Книга пророка Михея
Глава
3
1 И сказал я: слушайте, главы Иакова и князья дома Израилева: не вам ли
должно знать правду?
2 А вы ненавидите доброе и любите злое; сдираете с них кожу их и плоть с
костей их,
3 едите плоть народа Моего и сдираете с них кожу их, а кости их ломаете
и дробите как бы в горшок, и плоть - как бы в котел.
4 И будут они взывать к Господу, но Он не услышит их и сокроет лице Свое
от них на то время, как они злодействуют.
5 Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой,
которые грызут зубами своими - и проповедуют мир, а кто ничего не кладет
им в рот, против того объявляют войну.
6 Посему ночь будет вам вместо видения, и тьма - вместо предвещаний;
зайдет солнце над пророками и потемнеет день над ними.
7 И устыдятся прозорливцы, и посрамлены будут гадатели, и закроют уста
свои все они, потому что не будет ответа от Бога.
8 А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать
Иакову преступление его и Израилю грех его.
9 Слушайте же это, главы дома Иаковлева и князья дома Израилева,
гнушающиеся правосудием и искривляющие все прямое,
10 созидающие Сион кровью и Иерусалим - неправдою!
11 Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки
его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: `не
среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!'
12 Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается
грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом.
1-4.
Обличение князей и судей за нарушение правосудия. 5-7. Обличение ложных
пророков за их льстивые успокоительные речи. 8. Характер проповеди
Михея. 9-12. Возвещение разрушения Иерусалима за нечестие иудеев.
Гл. III-я, как и предшествующая, имеет характер обличительный. Пророк
обращается к князьям и к ложным пророкам. Первым он возвещает гнев Божий
за нарушение правды и притеснения. Ложных пророков Михей обличает за их
льстивое отношение к народу, за то, что по корыстным побуждениям, они
возвещали народу мир, когда предстояло бедствие. Как истинный служитель
Иеговы, Михей выступает с открытым обличением преступлений народа и
возвещает разрушение Иерусалима и храма.
1. Вместо и сказал я (vaomar). LXX читают kai erei, слав. "и речет".
Таким образом, ст. 1-4 по смыслу слав. т. представляют речь от лица
Господа, имя которого упоминал пророк в конце II-й гл. По русскому т.
ст. 1-4 содержат слова самого пророка и начинают собою новую речь,
которая, как видно из Иер XXVI:18, была произнесена при Езекии и
произвела сильное впечатление на народ. - Главы Иакова и князья дома
Израилева, как видно из дальнейшего (ст. 10-12). Термины Иаков и дом
Израилев у пророка равнозначащие и именно обозначают Иуду: главы и
князья - начальники родов, судьи, тысяченачальники и др. - Не вам ли
должно знать правду (слав. "суд"): пророк говорит не о теоретическом
знании правды, а о практическом осуществлении ее; не вам ли знать правду
- не вам ли заботиться о правде. LXX вместо имени Иакова читали beth
Jaakov, почему в слав. "власти дому Иаковля". Евр. kezinej (князья) LXX,
по-видимому, производили от kazah (оканчивать) и перевели словом oi
katrilapoi, в слав. "оставшии дому Исраилева".
2. Сдираете с них кожу их: пророк желает указать на притеснение народа
главами и князьями.
3. Образно пророк выражает в ст. 3 мысль об угнетении народа. Образы ст.
3-го представляют развитие употребленного в II:12 в отношении к народу
образа стада.
4. Наказанием для притеснителей народа будет то, что Господь не услышит
их во время нужды, т. е. в день суда.
5. В ст. 5-7 пророк обличает ложных пророков, причем его обличения
сходны с обличениями Иеремии (VI:14, 19) и Иезекииля (ХIII:10-19). Михей
обращается к тем ложным пророкам, которые руководились в своей
деятельности не какими-либо отличными от воззрений истинных пророков
убеждениями (Иер VII:4), а исключительно корыстью. Пользуясь доверием
народа, они утешали одних, проповедуя о вине и сикере, т. е. о полном
благополучии, и враждовали против других. - Грызут зубами своими, т. е.
