Книга пророка Иеремии
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
Глава
9
1 О, кто даст голове моей воду и глазам моим - источник слез! я плакал
бы день и ночь о пораженных дщери народа моего.
2 О, кто дал бы мне в пустыне пристанище путников! оставил бы я народ
мой и ушел бы от них: ибо все они прелюбодеи, скопище вероломных.
3 Как лук, напрягают язык свой для лжи, усиливаются на земле неправдою;
ибо переходят от одного зла к другому, и Меня не знают, говорит Господь.
4 Берегитесь каждый своего друга, и не доверяйте ни одному из своих
братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий друг
разносит клеветы.
5 Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык
свой говорить ложь, лукавствуют до усталости.
6 Ты живешь среди коварства; по коварству они отрекаются знать Меня,
говорит Господь.
7 Посему так говорит Господь Саваоф: вот, Я расплавлю и испытаю их; ибо
как иначе Мне поступать со дщерью народа Моего?
8 Язык их - убийственная стрела, говорит коварно; устами своими говорят
с ближним своим дружелюбно, а в сердце своем строят ему ковы.
9 Неужели Я не накажу их за это? говорит Господь; не отмстит ли душа Моя
такому народу, как этот?
10 О горах подниму плач и вопль, и о степных пастбищах - рыдание, потому
что они выжжены, так что никто там не проходит, и не слышно блеяния
стад: от птиц небесных до скота - все рассеялись, ушли.
11 И сделаю Иерусалим грудою камней, жилищем шакалов, и города Иудеи
сделаю пустынею, без жителей.
12 Есть ли такой мудрец, который понял бы это? И к кому говорят уста
Господни - объяснил бы, за что погибла страна и выжжена, как пустыня,
так что никто не проходит по ней?
13 И сказал Господь: за то, что они оставили закон Мой, который Я
постановил для них, и не слушали гласа Моего и не поступали по нему;
14 а ходили по упорству сердца своего и во след Ваалов, как научили их
отцы их.
15 Посему так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я накормлю их,
этот народ, полынью, и напою их водою с желчью;
16 и рассею их между народами, которых не знали ни они, ни отцы их, и
пошлю вслед их меч, доколе не истреблю их.
17 Так говорит Господь Саваоф: подумайте, и позовите плакальщиц, чтобы
они пришли; пошлите за искусницами в этом деле, чтобы они пришли.
18 Пусть они поспешат и поднимут плач о нас, чтобы из глаз наших лились
слезы, и с ресниц наших текла вода.
19 Ибо голос плача слышен с Сиона: `как мы ограблены! мы жестоко
посрамлены, ибо оставляем землю, потому что разрушили жилища наши'.
20 Итак слушайте, женщины, слово Господа, и да внимает ухо ваше слову
уст Его; и учите дочерей ваших плачу, и одна другую - плачевным песням.
21 Ибо смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши, чтобы
истребить детей с улицы, юношей с площадей.
22 Скажи: так говорит Господь: и будут повержены трупы людей, как навоз
на поле и как снопы позади жнеца, и некому будет собрать их.
23 Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не
хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим.
24 Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я -
Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это
благоугодно Мне, говорит Господь.
25 Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и
необрезанных:
26 Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих
волосы на висках, обитающих в пустыне; ибо все эти народы необрезаны, а
весь дом Израилев с необрезанным сердцем.
1–9.
Грехи Иудеев и предстоящее им наказание. 10–22. Пророк оплакивает судьбу
своего народа. 23–26. Прибавление.
1-9 Пророк так измучен неуспешностью своих увещаний, что хотел бы
подобно Илии уйти в пустыню. Его единоплеменники — прелюбодеи и в прямом
и в переносном смысле этого слова. Отвергшись от Бога, они разрывают
естественные узы братской любви, изменяют своим друзьям.
1 Этот стих в евр. Библии отнесен к предшествующей главе. — У пророка не
хватает слез для оплакивания бедственной судьбы Иудейского царства.
2 Пристанище путников — это так называемый хан — палатка или шалаш в
пустыне, где на ночлег останавливаются путешественники и где нет ничего,
кроме крова, — никаких необходимых для прожития запасов. Пророк, однако
и сюда бы охотно удалился, чтобы только не видать своих
соотечественников.
5 Приучали язык свой. Искусство лгать требует большей сноровки, чем
желание говорить одну только правду.
7 Речь, идет о грозном суде, какому подвергнет Иегова Свой народ.
10-22 Пророк сетует о своей стране, которую он видит уже опустошенною,
но объясняет эту судьбу иудеев их ожесточенностью, с какою они отвергали
закон Иеговы. Потребуется особые плакальщицы, чтобы оплакать великие
бедствия, которые обрушатся на Иудею, а потом и весь народ заплачет от
горя, — от потери близких.
21-22 стихи представляют собою небольшое, мастерски составленное,
стихотворение, в котором, по-видимому, пророк говорит о чуме, которая
является страшным бичом для осажденных городов. Чума не щадит даже
детей; и об их погибели Иеремия говорит раньше всего, показывая свое
особое сожаление к этим невинным жертвам преступности их родителей.
23-26 На суде Божием не помогут людям ни вся их мудрость, ни сила, ни
богатство. Поэтому не в этих преимуществах нужно искать для себя опоры,
а в познании Господа. Кто не хочет творить волю Божию, для того не
принесет пользы и обрезание.
25 Обрезанных и необрезанных — правильнее: обрезанных, но (в тоже время
можно сказать) — необрезанных. Пророк предрекает гнев Божий тем, которые
телесно обрезаны, но в то же время ведут нечистую жизнь, для которых
поэтому внешнее обрезание не составляет действительного знамения общения
с Богом и потому не может их гарантировать от суда Божия, угрожающего
грешникам.
26 Египтяне издревле совершали обряд обрезания. Точно также и
родственные евреям едомитяне, аммонитяне и моавитяне имели у себя в
эпоху Иеремии обряд обрезания. Впрочем впоследствии у едомитян, этот
обряд вышел из употребления и только Иоанн Гиркан принудил их
восстановить его. — Стригущие волосы на висках — это арабы, совершавшие
этот обряд с целью угождения богам своим. — Эти народы необрезанны, т.
е. с вашей точки зрения, их обрезание не имеет никакого значения и не
делает их участниками теократической жизни. Точно также и иудеи не могут
надеяться на свое обрезание, потому что у них не обрезано сердце, т. е.
они далеки сердцем от Бога.
Особые замечания к VII–IX гл. Храмовая речь, заключающаяся в VI–IX гл.,
очевидно, представляет собою в обстоятельном изложении ту речь, какая
кратко изложена в XXVI гл. ст. 4-й и сл., и значит, за нее пророк
претерпел те взыскания, о каких говорится в XXVI гл. Вся эта речь
проникнута живым пророческим одушевлением и несомненно представляет
подлинное произведение Иеремии. Только 23–26 ст. IX главы, тоже,
конечно, принадлежащие Иеремии, не находятся в связи с речью и им
собственно следовало бы стоять отдельно. Некоторые толкователи (напр.
Оrelli) полагают также, что VII гл. ст. 16–20 и 27, в которых содержится
откровение, направленное лично к Иеремии и VIII:18 и сл. IX:2 и сл., где
пророк изливает свои чувства, представляет собою вставки, сделанные
пророком в храмовую речь тогда, когда он диктовал ее переписчику. Но
нет, собственно в этих отрывках ничего такого, что не могло бы быть
передано и в слух всего народа во храме.