Книга пророка Наума
Глава
3
1 Горе городу кровей! весь он полон обмана и убийства; не прекращается в
нем грабительство.
2 Слышны хлопанье бича и стук крутящихся колес, ржание коня и грохот
скачущей колесницы.
3 Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество и
груды трупов: нет конца трупам, спотыкаются о трупы их.
4 Это - за многие блудодеяния развратницы приятной наружности, искусной
в чародеянии, которая блудодеяниями своими продает народы и чарованиями
своими - племена.
5 Вот, Я - на тебя! говорит Господь Саваоф. И подниму на лице твое края
одежды твоей и покажу народам наготу твою и царствам срамоту твою.
6 И забросаю тебя мерзостями, сделаю тебя презренною и выставлю тебя на
позор.
7 И будет то, что всякий, увидев тебя, побежит от тебя и скажет:
`разорена Ниневия! Кто пожалеет о ней? где найду я утешителей для тебя?'
8 Разве ты лучше Но-Аммона, находящегося между реками, окруженного
водою, которого вал было море, и море служило стеною его?
9 Ефиопия и Египет с бесчисленным множеством других служили ему
подкреплением; Копты и Ливийцы приходили на помощь тебе.
10 Но и он переселен, пошел в плен; даже и младенцы его разбиты на
перекрестках всех улиц, а о знатных его бросали жребий, и все вельможи
его окованы цепями.
11 Так и ты - опьянеешь и скроешься; так и ты будешь искать защиты от
неприятеля.
12 Все укрепления твои подобны смоковнице со спелыми плодами: если
тряхнуть их, то они упадут прямо в рот желающего есть.
13 Вот, и народ твой, как женщины у тебя: врагам твоим настежь отворятся
ворота земли твоей, огонь пожрет запоры твои.
14 Начерпай воды на время осады; укрепляй крепости твои; пойди в грязь,
топчи глину, исправь печь для обжигания кирпичей.
15 Там пожрет тебя огонь, посечет тебя меч, поест тебя как гусеница,
хотя бы ты умножился как гусеница, умножился как саранча.
16 Купцов у тебя стало более, нежели звезд на небе; но эта саранча
рассеется и улетит.
17 Князья твои - как саранча, и военачальники твои - как рои мошек,
которые во время холода гнездятся в щелях стен, и когда взойдет солнце,
то разлетаются, и не узнаешь места, где они были.
18 Спят пастыри твои, царь Ассирийский, покоятся вельможи твои; народ
твой рассеялся по горам, и некому собрать его.
19 Нет врачевства для раны твоей, болезненна язва твоя. Все, услышавшие
весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась
беспрестанно злоба твоя?
1-7:.
Размышляя о причинах грозного суда Божия над Ниневиею, изображенного в
двух первых главах, пророк здесь указывает эти причины: а) в том, что
этот преступный город беспощадно проливал кровь других народов (ст 1-3)
и б) в том, что для покоренных им народов он служил развращающим
соблазнительным примером в отношении идолослужения и пороков всякого
рода (ст. 4-7:). 8-13. Затем, непреложность определения Божия о гибели
Ниневии и самую возможность этой гибели пророк доказывает: а) указанием
на гибель другого сильного города - Фив (ст. 8-10) и б) очевидною
слабостью Ниневии, ничтожеством ее укреплений и сил пред лицем врага,
являющегося орудием Бога Мстителя (ст. 11-13). 14-19. Наконец, еще раз
утверждается неизбежность гибели Ниневии вследствие совершенной
непригодности находящихся в ее распоряжении средств защиты; при этом
гибель мировой столицы и мировой державы будет встречена единодушною
радостью подвластных Ассирии племен, народов и стран.
