Книга пророка Иезекииля
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48
Глава
18
1 И было ко мне слово Господне:
2 зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: `отцы
ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина'?
3 Живу Я! говорит Господь Бог, - не будут вперед говорить пословицу эту
в Израиле.
4 Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа
согрешающая, та умрет.
5 Если кто праведен и творит суд и правду,
6 на горах жертвенного не ест и к идолам дома Израилева не обращает глаз
своих, жены ближнего своего не оскверняет и к своей жене во время
очищения нечистот ее не приближается,
7 никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не
производит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою,
8 в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою,
суд человеку с человеком производит правильный,
9 поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то
он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог.
10 Но если у него родился сын разбойник, проливающий кровь, и делает
что-нибудь из всего того,
11 чего он сам не делал совсем, и на горах ест жертвенное, и жену
ближнего своего оскверняет,
12 бедного и нищего притесняет, насильно отнимает, залога не возвращает,
и к идолам обращает глаза свои, делает мерзость,
13 в рост дает, и берет лихву; то будет ли он жив? Нет, он не будет жив.
Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет, кровь его будет на
нем.
14 Но если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего,
какие он делает, видит и не делает подобного им:
15 на горах жертвенного не ест, к идолам дома Израилева не обращает глаз
своих, жены ближнего своего не оскверняет,
16 и человека не притесняет, залога не берет, и насильно не отнимает,
хлеб свой дает голодному, и нагого покрывает одеждою,
17 от обиды бедному удерживает руку свою, роста и лихвы не берет,
исполняет Мои повеления и поступает по заповедям Моим, - то сей не умрет
за беззаконие отца своего; он будет жив.
18 А отец его, так как он жестоко притеснял, грабил брата и недоброе
делал среди народа своего, вот, он умрет за свое беззаконие.
19 Вы говорите: `почему же сын не несет вины отца своего?' Потому что
сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет
их; он будет жив.
20 Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не
понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие
беззаконного при нем и остается.
21 И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и
будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив
будет, не умрет.
22 Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде
своей, которую будет делать, он жив будет.
23 Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли,
чтобы он обратился от путей своих и был жив?
24 И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать
неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник,
будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за
беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он
умрет.
25 Но вы говорите: `неправ путь Господа!' Послушайте, дом Израилев! Мой
ли путь неправ? не ваши ли пути неправы?
26 Если праведник отступает от правды своей и делает беззаконие и за то
умирает, то он умирает за беззаконие свое, которое сделал.
27 И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и
творит суд и правду, - к жизни возвратит душу свою.
28 Ибо он увидел и обратился от всех преступлений своих, какие делал; он
будет жив, не умрет.
29 А дом Израилев говорит: `неправ путь Господа!' Мои ли пути неправы,
дом Израилев? не ваши ли пути неправы?
30 Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит
Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы
нечестие не было вам преткновением.
31 Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите
себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев?
32 Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь,
и живите!
Начало личной нравственной вменяемости
Представив в XVII гл. вероломство Сирии такою же причиною падения
Иерусалима, какою было и все историческое прошлое Израиля (гл. XVI),
пророк в XVIII гл. обосновывает эту мысль XVII гл. (как XV гл.
обосновывает XVI) на строгой божественной правде, которая не может
допустить, чтобы кто-либо страдал за чужие грехи, и, следовательно,
чтобы нынешнее поколение евреев было наказано за прежние грехи Израиля.
Ст. 1-4 составляют введение или тему: провозглашение нравственной
свободы и ответственности каждого пред Богом - в связи с одной народной
пословицей; в ст. 5-20 эта мысль разъясняется на трех примерах; в ст.
21-29 поясняется, что развиваемое начало личной нравственной вменяемости
приложимо не ко всему прежнему поведению человека, а к его нравственному
состоянию при наступлении суда Божия; ст. 30-32 - увещательное
заключение.
