Евангелие от Луки
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Глава
21
1 Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу;
2 увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты,
3 и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех
положила;
4 ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости
своей положила все пропитание свое, какое имела.
5 И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и
вкладами, Он сказал:
6 придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня
на камне; все будет разрушено.
7 И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда
это должно произойти?
8 Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие
придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите
вслед их.
9 Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому
надлежит быть прежде; но не тотчас конец.
10 Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство;
11 будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные
явления, и великие знамения с неба.
12 Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая
в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое;
13 будет же это вам для свидетельства.
14 Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать,
15 ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить
ни противостоять все, противящиеся вам.
16 Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и
друзьями, и некоторых из вас умертвят;
17 и будете ненавидимы всеми за имя Мое,
18 но и волос с головы вашей не пропадет, -
19 терпением вашим спасайте души ваши.
20 Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что
приблизилось запустение его:
21 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из
него; и кто в окрестностях, не входи в него,
22 потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.
23 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет
бедствие на земле и гнев на народ сей:
24 и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим
будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.
25 И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов
и недоумение; и море восшумит и возмутится;
26 люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на
вселенную, ибо силы небесные поколеблются,
27 и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и
славою великою.
28 Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы
ваши, потому что приближается избавление ваше.
29 И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья:
30 когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко
лето.
31 Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие
Божие.
32 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет;
33 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
34 Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и
пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас
внезапно,
35 ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному;
36 итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать
всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.
37 Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой
Елеонскою.
38 И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.
Две
лепты вдовы (1-4). Пророчество о разрушении Иерусалима и о втором
пришествии Христа (5-38).
1-4 Повествование о вдове, положившей в храмовую сокровищницу две лепты,
представляет собою почти точное повторение рассказа ев. Марка. (См. Мк
XII, 41-44). - Взглянув же. До сих пор Господь вел беседу с учениками
Своими. Теперь Он осматривает народ, входивший в храм, и видит вдову. -
В дар (4 ст.) точнее: в дары (eiV ta dwra), т. е. богатые прибавили от
себя к дарам, находившимся в сокровищнице.
5-7 Вступление в речь о погибели Иерусалима и о конце мира изложено по
Ев. Марка с сокращениями (Мк ХIII, 1-4). - Heкоторые. Это были, по всей
вероятности, ученики Христа (ср. ст. VII, и Марк XIII, 1). - Дорогими
камнями (ср. Мк XIII, 1). - Вкладами (anaqhmasi) это разные приношения
храму, сделанные по известным случаям, напр., золотая виноградная лоза,
подаренная Иродом великим (И. Флавий о войне иуд, VI, 5, 2). - Когда же
это будет? По-видимому, спрашивающее имеют в виду только разрушение
Иерусалима, но так как этот факт в их представлении был тесно связан с
погибелью мира, то они и ничего не спрашивают о последнем (см. Мк XIII,
4).
8-11 Господь говорит здесь о предвестиях наступления мессианского
времени, времени открытия славного Царства Мессии. - Тогда сказал им (10
ст.), т. е. после предварительного увещания, начал изображать
предстоящие бедствия. - По местам (11), т. е. - то там, то в другом
месте. - С неба. Это определение относится к обоим предыдущим выражениям
"явления" и "знамения". - Подробнее об этом сказано в толков. на ев. Мк
XIII, 6-8 и Мф XXIV, 4-7.
12-19 О бедствиях, какие пред наступлением этого времени, постигнут
учеников Христа, ев. Лука говорит в общем согласно с Марком (Мк XIII,
9-13). - Прежде же всего того, т. е. эти бедствия постигнут вас еще до
разрушения Иерусалима. - Будет же это вам для свидетельства (13), т. е.
вы этим сможете проявить свою верность Мне. - Уста (15), т. е.
способность говорить красноречиво и убедительно. Это получили апостолы в
ниспослании им Св. Духа (см. Деян VI, 10). - Но и волос с головы вашей
не упадет (18). По обычному толкованию (см., напр. Толк. Еванг. еп.
Михаила), здесь речь идет о том, что Бог будет охранять учеников,
оберегать их жизнь, необходимую для проповеди евангельской. Но такому
объяснению не соответствует выражение 16-го стиха "некоторых из вас
умертвят". Вероятнее то мнение, что здесь речь идет о сохранении
учеников в духовном отношении: "ничто из вышесказанного не послужит к
ущербу вам в деле вашего спасения". К этому толкованию подходит и смысл
19-го стиха, где речь идет, несомненно, о том, что через терпение в
страданиях ученики Христовы сохранят себя для вечной истинной жизни (Мк
XIII, 13). Наконец, можно бы понимать это место и так, что если апостолы
и будут терпеть несчастия, мучения, то только там, где на это будет
соизволение Божие (ср. Мф X, 30).
