Книга Неемии
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Глава
9
1 В двадцать четвертый день этого месяца собрались все сыны Израилевы,
постящиеся и во вретищах и с пеплом на головах своих.
2 И отделилось семя Израилево от всех инородных, и встали и
исповедывались во грехах своих и в преступлениях отцов своих.
3 И стояли на своем месте, и четверть дня читали из книги закона Господа
Бога своего, и четверть исповедывались и поклонялись Господу Богу
своему.
4 И стали на возвышенное место левитов: Иисус, Вания, Кадмиил, Шевания,
Вунний, Шеревия, Вания, Хенани, и громко взывали к Господу Богу своему.
5 И сказали левиты - Иисус, Кадмиил, Вания, Хашавния, Шеревия, Годия,
Шевания, Петахия: встаньте, славьте Господа Бога вашего, от века и до
века. Да славословят достославное и превысшее всякого славословия и
хвалы имя Твое!
6 [И сказал Ездра:] Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и
все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты
живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются.
7 Ты Сам, Господи Боже, избрал Аврама, и вывел его из Ура Халдейского, и
дал ему имя Авраама,
8 и нашел сердце его верным пред Тобою, и заключил с ним завет, чтобы
дать [ему и] семени его землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев,
Иевусеев и Гергесеев. И Ты исполнил слово Свое, потому что Ты праведен.
9 Ты увидел бедствие отцов наших в Египте и услышал вопль их у Чермного
моря,
10 и явил знамения и чудеса над фараоном и над всеми рабами его, и над
всем народом земли его, так как Ты знал, что они надменно поступали с
ними, и сделал Ты Себе имя до сего дня.
11 Ты рассек пред ними море, и они среди моря прошли посуху, и гнавшихся
за ними Ты поверг в глубины, как камень в сильные воды.
12 В столпе облачном Ты вел их днем и в столпе огненном - ночью, чтоб
освещать им путь, по которому идти им.
13 И снисшел Ты на гору Синай и говорил с ними с неба, и дал им суды
справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые.
14 И указал им святую Твою субботу и заповеди, и уставы и закон преподал
им чрез раба Твоего Моисея.
15 И хлеб с неба Ты давал им в голоде их, и воду из камня источал им в
жажде их, и сказал им, чтоб они пошли и овладели землею, которую Ты,
подняв руку Твою, клялся дать им.
16 Но они и отцы наши упрямствовали, и шею свою держали упруго, и не
слушали заповедей Твоих;
17 не захотели повиноваться и не вспомнили чудных дел Твоих, которые Ты
делал с ними, и держали шею свою упруго, и, по упорству своему,
поставили над собою вождя, чтобы возвратиться в рабство свое. Но Ты Бог,
любящий прощать, благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый,
и Ты не оставил их.
18 И хотя они сделали себе литого тельца, и сказали: вот бог твой,
который вывел тебя из Египта, и хотя делали великие оскорбления,
19 но Ты, по великому милосердию Твоему, не оставлял их в пустыне; столп
облачный не отходил от них днем, чтобы вести их по пути, и столп
огненный - ночью, чтобы светить им на пути, по которому им идти.
20 И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их, и манну Твою не
отнимал от уст их, и воду давал им для утоления жажды их.
21 Сорок лет Ты питал их в пустыне; они ни в чем не терпели недостатка;
одежды их не ветшали, и ноги их не пухли.
22 И Ты дал им царства и народы и разделил им, и они овладели землею
Сигона, и землею царя Есевонского, и землею Ога, царя Васанского.
23 И сыновей их Ты размножил, как звезды небесные, и ввел их в землю, о
которой Ты говорил отцам их, что они придут владеть ею.
24 И вошли сыновья их, и овладели землею. И Ты покорил им жителей земли,
Хананеев, и отдал их в руки их, и царей их, и народы земли, чтобы они
поступали с ними по своей воле.
