом
основанного Премудростью дома (ст. 1) - об устроении Ипостасной
Премудростью Царства Божия или Церкви среди людей для их духовного
питания, просвещения и освящения, и все люди нарочито приглашаются в
этот дом Премудрости на приготовленную Ею трапезу. Премудрость
божественная - эта великая художница или строительница (Притч VIII:30) с
момента начала миротворения, - в исторические времена основала на земле
великий дом Свой (там же ст. 34), который, конечно, вместе есть дом
Божий (Пс LXXXIII:11). Дом Премудрости Божией есть, очевидно, Царство
Божие или Церковь, основание которой Божественным Домостроительством
было положено еще в раю; это Царство Божие, затем во многообразии
священных библейских событий и лиц, теократических установлений и
учреждений, под руководством Закона и пророков, раскрывалось в течение
всего Ветхого Завета вплоть до явления Христа Спасителя, когда оно
сменилось новозаветной Церковью или новозаветным Царством Божием (1 Тим
III:15; Евр III:6; Откр III:12). Дом премудрости основан на семи столбах
(ст. 1), т. е. согласно общему библейскому значению числа 7 в смысле
полноты, законченности, совершенства (Быт IV:24; Пс XI:7; Мф
XVIII:21-22). Царство Божие или Церковь Премудростью Божией снабжена
многоразличными дарами и дарованиями - всем, что нужно для ее
благоустройства, процветания и славы. Толкование числа семи столбов в
точном значении дало большею частью неудачные опыты, таково
древне-иудейское толкование - в смысле 7 небес, с которых сошла Тора и
дарована людям (Midr. S. 25), еще менее в смысле 7 свободных искусств (Heidenheim)
или 7 первых глав книги Притчей (Hitzig), наконец, 7 свойств вышней
мудрости по исчислению Иакова (Иак III:17). Заслуживает лишь внимания
христианско-церковное толкование семи столбов в смысле семи даров Св.
Духа (Ис XI:2-3, сн. Откр I:4, 12; III:1; IV:5), затем - семь таинств и
под.
Блага царства Божия, основанного Премудростью, изображаются здесь (ст.
2) под образом приготовленной Ею трапезы мяса мирной жертвы (евр. :
тебах, LXX: qumata, Vulg. : victimas) и растворенного - водой или
пряностями - вина (ср. Ис V:22; Притч XXIII:30), как и в Евангелии
Господь изображал блага Царства Божия на земле и Царства Небесного под
образом трапезы (Мф XXII:1; сл. Лк XIV:16; сл. XXII:30). Частнее, при
свете Нового Завета, под этой трапезой Премудрости, можно разуметь
Евхаристию или таинство тела и крови Христовой. К этой Божественной
трапезе Премудрость призывает людей через посланных Ею рабов (ст. 3),
как и в евангельских притчах о званных на царскую вечерю гости
приглашаются через рабов царских (Мф XXII, сл. ; Лк XIV:16 сл. ). Под
этими рабами-глашатаями надо разуметь всех когда-либо посланных Богом и
Его Премудростью - проповедников истины Божией для созидания среди людей
Божественной теократии, в Ветхом Завете - пророков, в Новом Завете -
апостолов (Ис LII:7; Рим X:15-18).
4-6. Люди, к которым обращается призыв посланников Премудрости,
именуются здесь (ст. 4, 6) неразумными или скудоумными - не в абсолютном
смысле, а в относительном - в смысле ненаученности высшим истинам и,
главнее, нравственной неустойчивости и бесхарактерности (ст. 6, ср.
VII:7; XIX:25; XXI:11). Такие люди, каких особенно много среди юношей,
еще доступны научению и педагогическому воздействию (ср. Пс XVIII:8;
CXVIII:130). А во время насаждения христианства именно такие, простые
умом и сердцем люди, оказались особенно восприимчивыми к проповеди
Евангелия (Мф XI:25; Лк Х:21; 1 Кор I:27). Потому-то Премудрость и
призывает их на свою духовную трапезу (ст. 5), в свет истинного
разумения и благочестия.
