Книга притчей
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Глава
4
1 Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму,
2 потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей.
3 Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери
моей,
4 и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни
заповеди мои, и живи.
5 Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся
от слов уст моих.
6 Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет
оберегать тебя.
7 Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим
приобретай разум.
8 Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты
прилепишься к ней;
9 возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный
венец.
10 Слушай, сын мой, и прими слова мои, - и умножатся тебе лета жизни.
11 Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым.
12 Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не
споткнешься.
13 Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно -
жизнь твоя.
14 Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых;
15 оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо;
16 потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них,
если они не доведут кого до падения;
17 ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения.
18 Стезя праведных - как светило лучезарное, которое более и более
светлеет до полного дня.
19 Путь же беззаконных - как тьма; они не знают, обо что споткнутся.
20 Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое;
21 да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего:
22 потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела
его.
23 Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него
источники жизни.
24 Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя.
25 Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут
прямо пред тобою.
26 Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды.
27 Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла,
28 [потому что пути правые наблюдает Господь, а левые - испорчены.
29 Он же прямыми сделает пути твои, и шествия твои в мире устроит.]
1-3.
Премудрый будет поучать слушателей, как детей, точнее будет учить своих
собственных детей и всех других тем наставлениями, которые некогда
слышал от своих родителей, особенно от отца. 4-9. Сущность наставлений
отца Премудрого - увещание к мудрости с указанием благ ее. 10-19.
Предостережение от уклонений на путь нечестия. 20-27. Настойчивое
увещание не забывать отеческих заповедей.
1-3. Учение мудрости и благочестия, преподаваемое Премудрым, имеет тем
большую силу истинности и обязательности, что оно не есть лишь достояние
и произведение единичной личности учителя, но получено им в наследие от
предков, ближе всего от его родителей, у которых он был нежно любимым
сыном (ст. 3). Традиция (paradosiV twn paterwn) возвышала авторитет
всякого учения мудрости (ср. Иов VIII:8 сл. ; XV:18 сл. ; Сир VIII:9;
XVI:5; XXXI:12). Тем более Соломон мог прибегнуть к такому приему
увещания, что уже в начале речи (I:8) он упомянул о долге послушания
заветам отца и матери. Здесь (ст. 1) и ниже (V:7 и VII:24) обращение не
к "сыну", а к "детям", так как в своей воспитательного характера речи
Премудрый ссылается на собственный пример и "сыном является сам Соломон"
[Соломон не был "единственным" сыном матери своей, т. е. Вирсавии: по 1
Пар III:5 у Давида от Вирсавии было четыре сына (включая Соломона).
Отсюда во многих древних еврейских кодексах (у Кенник, и Росси)
выражение ст. 3: лифне-имми, пред лицом матери моей, заменяется другим
выражением: ливне-имми, сыновьям матери моей, т. е. братьям или среди
братьев, причем и сл. яхид будет обозначать не единственного (как в
Вульг. и русск. ). а "возлюбленный", LXX: 'agapwmenoV]. Чему учил
Премудрого отец его, об этом говорится ниже со ст. 4.
4-9. Увещания отца (Давида, по LXX, слав. - и матери: 'elegon kai
edidaskon me, иже глаголаша и учиша мя) Соломону, и по содержанию и по
характеру сходны с увещаниями самого Соломона к юношеству, рассеянными
по всей книге Притчей. Главным предметом речей и наставлений Давида
Соломону (ст. 4 сл. ; ср. 1 Пар XXVIII:9), как и самого Соломона
слушателям его, был закон Божий, заключающийся в Пятокнижии Моисеевом;
но затем, воспринятый умом человека. Закон должен быть прилагаем к его
жизни и деятельности, а это требует особенной "мудрости" (хокма),
особенного "разума" (бина) и отеческое наставление Соломону неоднократно
завещает "наподобие выкликов торговца, предлагающего свой товар", по
выражение Умбрейта (ст. 6; ср. ст. 8б), стремление к мудрости и
неуклонную верность ей (ст. 5, 7; ср. III:14). Мудрец здесь сравнивается
с любимой женой (ср. Сир XV:2), которая охраняет возлюбленного мужа от
всяких бед; представляется высочайшим благом, ради которого надо
жертвовать всеми иными благами: "главное - мудрость; приобретай
мудрость, и всем имением твоим приобретай разум" (ст. 7). Ст. 8-9
говорят о благотворных и привлекательных плодах стяжания мудрости (ср.
I:9).
10-19. Продолжая изображать блага следования путями премудрости, Давид
теперь вместе с тем предостерегает Соломона от уклонения на пути
нечестия (ст. 14-19).
