Книга Судей
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Глава
1
1 По смерти Иисуса вопрошали сыны Израилевы Господа, говоря: кто из нас
прежде пойдет на Хананеев - воевать с ними?
2 И сказал Господь: Иуда пойдет; вот, Я предаю землю в руки его.
3 Иуда же сказал Симеону, брату своему: войди со мною в жребий мой, и
будем воевать с Хананеями; и я войду с тобою в твой жребий. И пошел с
ним Симеон.
4 И пошел Иуда, и предал Господь Хананеев и Ферезеев в руки их, и побили
они из них в Везеке десять тысяч человек.
5 В Везеке встретились они с Адони-Везеком, сразились с ним и разбили
Хананеев и Ферезеев.
6 Адони-Везек побежал, но они погнались за ним и поймали его и отсекли
большие пальцы на руках его и на ногах его.
7 Тогда сказал Адони-Везек: семьдесят царей с отсеченными на руках и на
ногах их большими пальцами собирали [крохи] под столом моим; как делал
я, так и мне воздал Бог. И привели его в Иерусалим, и он умер там.
8 И воевали сыны Иудины против Иерусалима и взяли его, и поразили его
мечом и город предали огню.
9 Потом пошли сыны Иудины воевать с Хананеями, которые жили на горах и
на полуденной земле и на низменных местах.
10 И пошел Иуда на Хананеев, которые жили в Хевроне [имя же Хеврону было
прежде Кириаф-Арбы], и поразили Шешая, Ахимана и Фалмая [от рода Енакова].
11 Оттуда пошел он против жителей Давира; имя Давиру было прежде
Кириаф-Сефер.
12 И сказал Халев: кто поразит Кириаф-Сефер и возьмет его, тому отдам
Ахсу, дочь мою, в жену.
13 И взял его Гофониил, сын Кеназа, младшего брата Халевова, и Халев
отдал в жену ему Ахсу, дочь свою.
14 Когда надлежало ей идти, Гофониил научил ее просить у отца ее поле, и
она сошла с осла. Халев сказал ей: что тебе?
15 [Ахса] сказала ему: дай мне благословение; ты дал мне землю
полуденную, дай мне и источники воды. И дал ей [Халев по желанию ее]
источники верхние и источники нижние.
16 И сыны [Иофора] Кенеянина, тестя Моисеева, пошли из города Пальм с
сынами Иудиными в пустыню Иудину, которая на юг от Арада, и пришли и
поселились среди народа.
17 И пошел Иуда с Симеоном, братом своим, и поразили Хананеев, живших в
Цефафе, и предали его заклятию, и оттого называется город сей Хорма.
18 Иуда взял также Газу с пределами ее, Аскалон с пределами его, и Екрон
с пределами его [и Азот с окрестностями его].
19 Господь был с Иудою, и он овладел горою; но жителей долины не мог
прогнать, потому что у них были железные колесницы.
20 И отдали Халеву Хеврон, как говорил Моисей, [и получил он там в
наследие три города сынов Енаковых] и изгнал оттуда трех сынов Енаковых.
21 Но Иевусеев, которые жили в Иерусалиме, не изгнали сыны Вениаминовы,
и живут Иевусеи с сынами Вениамина в Иерусалиме до сего дня.
22 И сыны Иосифа пошли также на Вефиль, и Господь был с ними.
23 [И остановились] и высматривали сыны Иосифовы Вефиль [имя же городу
было прежде Луз].
24 И увидели стражи человека, идущего из города, [и взяли его] и сказали
ему: покажи нам вход в город, и сделаем с тобою милость.
25 Он показал им вход в город, и поразили они город мечом, а человека
сего и все родство его отпустили.
26 Человек сей пошел в землю Хеттеев, и построил [там] город и нарек имя
ему Луз. Это имя его до сего дня.
27 И Манассия не выгнал жителей Бефсана [который есть Скифополь] и
зависящих от него городов, Фаанаха и зависящих от него городов, жителей
Дора и зависящих от него городов, жителей Ивлеама и зависящих от него
городов, жителей Мегиддона и зависящих от него городов; и остались
Хананеи жить в земле сей.
28 Когда Израиль пришел в силу, тогда сделал он Хананеев данниками, но
изгнать не изгнал их.
29 И Ефрем не изгнал Хананеев, живущих в Газере; и жили Хананеи среди их
в Газере [и платили им дань].
30 И Завулон не изгнал жителей Китрона и жителей Наглола, и жили Хананеи
среди их и платили им дань.
31 И Асир не изгнал жителей Акко [которые платили ему дань, и жителей
Дора] и жителей Сидона и Ахлава, Ахзива, Хелвы, Афека и Рехова.
32 И жил Асир среди Хананеев, жителей земли той, ибо не изгнал их.
33 И Неффалим не изгнал жителей Вефсамиса и жителей Бефанафа и жил среди
Хананеев, жителей земли той; жители же Вефсамиса и Бефанафа были его
данниками.