1-3. Пред Богопросвещенным взором пророка встает целое мора крови,
пролитой Ниневиею и давшей ей имя "города кровей" (ст. 1, ср. Иез
XXII:2-4), а также обмана, насилия, грабительства. Как проповедник
покаяния, пророк желал бы подвинуть Ниневию на путь нравственного
самоисправления, но вместе с тем как Богопросвещенный провидец будущего,
он видит всю невозможность исправления для Ниневии, дошедшей уже до
последней степени падения, и это двойное чувство в отношении ее выражает
нередко употребляемым пророками (Ис X:1; XVIII:1; Иер XLVIII:1; Ам VI:1;
Мих II:1) горестным восклицанием "гоpe, увы!" (евр. гой), как позже с
таким же восклицанием "горе" говорил о Ниневии же пророк Софония
(III:1), почти уже современник исполнения грозного пророчества Наумова
об этой столице Ассирии.
2-3. Но размышление пророка о причинах гибели Ниневии прерывается как бы
уже слышимым и видимым приближением к ней неприятельского войска, и он
дает неподражаемое по красоте, живости и разительности (если, конечно,
читать речь пророка в еврейском подлиннике [Блаженный Иероним замечает к
ст. 2-3: "В еврейском тексте столь прекрасно изображение войска,
приготовляющегося к войне, и столь похоже на картину, что моя речь
гораздо слабее" (с. 290)]) изображение стремительного движения этих
исполнителей суда Божия над беззаконною Ниневиею: слышится свист
конского бича, подобный землетрясению, топот колесничих колес, топот и
ржание лошадей, быстрое, стремительное движение колесниц (ст. 2), а
затем является и самый неприятель: стройными и бесчисленными рядами
несутся всадники, блистая мечами, как пламенем, и копьями, как молниями
(3а), а в конце всего выступает новая ужасная картина, как следствие
предыдущей: пророк видит страшное место кровопролития и на нем - сначала
множество павших, смертельно раненных и лежащих в предсмертной агонии, а
затем - целые груды трупов, бесчисленное множество тел, о которые нельзя
не споткнуться (3b). Так исполнится над "городом кровей" непреложный
закон Божия возмездия за всякое убийство (Быт IX:6), тем более за целое
море пролитой крови.
4-7:. От изображения вины Ниневии в разного рода убийствах и
кровопролитиях и наказания ее за эти преступления, пророк переходит к
изображению другого рода преступлений Ниневии - "блудодеяния", евр.
зенуним, LXX porneia, Vulg. fornicationes. Это выражение, как и весь
вообще образ, под которым в ст. 4-м представлена Ниневия, может быть
понимаемо двояко: в более узком, специальном смысле - применительно к
пророческому воззрению на отношения Иеговы к Своему народу - Израилю,
как на отношения брачного союза (Иез ХVI:8; Ос I-III гл), и на отпадение
израильтян от истинного Бога и уклонение к идолопоклонству (Иез
XVI:30-31; Ос I-III) - в смысле идолопоклонства - и в смысле более
широком. В первом смысле понимает рассматриваемое выражение блаженный
Федорит, когда причиною гибели Ниневии называет "идольскую прелесть и
великое непотребство" ее (с. 16); равным образом, по блаж. Иерониму,
"Ниневия будет наказана за то, что она блудодействовала со многими
народами и чтила идолов всего мира, который она подчинила себе" (с.
