Числа
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36
Глава
21
1 Ханаанский царь Арада, живущий к югу, услышав, что Израиль идет
дорогою от Афарима, вступил в сражение с Израильтянами и несколько из
них взял в плен.
2 И дал Израиль обет Господу, и сказал: если предашь народ сей в руки
мои, то положу заклятие [на них и] на города их.
3 Господь услышал голос Израиля и предал Хананеев в руки ему, и он
положил заклятие на них и на города их и нарек имя месту тому: Хорма.
4 От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю
Едома. И стал малодушествовать народ на пути,
5 и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из
Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и
душе нашей опротивела эта негодная пища.
6 И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и
умерло множество народа из [сынов] Израилевых.
7 И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против
Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И
помолился Моисей [Господу] о народе.
8 И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на
знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на
него, останется жив.
9 И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей
ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив.
10 И отправились сыны Израилевы и остановились в Овофе;
11 и отправились из Овофа и остановились в Ийе-Авариме, в пустыне, что
против Моава, к восходу солнца;
12 оттуда отправились, и остановились на долине Заред;
13 отправившись отсюда, остановились у той части Арнона в пустыне,
которая течет вне пределов Аморрея, ибо Арнон граница Моава, между
Моавом и Аморреем.
14 Потому и сказано в книге браней Господних:
15 Вагеб в Суфе и потоки Арнона, и верховье потоков, которое склоняется
к Шебет-Ару и прилегает к пределам Моава.
16 Отсюда [отправились] к Беэр; это тот колодезь, о котором Господь
сказал Моисею: собери народ, и дам им воды.
17 Тогда воспел Израиль песнь сию: наполняйся, колодезь, пойте ему;
18 колодезь, который выкопали князья, вырыли вожди народа с
законодателем жезлами своими. Из пустыни [отправились] в Матанну,
19 из Матанны в Нагалиил, из Нагалиила в Вамоф,
20 из Вамофа в Гай, который в земле Моава, на вершине горы Фасги,
обращенной лицем к пустыне.
21 И послал Израиль послов к Сигону, царю Аморрейскому, [с предложением
мирным,] чтобы сказать:
22 позволь мне пройти землею твоею; [мы пойдем дорогою,] не будем
заходить в поля и виноградники, не будем пить воды из колодезей [твоих],
а пойдем путем царским, доколе не перейдем пределов твоих.
23 Но Сигон не позволил Израилю идти через свои пределы; и собрал Сигон
весь народ свой и выступил против Израиля в пустыню, и дошел до Иаацы, и
сразился с Израилем.
24 И поразил его Израиль мечом и взял во владение землю его от Арнона до
Иавока, до пределов Аммонитских, ибо крепок был предел Аммонитян;
25 и взял Израиль все города сии, и жил Израиль во всех городах
Аморрейских, в Есевоне и во всех зависящих от него;
26 ибо Есевон был город Сигона, царя Аморрейского, и он воевал с прежним
царем Моавитским и взял из руки его всю землю его до Арнона.
27 Потому говорят приточники: идите в Есевон, да устроят и утвердят
город Сигона;
28 ибо огонь вышел из Есевона, пламень из города Сигонова, и пожрал
Ар-Моав и владеющих высотами Арнона.
29 Горе тебе, Моав! погиб ты, народ Хамоса! Разбежались сыновья его, и
дочери его сделались пленницами Аморрейского царя Сигона;
30 мы поразили их стрелами; погиб Есевон до Дивона, мы опустошили их до
Нофы, которая близ Медевы.
31 И жил Израиль в земле Аморрейской.
32 И послал Моисей высмотреть Иазер, и взяли [его и] селения, зависящие
от него, и прогнали Аморреев, которые в них были.
33 И поворотили и пошли к Васану. И выступил против них Ог, царь
Васанский, сам и весь народ его, на сражение к Едреи.
34 И сказал Господь Моисею: не бойся его, ибо Я предам его и весь народ
его и всю землю его в руки твои, и поступишь с ним, как поступил с
Сигоном, царем Аморрейским, который жил в Есевоне.
35 И поразили они его и сынов его и весь народ его, так что ни одного не
осталось [живого], и овладели землею его.