34 И стеснили Аморреи сынов Дановых в горах, ибо не давали им сходить на
долину.
35 И остались Аморреи жить на горе Херес [где медведи и лисицы], в
Аиалоне и Шаалвиме; но рука сынов Иосифовых одолела [Аморреев], и
сделались они данниками им.
36 Пределы Аморреев от возвышенности Акравим и от Селы простирались и
далее.
Описание событий, совершившихся непосредственно после смерти Иисуса
Навина и указание на то, как колено Иудино, а также и другие колена
народа еврейского исполнили повеление Моисея относительно искоренения
народов ханаанских из своих уделов (Исх XXIII:29-33; XXXIV:11-17; Втор
VII:1-5; Чис XXXIII:52).
1. По смерти Иисуса Навина израильтяне вопросили Господа о том, какое из
колен израильских должно идти прежде других против хананеев. Это
вопрошение совершалось через Урим и Туммим, который, по смерти
первосвященника Елеазара, перешел к его сыну Финеесу (Суд XX:28).
2. На вопрос израильтян Господь сказал, что колено Иудино должно
подняться на борьбу с хананеями прежде других. Колено Иудино было более
многолюдным и воинственным, сравнительно с прочими (Чис I:26-27,
XXVI:22, Быт XLIX:8-9, Втор XXXIII:7), а посему естественно было ему
прежде других выступить на борьбу с врагами всего народа, как это было и
в деле против вениаминитян (Суд XX:18).
3. Выступая на борьбу с хананеями, по повелению Господнему, колено
Иудино пригласило идти с ним также колено Симеоново, как ближайшее к
нему и как имевшее часть своего удела среди колена Иудина (ср. Нав
XIX:1-8).
4. При помощи Божией выступившие вместе воины колен Иудина и Симеонова
одолели хананеев и ферезеев, живших в Везеке, и избили из них 10 000
мужей. Упоминаемый здесь Везек Кондером отождествляется с местечком
Избик, находящимся на северо-востоке от Сихема (Наплуса), ср. 1 Цар
XI:8. О хананеях и ферезеях см. Исх III:8 и парал. м.
5. В Везеке они в числе прочих настигли самого правителя этого города
Адони-Везека, с которым сразились и который обратился в бегство.
Название "Адони-Везека" (господин Везека) было общим названием
правителей города Везека, как "Фараон" - правителей Египта, "Авимелех" -
правителей Герара, "Мелхиседек" - правителей Иерусалима.
6. Пойманный во время преследования, Адони-Везек подвергся казни со
стороны израильтян: ему были отсечены большие пальцы рук и ног. Подобное
изувечивание побежденных было довольно обычно в древности. По
свидетельству Элиена, афиняне подвергли эгинян подобному увечью, отрубив
у них большие пальцы на правой руке, чтобы они не могли владеть копьем (Var.
hist. II, 9). Александр Македонский, взяв Персеполь, нашел там 800
пленных греков, у которых персидскими царями были отрублены некоторые
члены тела.
7. В настоящей жестокой казни Адони-Везек справедливо усмотрел возмездие
Божие за свою жестокость в отношении побежденных им самим правителей
городов и местечек, у которых он также отрубал большие пальцы на руках и
ногах, и которые, подобно псам, питались отбросами с его стола.
Приведенный в Иерусалим, Адони-Везек здесь умер.
8. При Иисусе Навине Иерусалим не был завоеван израильтянами (Нав
XV:63). И в данном случае имеется в виду завоевание только низменной
части города, примыкавшей к уделу колена Иудина, нагорная же часть,
крепость Сион, примыкавшая к колену Вениаминову, и после того оставалась
во власти живших там иевусеев до царя Давида (2 Цар V:6-9).
9. После взятия Везека и низменной части Иерусалима воины колен Иудова и
Симеонова направились против хананеев, живших в нагорной местности,
расположенной между Иерусалимом и Xевроном (ср. Лк I:39), к югу (Negeb)
от нее - до Кадеса, а также в низменности (Schepelah), расположенной к
западу от отрогов Иудиных гор, по побережью Средиземного моря.
10-15. См. объяснения к Нав XV:13-19. Рассказ о завоевании Xеврона и
Давира повторен здесь по важности этого события для истории.
16. После того, как колено Иудино отвоевало территорию, расположенную к
югу от Xеврона, на этой территории, пустыне Иудиной, на юг от города
Арада (ср. Чис XXI:1), следы которого сохранились в современном "Tell
Arаd" (к югу от Маона по Робинзону), вместе с израильтянами из колена
Иудова поселились также Кенеи, потомки Xовала, тестя Моисея,
переселившегося сюда из Иерихона (города Пальм). О кенеях, см. Чис X:29,
XXIV:21.