291), но такое специальное понимание рассматриваемого термина в
отношении Ниневии, строго говоря, не может иметь применения, так как
заветных отношений между Иеговою и языческими народам (наподобие завета
с Израилем), не существовало; притом собственно об идолопоклонстве
Ниневии в рассматриваемом отделе (ст. 4-7:) нет речи. Очевидно,
рассматриваемое выражение должно иметь более широкий смысл, в котором,
однако, элемент идолослужения может не отсутствовать, так как именем
"великой блудницы" в Апокалипсисе (XVII:1 след. ) назван Вавилон, как
тип язычества. Таким образом, название блудодеяния в рассматриваемом
месте может означать вообще "безбожную жизнь ассириян, которые не имели
Бога в сердце своем и, увлекаясь собственными страстями, в сущности
любили только самих себя и в своих отношениях к другим руководились
своим самолюбием, которое всегда прикрывается личиною любви и под
покровом ее ищет удовлетворения собственной похоти: так блудница
расточает только притворно свои ласки другим и под этими ласками
скрывает лишь заботу о своих личных выгодах. Такова была Ниневия,
которая всеми хитростями и коварными договорами привлекала к себе народы
и подчиняла их своей власти" (Симашкевич, с. 250-251). С этой стороны,
обольстительная тактика Ниневии была слишком известна Израилю, горьким
опытом многократно испытавшему всю обманчивость расточаемых ею ласк и
даваемых ею благоприятных обещаний (такова была деятельность
Феглафелласара (Тиглат-Пилезера, 2 Пар XXVIII:20-21; 4 Цар XVI:7:-8; Иc
VII:18-20; Салманасара - 4 Цар XVIII:13-17:; и Сеннахерима Ис XXXVI; 4
Цар XVIII). Средствами для цели у блудницы, Ниневии, были: блестящая
внешность и видимость непобедимого могущества и, кроме того, нарочитые
средства магического свойства. А последствием всего этого было всеобщее
порабощение ею всех окрестных племен и народов (ст. 4). При этом общем
толковании греха Ниневии может быть допущено и более специальное,
даваемое блаж. Феодоритом: "Живя в нечестии и беззаконии, казалась ты
(Ниневия) славною и знаменитою для тех, кто не имеет прав судить о
сущности вещей, и оставив Творца и Спасителя, Который покаявшуюся тебя
[блаж. Феодорит, очевидно, имеет в виду помилование Ниневии вследствие
ее покаяния после проповеди пророка Ионы] сподобил великого
человеколюбия, предалась волхвованию и все делала волшебством... Не
довольствуясь собственным своим нечестием, и подданных принуждала быть
одних мнений с тобою" (с. 16).
Таково преступление Ниневии, а далее, ст. 5-7:, указывается Божие
наказание ей, по роду своему соответствующее характеру преступления, как
и первое преступление, Ниневии - кровопролитие имеет вызвать
соответствующее же отмщение (ст. 1-3). Обнажение и крайнее посрамление
Ниневии-блудницы выражено у пророка в чертах резких, но не необычных и у
других пророков (Ис XLVII:2; Иер XIII:22, 26; Иез XVI:36-40; Ос II:3) и,
вообще, свойственных востоку. "Так как, - перифразирует мысль ст. 5-6
блаж. Иероним, - ты, Ниневия, продавала народы через блудодеяния свои и
семейства через чарования свои, и, подобно, публичной непотребной
женщине, раскладывала свои ноги для всякого, то Я сам приду для
разрушения тебя, - Я не пошлю Ангела и не поручу другим суда над тобою.
Я открою срамные части твои пред лицом твоим, чтобы пред глазами твоими
было то, чего ты прежде не видела. Я покажу народам наготу твою и
царствам бесчестие твое, чтобы те самые, которые блудодействовали с
тобою, презирали тебя, издевались над тобою и позорили тебя, и ты будешь
служить примером для видящих тебя. Все это излагается под образом (sub
metaphora) женщины прелюбодейной, которая, быв уличенною, выводится пред
народом и бесчестится пред глазами всех" (с. 295). По блаж. Федориту,
все что говорится в ст. 5-6, "сказано в смысле переносном и взято с
рабов, подвергаемых великому поруганию и бесчестию" (с 16). Ст. 7:
указывает следствие поругания Ниневии и отношение к этому других
народов. "Кто увидит, что Ниневия разорена и что она обращена в пример
для всех, тот испугается, удивится и скажет: кто будет печалиться о
тебе, кто может быть твоим утешителем? Пока ты была могущественною, ты,
как жестокая властительница, не жалела старца, не обращала внимания на
младенца, и не приготовила никого, как друга для времени твоей печали,
потому что ты никого не хотела иметь соучастником в твоем царствовании"
(блаж. Иероним, с. 297:).