Битва
израильтян с ханаанским царем Арада. — Ропот народа. — Необыкновенное
обилие ядовитых змей. — Медный змей. — Движение к пределам аморрейского
царя Сигона. — Посольство к последнему с просьбой беспрепятственного
пропуска. — Отказ. — Занятие Аморрейского царства. — Занятие Васана.
1 Маленькое царство Арада было расположено на юге Ханаана. Урочище,
известное в настоящее время под именем «Тель-Арад», быть может,
указывает на то место, где некогда существовал Арад.
2-3 Древнюю Хорму (или Цефаф, см. Суд I:17) отождествляют с урочищем
Ракхма, лежащим невдали от ущелья, ведущего из Вади-ель-Араба на
возвышенность юго-восточной окраины Ханаана.
4 «Путем Чермного моря» — «путем равнины от Елафа и Ецион-Гавера»
(северная оконечность залива Акаба, Втор II:8), имея слева — Идумею,
справа — Аравийскую пустыню.
8 «Взглянув на него» с верою исцеляющую силу всемогущего и всеблагого
Господа. «Не вещию, — замечает премудрый, — зримою целяшеся, но слово
Твое, Господи, исцеляющее вся. Милость Господня прихождаше и исцеляше
их» (Прем XVI:10–11, 7). Преобразовательное значение медного змея ясно
выражено в словах Спасителя: «Как Моисей вознес змию в пустыне, — так
должно вознесену быть Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него не
погиб, но имел жизнь вечную» (Ин III:14–15). Уясняя подробности
прообраза, блаж. Феодорит замечает: «Как медный змей был изображением
змиев, но не имел змеиного яда; так и Единородный Сын имел человеческое
тело, но не имел греховной скверны. Как угрызаемые змиями, взирая на
медного змея, получали спасение; так и уязвляемые грехом, несомненно
веруя в страдание Спасителя нашего, оказываются победителями смерти,
приобретая вечную жизнь» (Толк. на кн. Чис, вопр. 38).
Как непререкаемый памятник чудесного проявления милости Божией, медный
змей сохранялся в народе до времени иудейского царя Езекии. Заметив
склонность евреев к языческому обожанию памятника, Езекия приказал
уничтожить змея (4 Цар XVIII:4).
10-13 Пройдя с запада на восток (быть может ущельем Вади-ель-Ифм), в
обход гор Едома, израильтяне поворачивают к северу-востоку по
направлению к моавитским долинам, идя, по замечанию Еспина, той самой
дорогой, по которой и ныне двигаются караваны из Мекки в Дамаск.
Из 41–42 ст. ХХXIII гл. кн. Чис. видно, что ранее, чем прибыть в Овоф,
израильтяне имели станы в Салмане и Пуноне.
Полагают, что Овоф есть нынешнее урочище Ель-Ахса. Маленький ручеек
Вади-ель-Ахса теперь составляет границу между двумя областями — Джебал и
Керак, — как в древние времена служил, быть может, границей между Едомом
и Моавом.
Относительно долины Заред 14–16 ст. II гл. кн. Втор. сообщают, что в
пути между означенной долиной и Аром умерли последние израильтяне из
того поколения, которое обречено было на смерть в пустыне.
Поток Арнон в настоящее время называется: в верховьях — Сеиль-ес-Саиде,
в низовьях — Вади-Моджеб (Властов).
14 «Книга браней Господних», т. е. книга, в которую записывались
повествования о войнах народа Божия.
16 Колодезь Беер отождествляют с «колодцем Беер-Елим (колодезь витязей)
в земле Моавитской» (Ис XV:8).
20 Фасги — название одной из высот горного хребта Аварим.
24 Поток Иавок в настоящее время носит название «Зерка», т. е.
«Голубой». Расстояние между Арноном и Иавоком 45 миль, или 68 верст.
25-26 Есевон (Heshbon) находился на возвышенном плато, на одной
параллели с устьем Иордана, в 20 милях (30 вопр.) к востоку от него.
Развалины его еще и теперь носят название Есбон (Властов, Свящ. лет.).
29 Хамос — языческое божество, чествовавшееся моавитянами, подобное
Ваалу и Молоху.
30 Медева, ныне Мадеба (упоминается в известной надписи моавитск. царя
Меши), расположена в 4 милях (6 в.) к юго-востоку от развалин Есбона
(Есевона, — Властов).
33 Царство Васан простиралось от потока Иавок на север, вдоль р.
Иордана, до горы Ермон (Втор III:8).