17. В своем победоносном шествии воины колен Иудина и Симеонова
завоевали также хананейский город Цефат, жители которого подвергли
избиению, а на самое место наложили заклятие (Xерем), почему оно и
названо Xорма (ср. Чис XXI:3). Развалины Цефат многие думают видеть в
урочище Себета, в северной части пустыни Син.
18. Колено Иудино во время этой войны подчинило даже Газу, Аскалон и
Экрон с принадлежащими к ним областями, хотя и не завладело ими
окончательно.
19. Колено Иудино овладело и горной местностью, но не могло овладеть
долинами и одолеть обитавших здесь хананеев, так как они имели железные
колесницы, которые были неудобоприменимы в гористой местности, но очень
удобны для военных действий в долинах.
20. Ср. Нав XV:13-14; Чис XIV:24; Втор I:36.
21. Ср. Нав XV:63, и выше ст. 8. Иерусалим находился на границе двух
колен Иудина и Вениаминова. Тогда как Иудино колено, как ясно из ст. 8,
успело отвоевать примыкавшую к его уделу часть, колено Вениаминово не
могло достигнуть этого относительно своей части, почему принуждено было
терпеть обитавших здесь иевусеев до времени царя Давида (2 Цар V:6-9).
22. Сыны Иосифа, т. е. колена Ефремово и Манассиино, выступили против
Вефиля, который входил в удел колена Вениаминова (Нав XVIII:21-22), но
примыкал к колену Ефремову с юга. По Евсевию Кесар. (Onomasticon, 209,
55 etc. ), Вефиль находился на расстоянии 12 миль от Иерусалима, на
месте современного Beitin.
23. О прежнем названы Вефиля "Луз" см. Быт XXVIII:19 и Нав XVI:2.
24-26. Воины колен Ефремова и Манассиина при взятии города Вефиля
(прежде Луз) воспользовались услугами перебежчика. По взятии города и
истреблении его населения они в благодарность за оказанную услугу
отпустили этого человека с его родственниками на свободу, после чего он
удалился в страну Xеттеев, лежавшую между Ефратом и Оронтом, и здесь
выстроил город, назвав его по прежнему имени Вефиля - "Луз". Следы этого
города думают видеть в урочище Лувеизия, близ Эл-Гаджар, к
северо-востоку от Телль-Эл-Кади.
27. Колено Манассиино не могло изгнать хананеев из некоторых городов и
их окрестностей, так что хананеи продолжали жить здесь. Ср. Нав
XVII:11-12.
28. Ревность израильтян по изгнанию хананеев из своих уделов,
объявившаяся в первое время после смерти Иисуса Навина, впоследствии
оскудела вместо того, чтобы изгонять хананеев, израильтяне сделали их
своими данниками, чем нарушили завещание Моисея (Втор XX:17-18) Ср.
выше, в начале I гл.
29-33. Называются города, входившие в уделы разных колен, в которых
оставались неизгнанные хананеи: Газер (Тель-Джезерз), ср. Нав XVI:10,
Китрон, отождествляемый с упоминаемым в Нав XIX:15, "Каттаф", Наглол,
отождествляемый с упоминаемым в Нав XIX:15, XXI, "Нагалал" (вероятно,
современный Малул к западу от Назарета), Акко - город с пристанью, при
впадении ручья Бела в Средиземное море, впоследствии Птолемаида, ныне
Сен Жан-д'Акр, Сидон - лежавший на берегу моря (ср. Нав XIX:28), Ахлав -
называемый в Талмуде "Гуш-Xалаво", у И. Флавия - Гискала, ныне Эл-Гис;
Ахзив, ср. Нав XIX:29, Xелва, упоминаемый в И. Н. XIX:29 под именем
Xевела (ср. русско-венский перевод кн. Иисуса Навина, а также
оксфордский ревизованный перевод Библии), отождествляется с упоминаемым
в надписи Сеннахерима (поход против Езекия), местечком Макхаллиба, Афик
и Рехов, ср. Нав XIX:30, Чис XIII:22, Вефсамис и Бефанаф, ср. Нав
XIX:38. Обилие оставшихся в этих городах хананеев послужило причиной
названия этой части израильской страны "языческой Галилеей" (Мф IV:15).
34-36. Если в северных коленах пассивность израильтян относительно
прежних владельцев завоеванной местности обнаружилась только в оскудении
ревности относительно изгнания их, то в колене Дановом она приняла
характер даже некоторой стесненности самих израильтян. Жившие там прежде
аморреи оставались жить в этой местности после поселения колена Данова,
занимая "гору Xерес", отождествляемую с Ир-Шемеш (Нав XIX:41), Аиалон,
Шаалвим (ср. Нав XIX:42) и вообще территорию, лежащую между Идумеей и
коленом Дановым, от возвышенности Акравим, на юг от Мертвого моря (ср.
Чис XXXIV:4) до Селы, т. е. Петры (ср. Нав XIX:47-48), и стесняя
данитян. И лишь впоследствии аморреи стали данниками колена Ефремова.