Исход
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Глава
23
1 Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть
свидетелем неправды.
2 Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по
большинству от правды;
3 и бедному не потворствуй в тяжбе его.
4 Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи
его к нему;
5 если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй
его; развьючь вместе с ним.
6 Не суди превратно тяжбы бедного твоего.
7 Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не
оправдаю беззаконника.
8 Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело
правых.
9 Пришельца не обижай [и не притесняй его]: вы знаете душу пришельца,
потому что сами были пришельцами в земле Египетской.
10 Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее,
11 а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего
народа, а остатками после них питались звери полевые; так же поступай с
виноградником твоим и с маслиною твоею.
12 Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул
вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец.
13 Соблюдайте все, что Я сказал вам, и имени других богов не упоминайте;
да не слышится оно из уст твоих.
14 Три раза в году празднуй Мне:
15 наблюдай праздник опресноков: семь дней ешь пресный хлеб, как Я
повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в оном ты вышел из
Египта; и пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками;
16 наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял
на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля
работу твою.
17 Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице
Владыки, Господа [твоего].
18 [Когда изгоню язычников от лица твоего и распространю пределы твои],
не изливай крови жертвы Моей на квасное, и тук от праздничной жертвы
Моей не должен оставаться до утра.
19 Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего. Не
вари козленка в молоке матери его.
20 Вот, Я посылаю пред тобою Ангела [Моего] хранить тебя на пути и
ввести тебя в то место, которое Я приготовил [тебе];
21 блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против
Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем.
22 [Если будешь слушать гласа Моего, и будешь исполнять все, что скажу
тебе, и сохранишь завет Мой, то вы будете у Меня народом избранным из
всех племен, ибо вся земля Моя; вы будете у Меня царственным священством
и народом святым. Сии слова скажи сынам Израилевым.] Если ты будешь
слушать гласа Его и исполнять все, что скажу [тебе], то врагом буду
врагов твоих и противником противников твоих.
23 Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям,
Ферезеям, Хананеям, [Гергесеям,] Евеям и Иевусеям, и истреблю их [от
лица вашего],
24 то не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их, но
сокруши их и разрушь столбы их:
25 служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой [и вино
твое] и воду твою; и отвращу от вас болезни.
26 Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число
дней твоих сделаю полным.
27 Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к
которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих;
28 пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего [Аморреев,]
Евеев, [Иевусеев,] Хананеев и Хеттеев;
29 не выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась
пуста и не умножились против тебя звери полевые:
30 мало-помалу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься и не
возьмешь во владение земли сей.
31 Проведу пределы твои от моря Чермного до моря Филистимского и от
пустыни до реки [великой Евфрата], ибо предам в руки ваши жителей сей
земли, и прогонишь их от лица твоего;
32 [не смешивайся и] не заключай союза ни с ними, ни с богами их;
33 не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех
против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе
сетью.
1–9.
Законы, разъясняющие девятую заповедь. 10–19. Законы о праздниках и
праздничных временах. 20–33. Обещание покровительства народу
израильскому во время пути в обетованную землю, при завоевании ее и
после водворения в ней.
1 Произнесению справедливого приговора о подсудимом немало мешает
существование разного рода недостоверных, ложных о нем слухов. Поэтому
во имя справедливости не следует распространять о нем что-нибудь дурное,
как выдуманное самим, так и слышанное от других: не следует быть
«переносчиком в народе» (Лев 19:16; Притч 10:18; Пс 100:5). Из желания
угодить «великому» (Лев 19:15), стремящемуся погубить невинного
подсудимого, не следует помогать ему («давать руку») ложным показанием
против обвиняемого. Такого свидетеля ждет установленное законом
наказание (Втор 19:18–19; Притч 19:5, 9).
2 При показаниях на суде должно руководиться не мнением большинства, а
одной лишь истиной. Ей не нужно изменять даже в том случае, когда
большинство свидетелей показывает заведомую неправду с целью погубить
подсудимого (Притч 18:5; Мф 27:24–26; Мк 15:15; Лк 23:23; Деян 24:27;
25:9).
3 Снисходительное, сострадательное отношение к бедным (22:24 и д.) не
должно мешать справедливости; если он виновен, то следует наказать его
(Лев 19:15).