получают хлеб (ср. Ам VI:14) за свои предсказания (Юнгеров: "дерзки на
язык"). - Против того объявляют войну, с евр. "освещают (kidschu)
войну", т. е. придают ей богоугодный характер. Пророк хочет сказать, что
ложные пророки свою личную вражду к тем, кто "не клал им в рот",
прикрывали маской служения Богу.
6. Образы "ночи" и "тьмы" в Библии употребляются для выражения мысли о
бедствиях (Ис V:20). Михей возвещает, что ложных пророков за их
корыстные предвещания постигнут бедствия.
7. Наступление бедствий будет служить доказательством ложности
предсказаний лжепророков, усыплявших народ своими предвещаниями
благополучия. Лжепророкам перестанут верить и потому, что вообще "не
будет ответа от Господа", т. е. прекратится откровение через пророков
(ср. Ам VIII:12; Плач II:4; Пс LXXIII:9). - Закроют уста свои (ol -
sapham): с евр. закроют бороды свои (ср. Лев XIII:45; Иез XXIV:17-22),
т. е. закроют в знак траура по поводу постигшего бедствия. LXX последнюю
мысль выразили иначе: по греч. -слав. тексту ввиду обнаружения ложности
предсказаний лжепророков, "возглаголют на них вси", т. е. все будут
порицать их. Вместо слов потому что не будет ответа от Бога в слав.
"зане не будет послушаяй их": maaneh elogim (ответа Бога) LXX читали
maaneh elejhem.
8. Пророк выставляет на вид авторитет своих речей, исходящих от силы Св.
Духа, и указываете характер своей проповеди. В слав. т. вместо
утвердительной формы речи условная: "аще аз не наполню силы Духом
Господним".
9-10. С 9 ст. пророк возвращается к началу своей речи и снова обличает
глав и князей дома Иакова (ср. ст. 1-й). - Созидающие Сион кровию и
Иерусалим - неправдою: пророк обличает князей в том, что свои дома,
составляющие украшение Сиона, они создали на средства, добытые путем
притеснения и неправды; можно словам пророка придать и более общий
смысл: князья совершают так много насилия и неправды, что из них как бы
построен Сион и весь Иерусалим.
11. Пророк продолжает исчисление грехов, имеющих вызвать гнев Иеговы. -
Священники его учат за плату: по закону Моисееву, в трудных для решения
судебных делах судьи должны были обращаться к священникам и поступать
"по закону, которому научат они и по определению, какое они скажут"
(Втор XVII:8-11). Очевидно, священники за взятки извращали закон и
поставляли несправедливые решения, за что и обличает их пророк. Тяжесть
обличаемых пророком преступлений, при этом, особенно увеличивалась тем,
что виновники их считали себя истинными чтителями Господа, уверены были
в обитании Господа среди них и в Его защите от бед. С такими ложными
воззрениями должен был позже бороться Иеремия (VII:4).
12. За грехи правителей пророк возвещает совершенное разрушение
Иерусалима. Сион - название крепости Иевусеев, находившейся на южной
части восточного холма Иерусалима, а потом название всего холма
восточного и даже всего Иерусалима. - Гора Дома сего - гора храма, т. е.
тот же Сион или та часть Сиона, где находился храм. LXX передают ст.
12-й согласно с мазоретами, за исключением того, что слово ??? ("груда
развалин") переведено ими, как и в I:6, сл. opwrofulwkion, слав.
"овощное хранилище", а сл. bamoth ("холмом") сущ. alsoV, луг (слав. "и
гора дому, якоже луг дубравный").
Пророчество Михея о разрушении Иерусалима приводится ещё в кн. Иеремии
(XXVI:18). Из кн. Иеремии мы узнаем, что рассматриваемое пророчество
было произнесено при Езекии, произвело впечатление на царя и на народ и
побудило их обратиться к Господу. Вследствие этого обращения Господь
"отменил бедствие". Таким образом, угрозы пророка, хотя были выражены в
положительной форме, имели характер условный. Кроме сказанного, в кн.
Иеремии сообщается, что факт пророчествования Михея о разрушении
Иерусалима, послужил для спасения прор. Иеремии от смерти, к которой
хотели присудить его за то, что он пророчествовал против города (Иер
XXVI:11-19).