8-10. Чтобы устранить всякое сомнение в возможности изображенного
пророком - совершенной гибели Ниневии (ст. 1-3) и крайнего унижения ее
(ст. 4-7:), что являлось особенно необходимо ввиду глубокой
самоуверенности Ниневии, почитавшей себя неприступной, непобедимой
(II:11; ср. Соф II:15), пророк указывает на гибель под ударами
ассирийского оружия еще более могущественного, чем Ниневия, города
Верхнего Египта - Но, иначе Диосполиса (Onomast. 390), по принятому в
науке мнению, Стовратных Фив (Иер XLVI:25; Иез XXX:14-15) с знаменитым
прорицалищем бога Аммона. Именно к этому знаменитому городу древности
подходят указанные в ст. 8 след. признаки. Город Фивы в Верхнем Египте
был столицею, как Мемфис в Нижнем. Еще во времена Гомера он славился
величайшим могуществом и несметными сокровищами (Илиад. IX. 381-383),
давшими ему название первенца городов мира (Diod. Sicul. II, с. 2, § 4).
Он именно, - на что указывается в ст. 8, - лежал по обеим сторонам Нила,
между протоками и каналами этой священной для Египтян реки, так что,
подобно неприступной крепости, был окружен водами, как стенами.
Напротив, нельзя видеть в Но-Аммоне ни Александрии [Vulg. : numquid es
melior Alexandria populorum. Чтение первой половины ст. 8 у LXX и слав.
темно и непонято. Слав. : уготовит часть, устроит струну, уготовити
часть Аммону] (мнение, основанное на халдейском переводе и свидетельстве
блаж. Иеронима, см. с. 299-300), ни так называемого малого Диосполиса в
Нижнем Египте: к каждому из этих городов указанные в ст. 8 черты мало
подходят, притом сравнение всемирно известной Ниневии с незначительным
городом, как Диосполис малый, было бы странно и недоказательно. Для
великого же Диосполиса, или Фив, характерно уже названием городом Аммона
- от храма бога этого имени, построенного Рамзесом I, фараоном XVIII
династии. В ст. 9 пророк, продолжая речь, высказывает мысль, что город
Но-Аммон был крепок не только неприступностью своего естественного
положения и не только собственным могуществом, но и своими
многочисленными и тоже могущественными союзниками и защитниками,
называемыми здесь в направлении с юга на север с уклонением затем на
запад, именно жители страны Куш или Хуш - Эфиопии (Быт II:13; 4 Цар
XIX:9, см. примеч. к последнему месту - Толков. Библ. II, с. 549) и
Мицраима - Египта (в самом названии последнего - в двойств. форме
заключается указание на две составные части страны: Египет Верхний и
Египет Нижний). Наряду с египтянами и эфиоплянами, как главными
союзниками и защитниками Но-Аммона, называются еще Фут-Копты или
мавритане (Иос. Флав. Древн I, 6, 2) и Лувим - Ливийцы (обычно в Библии
упоминаемые вместе с Мицраимом и Хушем. 2 Пар XII:3; XVI:8; Дан XI:43).
С изображенным могуществом Но-Аммона в резком контрасте бедственная
судьба его и жителей по взятии и разорении города, пленении и крайнем
унижении его жителей - ст. 10. Пророк, очевидно, говорит о недавнем и
еще свежем в памяти ассириян и иудеев взятии Но-Аммона или Фив, именно
совершенном ассирийским царем Асаргаддоном, сыном Сеннахерима (пленителем
Манассии 2 Пар XXXII:11), именуемым на ассирийских памятниках не просто
царем, но и завоевателем Мицраима и Хуша (см. у Симашкевича, с.
27:6-284). Напротив совершенно неприемлемо мнение блаж. Феодорита, блаж.
