Книга Бытия
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
Глава
42
1 И узнал Иаков, что в Египте есть хлеб, и сказал Иаков сыновьям своим:
что вы смотрите?
2 И сказал: вот, я слышал, что есть хлеб в Египте; пойдите туда и купите
нам оттуда хлеба, чтобы нам жить и не умереть.
3 Десять братьев Иосифовых пошли купить хлеба в Египте,
4 а Вениамина, брата Иосифова, не послал Иаков с братьями его, ибо
сказал: не случилось бы с ним беды.
5 И пришли сыны Израилевы покупать хлеб, вместе с другими пришедшими,
ибо в земле Ханаанской был голод.
6 Иосиф же был начальником в земле той; он и продавал хлеб всему народу
земли. Братья Иосифа пришли и поклонились ему лицем до земли.
7 И увидел Иосиф братьев своих и узнал их; но показал, будто не знает
их, и говорил с ними сурово и сказал им: откуда вы пришли? Они сказали:
из земли Ханаанской, купить пищи.
8 Иосиф узнал братьев своих, но они не узнали его.
9 И вспомнил Иосиф сны, которые снились ему о них; и сказал им: вы
соглядатаи, вы пришли высмотреть наготу земли сей.
10 Они сказали ему: нет, господин наш; рабы твои пришли купить пищи;
11 мы все дети одного человека; мы люди честные; рабы твои не бывали
соглядатаями.
12 Он сказал им: нет, вы пришли высмотреть наготу земли сей.
13 Они сказали: нас, рабов твоих, двенадцать братьев; мы сыновья одного
человека в земле Ханаанской, и вот, меньший теперь с отцом нашим, а
одного не стало.
14 И сказал им Иосиф: это самое я и говорил вам, сказав: вы соглядатаи;
15 вот как вы будете испытаны: клянусь жизнью фараона, вы не выйдете
отсюда, если не придет сюда меньший брат ваш;
16 пошлите одного из вас, и пусть он приведет брата вашего, а вы будете
задержаны; и откроется, правда ли у вас; и если нет, то клянусь жизнью
фараона, что вы соглядатаи.
17 И отдал их под стражу на три дня.
18 И сказал им Иосиф в третий день: вот что сделайте, и останетесь живы,
ибо я боюсь Бога:
19 если вы люди честные, то один брат из вас пусть содержится в доме,
где вы заключены; а вы пойдите, отвезите хлеб, ради голода семейств
ваших;
20 брата же вашего меньшого приведите ко мне, чтобы оправдались слова
ваши и чтобы не умереть вам. Так они и сделали.
21 И говорили они друг другу: точно мы наказываемся за грех против брата
нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не
послушали [его]; за то и постигло нас горе сие.
22 Рувим отвечал им и сказал: не говорил ли я вам: не грешите против
отрока? но вы не послушались; вот, кровь его взыскивается.
23 А того не знали они, что Иосиф понимает; ибо между ними был
переводчик.
24 И отошел от них [Иосиф] и заплакал. И возвратился к ним, и говорил с
ними, и, взяв из них Симеона, связал его пред глазами их.
25 И приказал Иосиф наполнить мешки их хлебом, а серебро их возвратить
каждому в мешок его, и дать им запасов на дорогу. Так и сделано с ними.
26 Они положили хлеб свой на ослов своих, и пошли оттуда.
27 И открыл один из них мешок свой, чтобы дать корму ослу своему на
ночлеге, и увидел серебро свое в отверстии мешка его,
28 и сказал своим братьям: серебро мое возвращено; вот оно в мешке у
меня. И смутилось сердце их, и они с трепетом друг другу говорили: что
это Бог сделал с нами?
29 И пришли к Иакову, отцу своему, в землю Ханаанскую и рассказали ему
все случившееся с ними, говоря:
30 начальствующий над тою землею говорил с нами сурово и принял нас за
соглядатаев земли той.