2. “Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”. О такой же
поговорке упоминает и пророка Иеремия (XXXI:29; ср. Плач V:7). Незрелый
виноград и теперь в Сирии кушается в громадном количестве; (Делич, Hiob
XV, 33). Оскомина является тотчас по вкушении кислых ягод и скоро
проходит: поэтому является совершенно невозможным предположение, чтобы
она передавалась от отцов детям (adductio ad absurdum). Между тем, по
мнению тогдашних иудеев, выраженному в этой пословице, действия Иеговы,
наказывающего их настоящими бедствиями Иудеи за грехи отцов, напоминает
наследственную передачу оскомины. Легко догадаться, как могла возникнуть
эта пословица, от которой веет сомнением в правде Божией и
самопревозношением потомков над предками. Пословица имела для себя
видимые основания и в Св. Писании: Бог говорит Моисею, что Он наказывает
детей за вину отцов до третьего и четвертого рода (Исх XX:5; Лев
XXVI:39, 40, но добавляя: “ненавидящих Меня”, какое определение по
грамматическому построению можно относить и к детям, и к отцам). И вот
3-й и 4-й род от нечестивого Манассии (Иоахаз, Иехония, Седекия - внуки
и правнуки Манассии) караются. Даже Иосия, несмотря на свое благочестие,
находит печальный конец в сражении у Мегиддо. И пророки возвещали, что
за грехи Манассии Господь отвергнет от лица Своего Иуду (4 Цар XXIV:3;
Иер XV:4); со времени Манассии, действительно, Иудее приходилось все
хуже и хуже, несмотря на некоторые старания умилостивить Иегову (ср. Иер
ХLIV:18; XIV:20; XVIII:12).
3. “Живу Я” - клятва свидетельствует о важности предмета: дело идет о
чести имени Божия. - “Не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле”.
Бог убедит своими судами в правде Своего мироправления. Пророк Иеремия
обещает уничтожение этой пословицы только в дни нового завета (XXXI:29,
31).
4. “Все души - Мои”. Следовательно, Богу не представляется необходимости
мстить на одном грехи другого: Он всегда может покарать грехи каждого и
на самом виновнике их. “Самоценность души человеческой здесь выражена,
как никогда ранее: каждая душа принадлежит Богу, т. е. Бог стоит к
каждой душе в одинаковом отношении и относится к ней, как она относится
к нему” (Берт.). - “Душа согрешающая, та умрет”. См. обьясн. III:18.
Смерть составляет противоположность той жизни, которая обещана
праведнику в ст. 9 (см. там), следовательно, означает главным образом
погибель в предстоящей катастрофе; и связанное с нею исключение из
будущего мессианского царства. Здесь впервые в В. З. речь о душевной
смерти, но под душою разумеется скорее вообще человек, живой человек.
5. Чтобы наглядно доказать положение ст. 4, пророк представляет в ст.
5-9 пример полной противоположности между поведением благочестивого
отца, нечестивого сына и благочестивого внука, причем, как думают,
пророку предносились из исторических личностей Езекия, Манассия и Иосия.
“Творит суд и правду”. Этими двумя понятиями обнимаются обычно все
постановления закона, причем под первым м. б. разумеются более этические
и юридические обязанности, а под вторым религиозные.
6. Перечисляя частные признаки праведника и грешника, пророк явно хочет
дать как бы катехизический свод необходимейших нравственных правил. Он
говорит здесь не с точки зрения недосягаемого, хотя и прекрасного идеала
(ср. напр. Ис XXXIII:15), а о практически легко осуществимом (ср. Пс
XIV, XXIII). Такое нравоучение было для сопленников пророка, едва лишь
начинавших, свое религиозно-нравственное исправление и образование,
полезнее самой возвышенной морали. С этой целью черты праведника
указываются почти все отрицательными. Скачала называются поступки
религиозные, а потом этические. Религиозные: 1) “На горах жертвенного не
ест”. Из целого обряда жертвоприношений указывается его заключительная
часть, м. б. как наиболее приятная и привлекавшая к язычеству или
потому, что древнейшее жертвоприношение было ядением пред божеством в
качестве его гостя. Жертвы на высотах были полуязыческие: совершались,
хотя незаконно, Иегове; посему они названы сначала; 2) “К идолам дома
Израилева не обращает глаз своих”, т. е. с молитвою и надеждою на
помощь. Под идолами Израиля разумеется не только культ золотых тельцов,
но и все иноземные идолы, когда-либо чтившиеся Израилем. Вот и все, что
можно было требовать в отношении богопочитания от пленного
израильтянина: удаленный от святилища, он не мог совершать почти никаких
религиозных обрядов; верность Иегове он мог проявить только
отрицательным образом - удалением от идолослужения. Но тем шире была
пред ним область чисто-нравственных обязанностей. Из этических
обязанностей указываются прежде всего имеющие близкое отношение к
религиозным, именно соблюдение от всякого осквернения крови; а таковое
производится 1) прелюбодейством, 2) супружеским сожитием во время
месячного очищения жены, - проступок, который в кн. Левит ставится на
ряду с кровосмешением, ското- и мужеложством и карается истреблением
обоих виновных из народа (Лев XVIII:19, 23; ср. ст. 6-18, 29, XX:18).