20-24 О разрушении Иерусалима ев. Лука говорит в общем согласно с Марком
(XIII, 14 и сл.), но имеет здесь и некоторые особенности. - Иерусалим,
окруженный войсками. Некоторые (у нас еп. Михаил) полагают, что ев. Лука
здесь объясняет, что такое "мерзость запустения", о которой говорит ев.
Марк (и Матфей). Но такое толкование ни на чем не основано. Окружение
города войсками не есть еще "запустение" его... - Находящееся в Иудее.
Это относится к ученикам Христовым, как видно из ст. 20-го. (увидите -
знайте). Возможность бежать из города, след., еще представится, несмотря
на то, что город будет окружен (ст. 20). - Да исполнится все написанное
(22). Тут разумеются многочисленные пророчества о погибели Иерусалима, в
том числе и пророчество Даниила о 70-ти седминах (Дан IX, 26-27). - От
острия меча (24) - точнее: от уст меча (stomati macairaV). Меч
изображен, как кусающий зверь (ср. Быт XXXIV, 26; Втор XIII, 16). По
Иосифу Флавию, при осаде и взятии Иерусалима погибло около миллиона
иудеев. - Отведутся в плен. В плен было уведено - большею частью в
Египет и другие провинции - 97 тысяч. - Иерусалим будет попираем
язычниками. Город здесь изображается как личность, с которою язычники
будут обходиться с крайним презрением (ср. Ис X, 6; Откр XI, 2). -
Доколе не окончатся времена язычников, т. е. до тех пор, пока не пройдет
период времени, назначенный язычникам для совершения приговора Божия о
народе иудейском (Злат.). Окончиться эти "времена" (kairoi) должны ко
второму пришествию Христа (ср. ст. 25-27), которое имеет наступить еще
при жизни слушателей этой речи (ст. 28 поднимите головы...). Поэтому
здесь не может быть речи о долгих сроках и, след., тут нет пророчества о
падении язычества при Константине Великом и тем более об обращении
"полноты язычников" (Рим XI, 25) ко Христу. Понятно, что под пришествием
Христа здесь нужно будет разуметь не пришествие Его пред концом мира, а
пришествие Его в Св. Духе или же считать речь о втором пришествии
сказанною в духе ветхозаветных пророчеств (см. толк. к XXIV-й гл. Ев. от
Матфея).
25-33 Второе пришествие будет предварено особыми знамениями, о которых
ев. Лука говорит более приближаясь к Ев. Марка (см. Мк XIII, 24-31). -
Знамения в солнце (см. Мк XIII, 24). - Уныние народов и недоумение -
точнее: скорбь народов в безнадежном состоянии духа пред шумом моря и
волн (шум моря и возмущение его - это именно и есть то, пред чем люди
будут стоять в безнадежном состоянии духа sun. en aporia). - Издыхать от
страха. Так как изображение идет все более и более сильным темпом, то
здесь нужно видеть не простое бессилие, а прямо испускание последнего
дыхания людьми. - Ибо силы небесные поколеблются. В этом и будет причина
необычайного шума моря и других смятений в мире. - Избавление ваше (28)
- то же, что "отмщение за избранных" (XVIII, 7). Начнется суд над
злодеями и прославление страдальцев за имя Христа.
34-36 Увещательного характера заключение к речи имеют и Матфей, и Марк,
но у Марка и Матфея это увещание гораздо проще и короче (ср. Мк XIII, 33
и сл. и Мф XXIV, 42). - Объядение - точнее: похмелье, как результат
вчерашнего опьянения (kraipalh) в отличие от пьянства (meqh). - День
тот, т. е. день второго пришествия и суда. - Не постиг вас. - День этот
олицетворяется как схватывающий людей неожиданно. - Как сеть - сеть,
которую набрасывают на животных или птиц охотники (ср. Ис XXIV, 17). -
На всякое время (36). Это выражение правильнее относить к слову молитесь
(deomenoi), потому что о всегдашней молитве Господь говорил и выше
(XVIII, 1. 7). - Да сподобитесь - это цель и вместе содержание молитвы.
По лучшим кодексам здесь читается: чтобы вам иметь силу, быть в
состоянии (katiscusate, а не kataxiwqhte). - Избежать всех... т. е.
счастливо миновать все опасности, какие вам будут предстоять, и спасти
свою жизнь, т. е. свое положение избранных Божиих (ср. ст. 19 и XVIII,
7). - Предстать пред Сына Человеческого (см. Мк XIII, 27). Избранные
будут поставлены (staqhnai) пред Христом Ангелами и составят вокруг Него
избранную свиту (ср. 1 Сол IV, 17). О суде над этими избранниками
Божиими здесь речи нет.
37-38 Здесь дается общее обозрение деятельности Христа в последнее время
Его жизни. Господь продолжал днем, не боясь врагов, выступать в храме
как учитель, а на ночь удалялся на гору Елеон (ср. Мк XI, 19).