К Евреям
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Глава
5
1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков
поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,
2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам
обложен немощью,
3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о
грехах.
4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и
Аарон.
5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но
Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;
6 как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
7 Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и
моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое
благоговение;
8 хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию,
9 и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения
вечного,
10 быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека.
11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому
что вы сделались неспособны слушать.
12 Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова
нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не
твердая пища.
13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он
младенец;
14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком
приучены к различению добра и зла.
Общее
обоснование полномочий первосвященника (1-3). Иисус Христос
удовлетворяет условиям полномочности первосвященников и по призванию
Божию, и по способности быть истинным ходатаем за других (4-10). Краткое
назидание по поводу сказанного (11-14).
1-3 "Для человеков поставляется на служение Богу..." Хотя каждый человек
обязывается и сам на служение Богу, однако Господь благоволит избирать
из среды людей особых Себе служителей, служение коих состоит в том
особенно, чтобы приносить дары и жертвы за грехи людей, из коих не
исключается и сам первосвященник (Лев 16:11-15 и д.). Таково
установление Божественное. Относительно тех, за которых должны быть
приносимы жертвы, апостол употребляет смягченные выражения, как о
невежествующих и заблуждающих (ср. 1Ин. 3:9; 2:3, 11 и др.), что имеет,
впрочем, и свой грозный смысл, давая понять, что если грешащие по
неведению и заблуждению могут пользоваться снисхождением
Первосвященника, то противящиеся Ему сознательно и упорно не имеют этой
надежды (Чис 15:22, 31; Лев 4:2; 5:1-15).
4 Первосвященническое служение именуется здесь честью, что предполагает
его особое достоинство, высоту и ценность: избрание совершает Сам Бог
для ближайшего служения Ему и для спасения других.
5 "Присвоил славу..." - греч. adoxase genhqhnai ercierea... - слав. "не
Себе прослави быти первосвященника..." Если для обыкновенных людей
составляло честь самое избрание в первосвященники, то Сын Божий, Который
уже по существу Своему имел всю полноту прав первосвященства, в высшем
смысле слова получает Свою первосвященническую честь и славу особым
образом - исполнением воли Божией относительно спасения человека путем
Своих страданий (Лк 24:26, 46-47).
6 "Священник во век по чину Мелхиседека..." Выражение заимствовано из
109 Пс. (4 ст.), несомненно признаваемого мессианским. Псалмопение
пророчествует о царе, который именуется Господом (моим, т е. Давидовым,
ср. Мф 22, 43; Мк 12, 36 и др.), седящим одесную Бога, причем все враги
будут под ногами Его. Таким царем - одноименным Господу, равночестным
Ему и равносильным, конечно, мог быть только Сын Божий - Мессия -
Христос. Этот духовный царь из семени Давидова будет вместе и Иереем по
чину Мелхиседека, т е. соединит в себе оба звания - и царство, и
священство - в одно неразрывное и таинственно-значительное целое, как
соединял их Мелхиседек. Сопоставление с Мелхиседеком и выяснение особого
духовного сродства с ним Сына Божия, как Царя - Первосвященника, в
дальнейшем еще несколько раз останавливает на себе внимание апостола.
7-10 Апостол дает напоминание о том пути страданий и скорбей, которым
Христос достиг того, что был наречен от Бога Первосвященником нашим,
виновником спасения вечного. Моления, которые Он приносил Отцу Своему с
воплем и слезами, показывают, с одной стороны, что Он не был самовольным
присвоителем себе царско-первосвященнического служения. Напротив, он был
послушным орудием в руках Отца Небесного, избравшего для Него такой
тяжелый путь к этому служению, на котором Он должен был познать тяжким
опытом, что такое человеческая немощь, чтобы быть способным сострадать
немощам нашим и быть образцом и для нас спасительного послушания. - "Во
дни плоти Своей..." - во время земной жизни (ср. II:14; 1Пет. 4:2). - "С
сильным воплем и со слезами..." Здесь, очевидно, разумеются молитвы
Господа в саду Гефсиманском. Как была услышана эта молитва, разъясняет
св. Ев. Лука, сообщая, что тогда был послан ко Христу Ангел, который и
укрепил Его (XXII:43) на предстоящие страдания. - "Быв наречен от Бога
Первосвященником..." Это "наречение", или прославление Богом Христа как
Первосвященника должно было последовать одновременно с совершением
нашего спасения в момент Крестной смерти Спасителя ("совершишася!").
11-14 Апостол затрудняется слишком глубоко касаться затронутого им
важного вопроса, ссылаясь на недостаточную подготовленность слушателей,
требующих "молока, а не твердой пищи", т е. более начального учения (ср.
1Кор.3:2; 1Пет. 2:2). Впрочем, далее (VI:9 ст.) он оговаривается, что не
все его читатели таковы, и потому увещевает их стремиться быть
совершенными, в особенности же не отступать от уже достигнутого
совершенства. И те, которых он сейчас называет неспособными слушать (11
ст.), сделались таковыми вопреки более естественному ожиданию видеть их
более совершенными (12 ст.). Все же апостол начинает далее вести их к
этому совершенству познания учения Христова (VI гл.).