25 И заняли они укрепленные города и тучную землю, и взяли во владение
домы, наполненные всяким добром, водоемы, высеченные из камня,
виноградные и масличные сады и множество дерев с плодами для пищи. Они
ели, насыщались, тучнели и наслаждались по великой благости Твоей;
26 и сделались упорны и возмутились против Тебя, и презрели закон Твой,
убивали пророков Твоих, которые увещевали их обратиться к Тебе, и делали
великие оскорбления.
27 И Ты отдал их в руки врагов их, которые теснили их. Но когда, в
тесное для них время, они взывали к Тебе, Ты выслушивал их с небес и, по
великому милосердию Твоему, давал им спасителей, и они спасали их от рук
врагов их.
28 Когда же успокаивались, то снова начинали делать зло пред лицем
Твоим, и Ты отдавал их в руки неприятелей их, и они господствовали над
ними. Но когда они опять взывали к Тебе, Ты выслушивал их с небес и, по
великому милосердию Твоему, избавлял их многократно.
29 Ты напоминал им обратиться к закону Твоему, но они упорствовали и не
слушали заповедей Твоих, и отклонялись от уставов Твоих, которыми жил бы
человек, если бы исполнял их, и хребет свой сделали упорным, и шею свою
держали упруго, и не слушали.
30 Ожидая их обращения, Ты медлил многие годы и напоминал им Духом Твоим
чрез пророков Твоих, но они не слушали. И Ты предал их в руки иноземных
народов.
31 Но, по великому милосердию Твоему, Ты не истребил их до конца, и не
оставлял их, потому что Ты Бог благий и милостивый.
32 И ныне, Боже наш, Боже великий, сильный и страшный, хранящий завет и
милость! да не будет малым пред лицем Твоим все страдание, которое
постигло нас, царей наших, князей наших, и священников наших, и пророков
наших, и отцов наших и весь народ Твой от дней царей Ассирийских до сего
дня.
33 Во всем постигшем нас Ты праведен, потому что Ты делал по правде, а
мы виновны.
34 Цари наши, князья наши, священники наши и отцы наши не исполняли
закона Твоего, и не внимали заповедям Твоим и напоминаниям Твоим,
которыми Ты напоминал им.
35 И в царстве своем, при великом добре Твоем, которое Ты давал им, и на
обширной и тучной земле, которую Ты отделил им, они не служили Тебе и не
обращались от злых дел своих.
36 И вот, мы ныне рабы; на той земле, которую Ты дал отцам нашим, чтобы
питаться ее плодами и ее добром, вот, мы рабствуем.
37 И произведения свои она во множестве приносит для царей, которым Ты
покорил нас за грехи наши. И телами нашими и скотом нашим они владеют по
своему произволу, и мы в великом стеснении.
38 По всему этому мы даем твердое обязательство и подписываем, и на
подписи печать князей наших, левитов наших и священников наших.
1-5.
День народного покаяния. 6-38. Покаянная молитва Ездры. 39.
Обязательство соблюдать закон.
1. День покаяния, о котором идет речь в гл. IX, не был установленным в
законе днем 'очищения' (Лев XVI, XXIII, 26-32): это - был нарочито
назначенный день для выражения тех покаянных чувств, которые взволновали
народ при чтении закона. Внешним знаком этих чувств у евреев издавна
были пост, вретище и посыпание пеплом головы (ср. 1 Цар IV, 12; 2 Цар I,
2; Иоил. 1, 16).
2. И отделилось семя Израилево от всех инородных. Приведенное замечание
некоторые экзегеты (Кейль, Шульц, Бертолет) понимают как указание на
окончательный разрыв со всем языческим, другие же, более справедливо,
как указание на допущение в описываемое собрание 24 дня седьмого месяца
только израильтян (Риссель).
3. И стояли на своем месте: точнее было бы передать "и встали на своем
месте" (каждый), - без сомнения, для слушания книги закона Божьего.