7-9. Здесь делается вводное замечание, имеющее целью ограничить круг
людей, к которым обращена проповедь посланников Премудрости: бесцельно и
напрасно учить мудрости людей, презрительно издевающихся над истиной,
ненавистно относящихся к ней и к ее проповедникам (ср. Мф VII:6). Вместо
бесполезной и небезопасной траты слов на вразумление кощунника,
проповедник лучше должен обращать свое внимание на мудрого, т. е., по
крайней мере, стремящегося к мудрости, которому проповедь мудрости
всегда принесет существенную пользу (ср. Мф XIII:12). Понятно, впрочем,
само собой, что и указанное ограничение, ст. 7-8, имеет лишь
относительное и условное значение: им внушается не безусловное
запрещение учить нечестивых истине, а лишь осмотрительность в обращении
с хулителями истины. Любовь, высшее начало истинной жизни, обязывает
всех обладателей истины всюду распространять добро и истину, заботясь о
спасении всех, по образцу Самого Бога, хотящего спасения всех, не
исключая и грешных (Иез XVIII:32; XXXIII:11; 2 Пет III:9; 2 Тим II:4).
10-11. Речь Премудрости заканчивается указанием того главного основания,
на котором зиждется серьезное искание мудрости (ст. 10), - и благодатных
плодов или спасительных последствий истинной мудрости для стяжавшего ее
(ст. 11).
Началом мудрости является страх Божий (10а, сн. I:7) и благоговейное
познавание Бога: "познание Святаго - разум" (10б). (Этот перевод
следует, по закону параллелизма, предпочесть греческому LXX: Boulh agiwn
sunesiV, слав. : совет святых разум. Скорее можно бы принять перевод
Вульг. : scientia sanctorum prudentia); LXX, слав. в конце ст. 10 имеют
добавление: то gar gnwnai nomon dianoiaV estin agaqhV; слав. : разумети
бо закон помысла есть благаго. Добавление это отсутствует во многих
греческих кодексах (23, 68, 106, 109, 248, 252, 295 у Гольм., в Альд.
Алекс., у Климента Александр. ), не имеется и в Вульгате: по-видимому -
позднейшая глосса, хотя и отвечающая контексту речи. Ст. 11 представляет
одно из нередких в Книге притчей обещаний долголетия за исполнение
уроков мудрости (сн. III:2, 16, 21; IV:10, 15; X:27).
Рассмотренный отдел Притч IX:1-11 читается в храмах в качестве паримии
на Богородичные праздники, поскольку здесь предизображается Ипостасная
Премудрость не в предвечном бытии Своем, а в состоянии воплощения; мысль
же о воплощении Сына Божия неотделима от мысли о Богоматери, послужившей
орудием воплощения Сына Божия (см. у еп. Виссариона, с. 103-104).
12. В качестве побуждения к исполнению наставлений мудрости и к
избежанию (изображаемых ниже) соблазнов безумия и распутства, Премудрый
указывает здесь на то, что полезные следствия мудрости имеют силу
собственно для самого держащегося мудрости, а не для Бога (мысль,
аналогичная выраженной в Иов XXII:2-3), и не для ближних. LXX, слав.,
однако, добавляет: kai toiV plhsion, и искренним твоим. Кроме того LXX и
еще имеют трехстрочное добавление к ст. 12, имеющееся также в сирск. и
арабск. переводах, а также в славянск. и русск. синод. (в последнем эти
добавления заключены в скобки). По-видимому, это позднейшие глоссы, хотя
имеющие признаки происхождения из еврейского подлинника, перенесенные
сюда из других мест кн. Притчей и других свящ. книг.
13-18. Для усиления впечатления от увещаний Премудрости здесь подробно
изображаются соблазны неразумия, идущие от жены распутной. По внешности
призыв последней напоминает призыв мудрости, но отличающие жену
распутную дерзость, безрассудство и подобные отрицательные качества (ст.
13-17), а главным образом гибельный конец увлекающихся ее соблазнами
(ст. 18, сн. VII:27), должны, по мысли Премудрого, раз и навсегда
предохранить ученика его от всяких увлечений распутства и безумия, как
бы ни были подчас велики соблазн и искушение следовать им. - В конце ст.
18 у LXX имеется добавление, имеющее характер позднейшей глоссы (ее нет
в Комплютенск. изд. ).