31 И сказали мы ему: мы люди честные; мы не бывали соглядатаями;
32 нас двенадцать братьев, сыновей у отца нашего; одного не стало, а
меньший теперь с отцом нашим в земле Ханаанской.
33 И сказал нам начальствующий над тою землею: вот как узнаю я, честные
ли вы люди: оставьте у меня одного брата из вас, а вы возьмите хлеб ради
голода семейств ваших и пойдите,
34 и приведите ко мне меньшого брата вашего; и узнаю я, что вы не
соглядатаи, но люди честные; отдам вам брата вашего, и вы можете
промышлять в этой земле.
35 Когда же они опорожняли мешки свои, вот, у каждого узел серебра его в
мешке его. И увидели они узлы серебра своего, они и отец их, и
испугались.
36 И сказал им Иаков, отец их: вы лишили меня детей: Иосифа нет, и
Симеона нет, и Вениамина взять хотите, - все это на меня!
37 И сказал Рувим отцу своему, говоря: убей двух моих сыновей, если я не
приведу его к тебе; отдай его на мои руки; я возвращу его тебе.
38 Он сказал: не пойдет сын мой с вами; потому что брат его умер, и он
один остался; если случится с ним несчастье на пути, в который вы
пойдете, то сведете вы седину мою с печалью во гроб.
Первое
прибытие братьев Иосифа в Египет.
1-4 Весть о продаже хлеба в Египте достигает старца, и, по его
приказанию, 10 сыновей его, жившие в то время, вероятно, каждый
отдельным домом (ср. гл. 38), отправляются в Египет (рассчитывая, может
быть, купить на 10 человек хлеба в большем количестве). Но Вениамина —
этого единственного, после Иосифа, сына любимой Рахили — Иаков не
отпускает из боязни какой-либо опасности для него в пути, извне или даже
со стороны самих братьев.
5 На дороге сыновья Иакова соединились в один караван с чужеземцами,
шедшими в Египет с тою же целью. Город египетский, куда они пришли, был,
по мнению одних толкователей, Мемфис, по другим — Танис.
6 Евр. schallit (начальник, правитель) происходит скорее от халдейского
корня, чем от еврейского, и употребляется преимущественно в священных
книгах более позднего происхождения (напр. Дан 5:29), но это не дает
основания считать слово это здесь позднейшей вставкой, так как и в
древнейшие времена в еврейском языке были арамеизмы (31:47). Иосифу в
продаже хлеба принадлежало, без сомнения, лишь высшее наблюдение.
Возможно, что личное участие его требовалось при продаже хлеба
иностранцам и притом сколько-нибудь значительными партиями, — так как по
обязанности правителя он должен был наблюдать, чтобы требования
иностранцев удовлетворялись лишь по удовлетворении нужд египтян и вовсе
не в ущерб последним. Услышав о прибытии каравана из родного Ханаана, он
требует прибывших к себе, и в первой сцене свидания исполняются давние
сны Иосифа (37).
Суровый прием им со стороны Иосифа.
7-8 Иосиф легко мог узнать своих братьев, так как при продаже Иосифа они
были уже почти взрослыми («с бородами», как замечает Мидраш) и за время
разлуки, при однообразии номадического быта, не могли значительно
измениться. Затем, Иосиф мог ожидать их прибытия в Египет за хлебом и
теперь увидел их всех вместе, притом знал и понимал их язык, хотя,
следуя этикету, и говорил с ними через переводчика.
Братья, напротив, естественно не узнали Иосифа, который продан был ими
17-ти лет, а теперь имел 38, занимал пост первого египетского вельможи,
по костюму, наружности, языку и проч. представлялся им египтянином: в
такой обстановке они менее всего ожидали найти своего брата, в смерти
которого они притом были убеждены (ст. 22).