Иеронима и некоторых новых толкователей, видящих в ст. 10 указание (или
собственно пророчество) о конечном разрушении Фив Камбизом, в 525 г. до
Р. Х. Разительность события пророк усиливает еще тремя картинами
варварства завоевателей города Но-Аммона, причем, так как завоевателями
этого города, так жестоко расправившимися с его жителями, были
ассирияне, то эти новые штрихи целой ужасной картины могли, по намерению
пророка, усиливать возвещаемое им возмездие Ниневиии всей Ассирии, еще
раз указывая на полную справедливость и заслуженность ожидающей их кары
(обычность подобных картин во время войн и завоеваний на востоке
доказывается сравнением напр. 4 Цар VIII:12; Ос Х:14; Ис ХIII:16; Пс
CXXXVI:9; Суд V:30; Втор ХХ:1; Суд ХVI:21 и др. );
11-13. Совершенно подобная участь неотвратимо ожидает и Ниневию. Ей
предстоит принять из рук Божиих и выпить чашу гнева Божия (ср. Пс
LXXIV:9; Иер XXV:15-17:; LI:7:; Авв II:16 и др. ). "Как упоению какому
предана будешь бедствию и устремляясь туда и сюда, станешь искать
какого-либо избавления от обдержащих зол, но не найдешь... Подобно
смоковницам, колеблемым ветром, с которых легко спадают и незрелые
смоквы, будешь ты лишена жителей: мужественные твои воины, объятые
страхом, ничем на будут отличаться от жен; но без усилия отворятся врата
твои, когда огонь истребит вереи, и, как поток, вторгнутся в них
сопротивные" (блаж. Феодорит, с. 18). В ст. 11 знаменательно выражение
"ты будешь сокрыта" теги наалама: удивительно точное исполнение этого
пророчества можно видеть в том, что развалины некогда славной, всемирно
известной Ниневии скоро после рокового события 606 года, действительно,
пришли в забвение и долго оставались совершенно неизвестными миру, а в
настоящее время, с установлением местонахождения древней Ниневии,
развалины ее все же представляют печальную картину бесследно и
безвозвратно погибшего, совершенно уничтоженного и всеми презренного
величия. В ст. 12-13 показывается легкость и беспрепятственность
завоевания и падения Ниневии, неизбежность и несомненность чего была
показана в ст. 8-11. Палестинский колорит носит употребленное в ст. 12
сравнение укреплений Ниневии скороспелыми смоквами биккурим: этот род
смокв поспевал не только в июне, но и еще ранее (Мк XI:13), тогда как
обычным сезоном собирания смокв является лишь конец августа; они
держатся на дереве весьма непрочно и легко отпадают (Ис XXVIII:4; Ос
IX:10; Мих VII:1; Иер XXIV:4). Так и все твердыни Ассирии попадут в руки
неприятелей без усилий с их стороны. Первая половина 13 ст. объясняет
причину легкости завоевания Ниневии и всей страны - решительным упадком
мужества в войске: воины ассирийские по унынию и трусости будут подобны
женщинам (ср. Ис ХIX:16; Иер L:37:; LI:30). Во 2-й половине стиха не
только еще раз указывается на легкость завоеваний самых главных твердынь
Ассирии, но и оказывается самый образ гибели последних, именно
необыкновенная быстрота роковой катастрофы: "врагам твоим настежь
откроются ворота земли твоей, огонь пожрет запоры твои". В последних
словах видят указание на обычай ассириян - при осаде городов и крепостей
употреблять зажженные факелы с целью зажечь дверные запоры и таким
образом открыть доступ в осаждаемый город; таким же образом имеют
поступить с ними.