7. “Никого не притесняет”, т. е. чужеземцев, наемников, бедных, вдов.
Имеется в виду предписание Исх XXII:20 и д. Втор XXII:7, 29. “Должнику
возвращает залог”, т. е. если заложена вещь необходимая, напр. одежда.
Имеется в виду предписание Исх XXII:20 и д. и т. п. - “Хищения не
производит” - усиление предшествующей мысли. После отрицательных
признаков праведника указываются положительные черты -
благотворительность: “хлеб свой дает…”
8. “Рост” - м. б. большие проценты, чем “лихва”. Безусловное воспрещение
отдавать деньги в рост, часто повторяемое и Моисеем (Исх XXII:24 и др.;
но Втор XXIII:21 позволяет давать в рост иноплеменнику), ставит
еврейскую древность на недосягаемую для нашею коммерческого времени
высоту. - “От неправды удерживает руку свою” - от всякой
несправедливости, напр., как указывается дальше, от несправедливого
суда. - “Суд человеку производит”. Разумеется третейский суд, где судьею
может оказаться каждый взрослый.
9. “Заповеди” и “постановления” см. объясн.V:6, где те же евр. слова
переведены “уставы” и “постановления”. Здесь под ними разумеются главным
образом все вышеперечисленные обязанности. - “Искренно”, слав.: “еже
творити та”. - “Непременно будет жив” - слав. точнее: “жизнию жити
имат”. Под “жизнью” разумеется, как часто в Ветхом Завете, совокупность
всех благ, но главным образом д. б. спасение в предстоящей катастрофе и
участие в будущем Мессианском царстве.
10. “Сын разбойник, проливающий, кровь”. Чем резче противоположность
между отцом и сыном, тем сильнее будет доказана мысль пророка. - “Делает
что-нибудь из всего того” - букв.: “одно что-нибудь из того”; ср. Иак
II:10.
11. “Чего он сам не делал” - праведный отец. Слав.: “в путь отца своего
праведного не ходил”. Перечисление грехов далее дается хотя сходное с
ст. 6-8, но изменен порядок, что доказывает, что Иезекииль не любил
механически переписывать своих слов, а речь его лилась живо. Вместе с
тем сделаны в прежнем перечне некоторые пропуски. Так члены: “хлеб свой
дает…”, “нагого покрывает” не имеют соответствующих себе в этом перечне
(проливающий кровь может ли делать это?); в третьем же перечне (ст.
15-17), исчисляющем свойства праведника, эти члены опять постановляются.
12. “Делает мерзость”; м. б. названную в конце 6 ст.; ср. XXII:11.
13. “Будет ли он жив?” Вопрос указывает на всю невозможность такого
предположения. - “Кровь его”, им пролитая, хотя бы не в собственном
смысле (напр., при угнетении ближнего лихвою).
14. Случай, представленный здесь в качестве 3-го примера, очень
возможен: беззаконие отца, созерцаемое постоянно сыном во всей его
наготе и особенно понесшее достойную кару, иногда может вразумить и
предостеречь сына. Замечательно, что середины между праведником и
беззаконником пророк не допускает. - “Видит” LXX “убоится”, что в евр.
тожественно по начертанию.
