Книга пророка Иеремии
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
Глава
41
1 И было в седьмой месяц, Исмаил, сын Нафании, сына Елисама из племени
царского, и вельможи царя и десять человек с ним пришли к Годолии, сыну
Ахикама, в Массифу, и там они ели вместе хлеб в Массифе.
2 И встал Исмаил, сын Нафании, и десять человек, которые были с ним, и
поразили Годолию, сына Ахикама, сына Сафанова, мечом и умертвили того,
которого царь Вавилонский поставил начальником над страною.
3 Также убил Исмаил и всех Иудеев, которые были с ним, с Годолиею, в
Массифе, и находившихся там Халдеев, людей военных.
4 На другой день по убиении Годолии, когда никто не знал об этом,
5 пришли из Сихема, Силома и Самарии восемьдесят человек с обритыми
бородами и в разодранных одеждах, и изранив себя, с дарами и ливаном в
руках для принесения их в дом Господень.
6 Исмаил, сын Нафании, вышел из Массифы навстречу им, идя и плача, и,
встретившись с ними, сказал им: идите к Годолии, сыну Ахикама.
7 И как только они вошли в средину города, Исмаил, сын Нафании, убил их
и бросил в ров, он и бывшие с ним люди.
8 Но нашлись между ними десять человек, которые сказали Исмаилу: не
умерщвляй нас, ибо у нас есть в поле скрытые кладовые с пшеницею и
ячменем, и маслом и медом. И он удержался и не умертвил их с другими
братьями их.
9 Ров же, куда бросил Исмаил все трупы людей, которых он убил из-за
Годолии, был тот самый, который сделал царь Аса, боясь Ваасы, царя
Израильского; его наполнил Исмаил, сын Нафании, убитыми.
10 И захватил Исмаил весь остаток народа, бывшего в Массифе, дочерей
царя и весь остававшийся в Массифе народ, который Навузардан, начальник
телохранителей, поручил Годолии, сыну Ахикама, и захватил их Исмаил, сын
Нафании, и отправился к сыновьям Аммоновым.
11 Но когда Иоанан, сын Карея, и все бывшие с ним военные начальники
услышали о всех злодеяниях, какие совершил Исмаил, сын Нафании,
12 взяли всех людей и пошли сразиться с Исмаилом, сыном Нафании, и
настигли его у больших вод, в Гаваоне.
13 И когда весь народ, бывший у Исмаила, увидел Иоанана, сына Карея, и
всех бывших с ним военных начальников, обрадовался;
14 и отворотился весь народ, который Исмаил увел в плен из Массифы, и
обратился и пошел к Иоанану, сыну Карея;
15 а Исмаил, сын Нафании, убежал от Иоанана с восемью человеками и ушел
к сыновьям Аммоновым.
16 Тогда Иоанан, сын Карея, и все бывшие с ним военные начальники взяли
из Массифы весь оставшийся народ, который он освободил от Исмаила, сына
Нафании, после того как тот убил Годолию, сына Ахикама, мужчин, военных
людей, и жен, и детей, и евнухов, которых он вывел из Гаваона;
17 и пошли, и остановились в селении Химам, близ Вифлеема, чтобы уйти в
Египет
18 от Халдеев, ибо они боялись их, потому что Исмаил, сын Нафании, убил
Годолию, сына Ахикама, которого царь Вавилонский поставил начальником
над страною.
1–10.
Умерщвление Годолии и новые убийства. 11–13. Бегство Измаила и намерение
иудеев удалиться в Египет.
1-10 Измаил коварно умертвил Годолию, а с ним и некоторых иудейских и
халдейских, бывших при Годолии, воинов, а потом умертвил семьдесят
человек богомольцев из Самарии. Вместе с тем он захватил в свои руки
всех, кто оставался в Массифе.
1 В седьмой месяц — следовательно, только 8 месяцев спустя после занятия
города, два месяца после его разорения и назначения Годолии наместником.
Елисам — вероятно, сын Давида (2 Цар V:16; 1 Пар III:6; XIV:7). Измаил
называется его сыном в общем смысле «потомка».
5 В седьмой месяц справлялся, по закону, праздник Кущей, но евреи из
Самарии шли на этот праздник к разрушенному храму не в праздничных
одеждах, а в полном трауре (Ср. ХVI:6 и XXXVI:24). — Дары — это хлебные
приношения, ливан — благовонные курения, которые возможно бывает сжигать
у священного места, тогда как для кровавых жертв уже не было алтаря.
6 Измаил своим плачем обманывал богомольцев, как бы выражая сочувствие
их покаянному настроению, чтобы приобрести их доверие (у LXX плачущими
являются сами богомольцы). Он приглашал их к Годолии, очевидно, обещая
им здесь хорошую встречу.
7 Ров — это был искусственный водоем.
8 Скрытые кладовые — это подземные погреба на полях, куда прятались
запасы хлеба. Они могли быть невдалеке от Массифы.
9 Гнусность поступка Измаила заключается в том, что он сделал упомянутый
водоем нечистым, завалив его трупами. — Из-за Годолии — LXX здесь читали
правильнее: вместо Godoliah — gadol — великий. Перевести нужно так: «Ров
же, куда Измаил бросил убитых, был великий ров, который» и т. д.
11-18 Когда Иоанан, один из военачальников, собрал около себя
достаточное количество иудеев, чтобы сразиться с злодеем Измаилом, этот
последний убежал к Аммонитскому царю. Оставшиеся иудеи, из боязни пред
халдеями, решили все уйти в Египет, где надеялись остаться в
безопасности.
12 В Гаваоне (нынешний Эль-Джиб) и теперь еще имеется большой водоем,
который в прежнее время получал воду из ближайшего источника (большие
воды). Сюда повернул Измаил, направляясь за Иордан.
17 Химам — место неизвестное. Имя Кимгам (по евр. тексту) встречается,
впрочем, во 2 кн. Цар (19, 38 и сл.). Тут назван так сын верного Давиду
Верзеллия, который и мог быть награжден особым участком около Вифлеема.
Здесь иудеи остановились, чтобы собрать запасы для путешествия в Египет.
18 Оставшиеся после Годолии начальники особенно боялись халдеев, потому
что убийца Годолии — Измаил принадлежал к их обществу и его преступление
халдеи могли признать совершенным по тайному уговору всех начальников
иудейских.