Четверть дня продолжалось чтение книги закона, а четверть дня, по ст. 3,
исповедывались и поклонялись Господу, Богу своему. Форма исповедания и
поклонения описывается далее в ст. 4-37.
4-5. Вместо перечисленных в ст. 5 восьми имен левитов у LXX (и в слав.)
названо только пять, так как имена Вания, Вунний и Вания LXX, очевидно,
поняли в смысле нарицательных bnej, ben, сыновья, сын. Отсюда вместо
чтения евр. текста Иисус, Вания, Кадмиил, Шевания у LXX получилось:
Иисус сыновья Кадмиила, Шевания и пр. Но, несомненно, Вания есть
собственное имя череды левитов (III, 17; X, 14). По ст. 4-му, левиты,
стоя на возвышенном месте, громко взывали к Господу Богу своему, т.е.,
вероятно, громким голосом произносили какую-либо покаянную молитву.
Вслед за этим, как видно из ст. 5-го, левиты призывали к молитве и
народ. В ст. 5-м называются имена этих левитов. Из тожества большинства
имен (из восьми —пяти) с названными в ст. 4, следует заключать, что в
обоих стихах разумеются одниите же лица. Три различныхимени (Вунний,
Вания и Хенанивст. 4, Хашавния, Годия и Пеахия в ст. 5) возникли, может
быть, по ошибке переписчиков.
6. Начинающаяся со ст. 6 покаянная молитва в греч. тексте предваряется
не имеющимся у мазоретов замечанием kai eipen EsdraV, и сказал Ездра.
Таким образом, греческие переводчики понимали повествование в там
смысле, что после левитов выступил Ездра и произнес приводимую в ст.
6-37 молитву. Кейль возражает против такого понимания и считает
замечание LXX kai eipen EsdraV; неудачной конъектурой. По его мнению,
молитва является не речью одного лица, а исповеданием целой общины, так
как молящийся говорит о себе ко множ. числе (ст. 9: "отцы наши", ст. 33
"мы"). Но подобная форма речи понятна, если иметь в виду, что молящийся
выступает от лица общины. Случайное опущение краткого замечания "и
сказал Ездра" в евр, тексте также вполне понятно.
Излагаемая в ст. 6-37 молитва Еэдры обыкновенно называется покаянной.
Но, собственно, гласным предметом ее является прославление Бога за Eго
завет с народом израильским и милости к нему. В молитве указываются те
величайшие блага, которые получил народ во имя завета. Вместе с этим
изображается и отношение к Иегове народа. В ст. 6-8 указывается тема
молитвы: Господь, Твореци Вседержитель, избрал Авраама и заключил с ним
завет - дать семени его землю ханаанскую и исполнил сисе обетование. Эта
тема раскрывается в четырех строфах (9-15,16-25,26-31,32-37), причем для
раскрытия ее приводятся факты из прошлой истории Израиля, а в заключение
показывается милость Божия к народу в его теперешнем положении.
6. Небо, небеса небес. Чтобы рельефнее выставить божественное
всемогущество, понятие неба усиливается прибавлением - небеса небес (ср.
Втор Х, 14; 3Цар VIII, 27; 2Пар II,5; VI, 18), а понятие земли - словами
море и все, что в нем (ср. Пс CXLVI, 6). Все воинство их: указание на
небо (ср. Быт II, 1). Небесные воинства Тебе поклоняются. В этом
выражении уже небесными воинствами, как и в Пс CXLVIII, 2; CII, 21,
называются ангелы.
7-8. Ср. Быт II, 31; XII, 1 и д.; XV, 7; XVII, 5. Потому что га
праведен: божественная праведность (zadikj в ст. в понимается в смысле
специальном, как верность обетованиям.
9-11. Ст. 9 представляет краткое воспроизведение описанного в Исх III,
7; XJV,10;XV,4.
12-14. Ср. Исх XIII, 21; Чис XIV, 14; Исх XIX, 18.20; XX; Втор IV, 36.