15-17. Повторяют 6-9 с опущением менее важного (6b) и сокращением
выражений (8а ср. с 17 ст.): вместо “должнику возвращает залог” -
“залога не берет”, что еще лучше (но по-слав.: “не удержт”); вместо “от
неправды удерживает руку свою” - “от (обиды) бедному…”, но в слав.
тожественно с 8 ст.
18. Грех отца через его наказание как бы изглажен из мира; посему не
может за него страдать и сын.
19-20. Развитый пророком взгляд на личную нравственную вменяемость до
того противоречил народным представлениям, что был тотчас же встречен
удивленными вопросами и потребовал нового настойчивого изложения
сущности его. - “Правда праведника при нем и остается”, т. е. плод,
следствия ее.
21. Если до сих пор пророк доказывал личную нравственную вменяемость
примерами отдельных лиц и поколений, то теперь он одно лице (индивидуум)
разлагает на отдельные периоды его жизни. Один и тот же человек может
быть одну часть своей жизни беззаконником, а другую праведником и
наоборот. Правда Божия и тут остается неизменна, ценя в человеке то, чем
он стал окончательно. Сначала пророк берет тот случай, когда беззаконник
становится праведником, так как такой случай и возможнее, и приятнее для
него, в его ревностных пастырских заботах об исправлении своих
соотечественников.
22. “Не припомнятся” - более, чем “не будут наказаны”: как бы совершенно
изгадятся из памяти Божией.
23. “Драгоценнейшие слова всей книги” (Кречмар), “высший пункт
ветхозаветного богословия” (Берт.). Иезекииль возвышается здесь на
высоту новозаветного воззрения на благодать Божию: 1 Тим II:4; 2 Пет
III:9. Это место учит нас, как надо понимать и те кажущееся суровыми и
безотрадными взгляды Иезекииля на правду Божию, которыми дышит вся
первая часть его книги.
24. Пророк берет и обратный, печальный случай, когда праведник
совращается. Грехи его не могут не навлечь его погибели; Бог здесь не
виновен.
25. Приводит другое народное изречение, возмущающее, как и родственная
ему по содержанию пословица 2 ст., пророка (ср. ст. 29; XXXIII:17, 20):
“неправ путь Господа”. “Неправым”, или как можно переводить евр.
выражение, “непостоянным” (слав. “не управится”) “путь (образ действий в
отношении к миру) Божий” кажется лишь от того, что этот путь точно
сообразуется с путем людским, отвечает бедствием на неправду, и
изменяется с изменением пути человеческого, как показано в ст. 21-24:
меняет праведник или грешник свой путь, изменяет и Бог свое отношение к
ним. “Как для нездорового составляет наказание пища, приятная здоровому,
и как для больных глазами ненавистен свет, приятный здоровому зрению,
так неприятна неправедным правда Божия, которой кто подчиняется, не
возмущается” (блаж. Августин).
26-28. Повторение 24 и 21 ст.. необходимое в виду вновь в ст. 25
поставленного возражения против правды Божией с другой точки зрения. -
“К жизни возвратит душу свою” - он сам, а не Я. - “Увидел”. Это первый
шаг к обращению: нечестивый не обращает внимания ни на себя, ни на Бога.
29. Повторяется 25 ст. с легким изменением, сообщающим выражению более
скорби, чем негодования.
30. Начинается заключительное увещание, тесно примыкающее к мысли 29 ст.
и всей главы: если видимая неравномерность в мздовоздаянии имеет
основание не в Боге, но в непостоянстве человеческого поведения, то
пусть каждый поймет, что его судьба зависит от него самого. - “Буду
судить”, главным образом во время предстоящей Иудее катастрофы “Чтобы
нечестие не было вам преткновением”, слав.: “в мучение”, в погибель.
Если обратитесь, то все прежние грехи не в состоянии будут погубить вас.
31. “Сердце новое”, “дух новый” - см. объясн. XI:19; но там, как и в
XXXVI:26, их творит сам Бог; настоящее же место показывает, что это
происходит не без участия самого человека, притом столь же деятельного,
как и со стороны Бога. - “Зачем вам умирать” ср. Иер XXVII:13.
32. = 23 ст.; ср. Плач III:33.