Наставления о путях премудрости становятся более специальными -
указывают самый характер жизненного следования путями премудрости;
премудрость открывает для ревнителя ее долгоденствие (ст. 10) и
правильное течение жизни - благоприятные жизненные условия (ст. 11) и
отсутствие непреодолимых преград на жизненном пути (ст. 12). Переходя
затем к новой группе наставлений - предостережений, Давид еще раз
усиленно призывает (ст. 13) сына к неослабному хранению его наставлений
мудрости, так как в них заключается истинная жизнь для соблюдающего их,
- призывает ввиду опасных для юноши соблазнов. Дальнейшее изображение
(ст. 14-17) пути нечестивых имеет не мало общих черт с характеристикой
их в 1-19. Если пути нечестивых, способствуя безмерному расширению и
усиленно низменных страстей человеческой природы, навсегда лишают
человека мира душевного и спокойствия и на каждом шагу готовят ему
всякие опасности (ст. 16-17, 19), то, напротив, путь праведных или
нравственное поведение их сравнивается (ст. 18) со светом восходящего и
постепенно приближающегося к полудню солнца (ср. Ис LX:3; LXII:1; II:5;
Притч VI:23; XXVIII:5), как солнечный свет начинается с появления
утренней зари, постепенно усиливается и к полудню достигает своего
наивысшего напряжения, так, подобно этому, и жизнь праведных
представляет ряд постепенных успехов в деле нравственного преуспеяния:
по мере движения их на жизненном пути, жизнедеятельность их становится
все чище и светлее (ср. Мф V:16), от низшей ступени нравственного
совершенства они восходят к высшей, пока, наконец, не достигнут
состояния, о котором предрек Спаситель: тогда праведницы просветятся,
яко солнце, в царствии Отца их, Мф XIII:43 (см. у еп. Виссариона, с.
56-57).
20-29. Снова (ст. 20) слушатели побуждаются (ср. III:21; II:2 и др. ) к
особенно внимательному восприятию наставлений мудрости, которые для
исполняющих их являются не только питающими и поддерживающими истинную
жизнь духа, но также благотворными для самого тела (ст. 22: мысль
подобная выраженной в словах Апостола, "благочестие на все полезно, имея
обетование жизни настоящей и будущей", 1 Тим IV:8). Но чтобы человек
получил надлежащую устойчивость в добре и неодолимость со стороны
приражений зла, всякому ревнителю мудрости - благочестия необходимо со
всею тщательностью, более всяких других сокровищ, хранить свое сердце
(евр. лев): "потому что из него источники жизни" (евр. тоцео хаим, LXX:
exodoi zwhV). Сердце, по библейскому представлению служит центром,
средоточием как физически органической природы человека (Пс XXI:27,
CI:5; Ис I:5; Иер IV:18), так и душевной и духовной жизни его (Пс
LXXXIII:3; Иер XI:20 XVII:10), частнее - не только разного рода
ощущений, чувств и эмоций (Притч XXXI:11; V:12; XIII:12; Суд XVI:15), но
и высших обнаружений духа, как то: решений воли (1 Цар XIV:7, 3 Цар
VIII:17 и др. ), ведения и силы разумения (3 Цар X:2 Суд XVI:17; Притч
XVII:16; XV:14; VII:7; IX:4), наконец, как центр и носитель нравственной
жизни (Пс L:12; 3 Цар III:6; IX:4; Притч VII:10 и мн. др. ). В этом
последнем значении ветхозаветно-библейское "сердце" ближе всего подходит
к христианскому понятию "совесть"; в этом смысле, в смысле чистого
нравственного сознания (ср. новозаветное agaqh suneidhsiV 1 Тим I:5, 19;
1 Пет III:16), сердце употреблено и здесь Притч IV:23 (ср. Пс L:12; Иов
XXVII:6; 1 Цар XXV:31), как показывают и дальнейшие стихи 24-25,
предостерегающие от всякого лукавства, от всякого лицемерия и под. (ср.
Притч VI:13; Х:10; XVI:30; Сир XXVII:25, сн. Мф VI:22-23), чем
извращается нормальное течение нравственной жизни, регулируемой доброй
совестью. Только при условии неповрежденности последней, пути
нравственной жизни человека могут быть тверды (ст. 26. Сн. Пс CVIII:133;
Евр XII:13). Ст. 27 представляет сжатое обобщение всех отеческих
увещаний к пути мудрости и добродетели и по форме выражения напоминает
подобное же увещание законодателя Моисея, Втор V:32. LXX удлиняют этот
стих сравнительно с еврейским текстом словами: odouV gar taV ek dexiwn
oiden o qeoV, diestrammenoi de eisin ai ex aristerwn autoV de orqaV
poihsei taV trociaV sou, taV de poreiaV sou en eirhnh proacei. Прибавка
эта имеется и в Вульгате, а равно и в славянском и русском - синодальном
перев. кн. Притчей (в переводе архим. Макария слова эти отсутствуют). По
мысли слова эти представляют повторение и развитие мысли ст. 26-27.
Ввиду устойчивости разных код. греческого текста в передаче этого
добавления, а также ввиду авторитета Вульгаты, можно думать, слова эти
могли находиться и в том еврейском оригинале, с которого был сделан
перевод LXX-ти (ср. Franz Delitzsch. Das Salomonische Spruchbuch.
Leipzig. 1873, s. 39).