15. Ср. Исх. XVI, 4, 10 и д.; XVII, 6; Чис XX, 8; Пс. LXXVII, 24.
16-17. Ср. Исх. XXII, 9; XXXIII, 3; XXXIV, 9; Втор. IX, 6, 13. Поставили
над собою вождя, чтобы возвратиться в рабство свое. Слав, "даша начало"
(LXX edwkan archn) возвратится на работу свою в Египет". В этом
замечании имеется в виду указание Чис XIV, 4. Однако факт, когда евреи
поставили себе вождя вместо Моисея, неизвестен. Отсюда справедливо
предлагают евр. vaittnu rosch поставили вождя понимать в общем смысле:
"и обратили голову", т.е. поставили решение, решились. Перев.Гуляева: "и
в упорстве своем обернули головы к прежнему рабству".
18. О почитании золотого тельца см. Исх XXXII, 4.
19. Имеется в виду место Чис XIV, 14, по которому и после согрешения
народа чудесный столб не перестал предшествовать ему.
20. Слова 20 ст. имеют ввиду факт, когда Гослодь для возвышения
авторитета Моисея даровал дух пророчества семидесяти старейшинам (Чис
XI, 17.25). И манну свою не отнимал от уст их (ср.Чис XI, 6-9 и Нав V,
12). И воду давал им для утоления жажды (ср. Чис XX, 2-8).
21. В ст. 21 обобщается все, что сделано было Господом для избранного
народа в пустыне (ср. Втор II, 7 и VIII, 4).
22. Ты дал им царства и народы, и разделил им. У LXX (и в слав.) laouV
(народы) является дополнением к глаг. emerisaV и людие разделих им"). Но
выражение подлинника vattchlkem lepeah (рус. 'и разделил им'; tepeah
оставл. без перевода) не вполне ясно. Не ясно, на кого указывает суфф. 2
лица муж. р. в гл. vattchlkem "и разделил их", - на хананеев или на
евреев. Если глагол chalak принимать (в форме пиэл) в значении
'рассеивать' (Быт XLIX, 7; Плач IV, 16), то речь будет о хананеях
(Абен-Ездра). О завоевании земли Сигона и Ога см. Чис XXVI, 21-35.
23. И сыновей их Ты размножил, как звезды небесные. Имеется в виду
исчисление народа на полях моавитских (Чис XXVI).
25. Укрепленные города - Иерихон, Гай (Haв. V, 13; VIII).
26. Убили пророков (ср. 2 Пар XXIV, 21; 3 Цар XVIII, 13; XIX, 10). По
позднейшему иудейскому преданию {ср. Мф V, 12; XXIII, 29; Лк XI, 47;
XIII, 33), большинство великих пророков были убиты.
27-26. Вспоминается время судей (ср. Суд II, 11 -23). Давал им
спасителей (moschhm), т.е. судей (ср. III, 9; II, 10).
29-30. В ст. 29-30 вспоминается период царей. И Ты предал их в руки
иноземных народов. Господство этих народов, по ст. 32, началось со
времени нашествия ассирян, разрушивших десятиколенное царство.
38. И телами нашими они владеют. Полагают, речь идет об обязательном для
иудеев отправлении военной службы в персидских войсках (ср. Геродот.
Истор. VII, 89}.
39. Ст. 39 в подлинном тексте отнесен к началу следующей главы. Сознавая
несоответствие своих дел в прошлом званию народа, избранного Багом,
иудеи дают торжественное нему прикладываются печати представителями
народа. По всему этому, евр. becol zoth лучше переводить - "по причине
этого", "на основании всего сказанного" (в покаянной молитве). И на
подписи (chattum) печать князей наших. Chattum - запечатанный документ
(Иер XXII, 11.14). Документ обыкновенно для запечатывания складывался,
затем на наружной стороне, где, может быть, излагалось кратко содержание
документа, делались подписи или прилагались печати. Так сделали и
представители народа стем документом, в котором они изложили всенародное
решение.