Что касается сурового обращения Иосифа с узнанными им братьями, то можно
допустить, что в Иосифе в первое время боролись два противоположных
чувства: горечи и мстительности с одной стороны, любви — с другой
(последнее чувство торжествует уже при первом свидании, ст. 24), — Иосиф
не знал христианской заповеди о любви к врагам, и предположить в нем
недоброе чувство мести возможно. Со всем тем «употребленная им хитрость,
без сомнения, имела добрые побуждения, как-то: возбудить угрожающим
несчастьем совесть виновных братьев к признанию сделанного ими
преступления и к изглажению онаго; получить скорое известие об участи
отца и единоутробного брата и, прежде открытия тайны, привести в
совершенную безопасность Вениамина, против которого зависть и злоба,
обманутые в Иосифе, могли обратить свое оружие» (м. Филарет, Зап. на Быт
2:212).
9 (ср. 12, 14). Возведенное (неискренно) Иосифом обвинение братьев в
шпионстве имело целью, с одной стороны, некоторое наказание и испытание
им своих братьев, с другой — предупреждение неудовольствия египтян по
поводу сразу благоприятных отношений Иосифа к чужестранцам. В духе
египетской политики Иосиф обвиняет братьев своих, пришедших в Египет с
северо-востока, в том, что они имеют высмотреть наиболее незащищенные
места, с евр. наготу, страны, — а в Египте такой была особенно
северо-восточная граница, открытая набегам азиатских кочевников (отсюда,
вероятно, проникли в Египет и гиксы); притом братья Иосифа пришли целым
караваном; наконец, обычай высылать соглядатаев прежде занятия той или
иной земли отмечен не раз и в библейской древности (Чис 21:32; Нав 2:1;
Суд 18:2). В этом смысле братья Иосифа действительно оказались как бы
разведчиками новой территории, так как следствием прихода их в Египет
было поселение их здесь.
10-16 В благородном негодовании по поводу обвинения, братья Иосифа со
всей силой убеждения в собственной невинности выставляют на вид, что они
дети одного отца (который, подразумевается, не рискнул бы послать всех
своих сыновей лазутчиками и подвергнуть их через то опасности), люди
честные (по LXX, Vulg., слав. — «мирные»), члены малочисленного племени
в Ханаане, и потому никак не могут быть опасны для Египта. О смерти
Иосифа они говорят по понятной причине глухо, но открывают нужные Иосифу
сведения об отце и единоутробном брате его Вениамине.
Желая лучше убедиться в добрых чувствах братьев к Вениамину, Иосиф
требует прибытия его в Египет. Но глубокое душевное волнение Иосифа при
этом выражается в непоследовательности его решений: то он обвиняет их в
преступлении (ст. 9, 12, 14), за которое полагалась смерть, то
приговаривает их к заключению под стражу (15), то, оставляя всех в
Египте, предполагает одного из братьев послать за Вениамином (16), то
принимает противоположное решение — одного оставляет заложником, а
прочих отпускает (ст. 18–20). Клятва жизнью царя была весьма обычна на
древнем и новом Востоке (теперь — у персов), и оттуда, вероятно перешла
в Рим (где формулою ее было «per salutem Caesarum»); по Геродоту,
существовала и у скифов (4:68). В Библии не раз отмечен обычай клятвы
жизнью царя (1 Цар 17:55; 20:3; 25:26; ср. 4 Цар 2:4). LXX: nh thn
ugieian Faraw, Vulg.: per salutem Pharaonis, слав.: «тако ми здравия
фараоня».
Симеон в качестве заложника.
17 Заключение братьев под стражу, по намерению Иосифа, имело пробудить в
них раскаяние в давнем преступлении их против Иосифа; цель эта, как
видно из ст. 21–22, была достигнута; кроме того, упомянутой мерой Иосиф
хотел показать братьям неизменность своего решения видеть у себя
Вениамина.
18-20 Во 2-ой беседе своей с братьями Иосиф, еще не освобождая их от
подозрения, смягчает, однако, тон речи и приговор свой, требуя
оставления в залог лишь одного брата. Эту мягкость своего решения Иосиф
мотивирует чувством страха Божия, которое, конечно, ручалось братьям,
что правитель Египта не допустит ничего несправедливого в отношении к
ним.