14-17:. Как выше в гл. II ст. 1, евр. 2, так и здесь, ст. 14, пророк с
горькою ирониею советует Ниневии напрячь все силы, употребить все
средства защиты города против осаждающих врагов, но все эти усилия и
меры будут совершенно бесплодны, ст. 15-17:. Общую мысль этого отдела
блаж. Федорит выражает так: "Не полагайся на сии твердыни, ибо никакой
не окажут тебе помощи, но, подобно брению, которое для делания из него
плинф топчут вместе с плевелами, и ты будешь попираема наступившими на
тебя врагами: город сожгут, а вас жителей поражать будут всякого рода
стрелами, как саранчу и мшицу вконец истребят всех вас; богатство же,
которое собрали вы отовсюду, и которое также нелегко исчислить, как
звезды небесные, возьмут неприязненные" (с. 18-19). В ст. 17: по евр.
подлиннику стоят два слова: миннезарим и тифсарим, филологический
состав, этимологическое образование и точное значение которых определить
трудно. Иудейские толкователи (напр. Абарбанел) производили миннезарим
от евр. незер диадема, передавали значение этого термина так: principes,
quorum capitibus diadema et corona inest. В новое время Гезениус, Кёниг
и др. сближали это слово с словом назир, князь, посвященный, назорей.
Но, по более принятому в науке мнению (leremias, lensen, Zimmem), и
миннезарим и тифсарим - оба ассирийского корня и являются названиями
важных военных должностей или чинов в ассирийском войске; прототипом
первого считают ассир. massaru (tanzaru) "стражи", а второго - ассир.
dupsarru (tupsams) "писцы". Так или иначе, но сравнение ассирийских
военачальников с саранчою и мошками (ст. 17:) указывает одновременно - и
на чрезвычайное их множество, и на особенную быстроту, с какою они
исчезнут, не доставив Ниневии никакой защиты.
18-19. Оканчивая вещания своего пророческого "бремени" на Ниневию,
пророк еще раз возвращается к мысли о неизбежном, по суду Божию, роковом
конце Ниневии. Обращаясь в лице царя ассирийского ко всему гордому
Ассуру, пророк возвещает ему грядущий мертвенный покой на его
территории, именно: беспробудный вечный сон смерти ожидает всех
представителей, вождей и начальников ассирийского народа, имеющих пасть
от вражья меча в самой первой схватке с неприятелем; воины, оставшись
без вождей, побегут, а вслед за войском побегут и рассеются по горам,
как овцы без пастыря, и все жители Ассирии (ср. 3 Цар ХХII:17:; Зах
ХIII:7:; Иез ХXXIV:6). С тем вместе совершенно прекратится и
политическое бытие могущественной всемирной ассирийской державы. И это
падение Ниневии вместе с гибелью всего государства, несмотря на весь
свой трагизм, вызовет у окружающих народов не скорбь, сострадание и
сожаление, а изумленную радость и чувство глубокого удовлетворения по
поводу погибели жестокой властительницы мира - Ниневии, не принесшей им
ничего, кроме великого зла и вреда. "Припоминая бедствия, какие терпели
от тебя, обрадуются, что и ты терпишь тоже, и будут рукоплескать" (блаж.
Феодорит, с. 20).
Грозное пророчество Наума о судьбе Ниневии со всею точностью исполнилось
в разрушении Ниневии, а с нею всей Ассирии, соединенными силами мидян и
вавилонян. Краткое, но точное свидетельство об этом важном мировом
событии читается в книге Товита (XIV:15); свидетельство это
подтверждается сличением аналогичных свидетельств классических писателей
- Геродота, Абидена, Александра Полигистора, Ктезия, особенно же -
данными открытой в 1894 году надписи Набонида, где указана и
хронологическая дата разрушения Ниневии и гибели Ассирии - 607:-й или
606-й год до Р. X, - дата, которую в настоящее время можно признать
общепринятою в науке, (Ср. у Симашкевича, с. 324-341; у проф. Н. М.
Дроздова, О происхождении книги Товита Киев. 1901, с. 515-527:; ср.
Толков. Библия, т. III, с. 691-692).