21-22 Приняв объявленное Иосифом решение его, братья, под влиянием того
же чувства страха Божия, о котором упомянул Иосиф, и испытывают
угрызения совести за вину свою пред Иосифом: в постигшем их бедствии
они, согласно библейскому воззрению, видят возмездие за жестокость свою
в отношении к брату. «Теперь восстает неподкупный судья — совесть, хотя
и никто их не обличает и не приводит на суд: они обвиняют сами себя»
(Иоанн Златоуст, Бес. 64, 684).
23-24 Прекрасная сцена раскаяния братьев, слышанная и понятая Иосифом
(для отклонения подозрений он говорил с ними через переводчика; после о
переводчике в сношениях Иакова и сыновей с египтянами не упоминается
ввиду, вероятно, близости языков еврейского и египетского), до глубины
души тронула Иосифа, но он, сделав усилие над собою, оставляет
заложником Симеона, — по вышеприведенному вероятному предположению
раввинов, главного виновника жестокого поступка братьев с Иосифом. По
Мидрашу, он связал Симеона только перед глазами братьев, а по отбытии их
освободил, кормил и поил (Beresch. r. 91, s. 450).
Возвращение 9 сыновей Иакова к отцу.
25-26 Иосиф щедро наделяет братьев хлебом (не только по одному мешку на
каждого, но столько, сколько могло поместиться у каждого брата в разных
узлах) и при этом, может быть из желания избавить братьев от денежного
затруднения при новом путешествии в Египет, он приказывает плату за хлеб
обратно положить каждому в мешок, — мера, послужившая новым источником
смущения братьев его.
27-28 Ночлег (евр. malon, Vulg.: diverssorium), где остановились братья
Иосифа, едва ли мог быть обычным впоследствии на Востоке караван-сараем
(ср. Иер 9:1–2; Лк 2:7), а, вероятно, сообразно и еврейская этимологии
слова, наиболее удобное для ночлега место вблизи водопоя и под сенью
пальм. На этом привале один из братьев (по иуд. преданию, Левий), ср.
ст. 35, или все 9 братьев разом (пo 43:21), открывши мешки с кормом для
ослов, с удивлением и ужасом нашли серебро, уплаченное ими в Египте. В
изумлении от этого они приписывают это Богу.
29-35 По возвращении к Иакову, сыновья его спешат передать ему все
случившееся с ними в Египте, с целью теперь же расположить Иакова к
отпущению Вениамина в Египет, почему нарочито оттеняют (ст. 34) и
категоричность приказания египетского правителя касательно этого
прибытия Вениамина в Египет, и специальное обещание правителя
предоставить сыновьям Иакова право беспрепятственной торговли в Египте
(об этом выше не было сказано, но верность этого добавления не может
быть оспариваема).
36 Исполненный невыразимой скорби ответ Иакова делает вероятным
предположение некоторых, что в своем гиперболическом обвинении сыновей
своих, как бы они сделали его бездетным, Иаков невольно выразил
подозрение свое в причастности сыновей его к предполагаемой смерти
Иосифа.
37-38 Поручительство, предлагаемое Рувимом, еще раз характеризует его
доброе сердце и благородный дух, но по форме своей являет некоторого
рода грубый героизм, необдуманность и неразумие (Мидраш перефразирует
отказ Иакова Рувиму: «неразумный первенец! разве твои сыновья — только
твои, а не вместе и мои?» Beresch. r. Par. 101, s. 451), ст. 38. По этой
причине, а главным образом вследствие недоверия Иакова Рувиму после
известного оскорбления им отца (35:22), ср. блаженный Феодорит отв. на
вопр. 106, удрученный горем отец решительно отказывается отпустить
Вениамина в Египет. Давняя рана сердечная по поводу утраты Иосифа теперь
была вновь растрогана, и он повторяет высказанную тогда мысль свою о
шеоле (место в загробной жизни, ср. 37:35). Так мало ощущал Иаков
предстоящий счастливый поворот в судьбе его, когда «ожил дух Иакова»
(45:27)!