4-5 Справедливость заставляет относиться и к врагу, как к брату (Втор
22:1–4). Эта мысль и поясняется двумя примерами помощи врагу в бедствии,
причем во втором случае помощь требует уже больше самоотвержения, так
как гораздо труднее работать вместе с врагом в его интересах («развьючь
вместе с ним» — ст. 5), чем помочь врагу в его отсутствие (ст. 4).
6 Судя по еврейскому «шафат», употребляемому для обозначения
деятельности судьи, требование данного стиха предъявляется уже не
свидетелям, а судьям. Они извращают дело нищего в том случае, когда
принимают во внимание ложные показания свидетелей и произносят
несправедливые приговоры (Втор 27:19; Исх 10:12; Иер 5:28). Хотя права
каждого, и богатого, и бедного, не должны быть нарушаемы на суде, но о
бедном говорится потому, что бедному легче пострадать на суде, чем
богатому.
7 По связи речи ясно, что под неправдой нужно разуметь намеренно
неправильное постановление приговора. Избегать сознательно
несправедливых приговоров тем большая обязанность судьи, что они
приводят невинных к смерти, которая не остается ненаказанной (Втор
27:25; Притч 17:26; Иер 7:6–7).
8 Принятый от тяжущегося подарок невольно вызовет к подсудимому такое
расположение, при котором судья утратит способность правильно
рассмотреть дело. Взятки заставляют не видеть неправды там, где она есть
(Исх 33:15), и правды там, где она несомненна. Они ослепляют глаза даже
мудрых (Втор 16:19; Сир 20:29) и в результате прекращают дело правых, —
у правого отнимают законное (Мих 7:3).
9 Повеление: «пришельца не обижай» не составляет повторения Исх 22:21.
Там речь шла об отношениях между собой частных лиц, здесь о судебном
разбирательстве. Пришельцы, как подчинившиеся в известном отношении
законам народа еврейского, и должны быть рассматриваемы с точки зрения
этих законов: «один суд должен быть для еврея и для пришельца» (Втор
1:16; 24:17; 27:19).
10-11 Продолжением субботнего недельного покоя является покой в седьмой
субботний год. Необрабатываемая в это время земля восстановляла свои
естественные силы, истощенные предшествующей шестилетней работой. Все
выросшее на ней без содействия отдельных личностей (Лев 25:5) являлось
общим достоянием и потому было предметом свободного пользования со
стороны неимущих.
12 Закон о субботнем покое преследует цель восстановления сил
утомленного шестидневной работой раба и скота.
13 Праздничные времена, бывшие для евреев благодеянием, должны были
напоминать народу о виновнике их установления — Боге, причем
благодарность за благодеяние естественно приводила к точному исполнению
Его повелений, исключающему возможность мысли о других богах.
14 Почитание Всевышнего должно найти свое выражение не в одном устном
исповедании Его Богом истинным, но и в троекратном в течение года
праздновании Ему. Три ниже перечисляемые праздника имеют ближайшее
отношение к жизни евреев, как народа земледельческого.
15 Праздник опресноков, первым днем которого было 15-е авива (Лев 23:6),
совпадал с началом жатвы (ibid. ст. 10; Втор 16:9), и потому в
благодарность за новопоспевший хлеб и для снискания благоволения Божия
на второй день его совершалось возношение пред Господом снопа из
начатков жатвы (Лев 23:10, 11) и с этого же времени разрешалось вкушение
нового хлеба (ст. 14).
16 Праздник жатвы новых плодов труда народа еврейского (Лев 23:16),
праздник седмиц (ibid. ст. 15; Втор 16:9), или пятидесятница, был
праздником «начатков жатвы пшеничной» (Исх 34:22). Начатки этой
последней, два кислые хлеба, испеченные из лучшей новой муки,
приносились Господу, как первый плод (Лев 23:16–17). Праздник собирания
плодов в конце года (Исх 34:22), или праздник кущей (Втор 16:13),
продолжавшийся семь дней (Лев 23:34; Чис 29:12), был временем веселья и
благодарения Бога за божественное благодеяние, наглядное проявление
которого еврей видел в собранных плодах (Втор 16:15).
17 Так как земледельцы видели в перечисленных праздниках проявление
благодетельной руки Божией, то для исповедания владычества Господа они и
собирались пред «лице Его» (Втор 16:16), т. е. в скинию. Являлся
мужеский пол; на нем лежал труд обработки земли, и поэтому он имел более
оснований и побуждений прославлять давшего урожай; но его присутствие не
исключало явления на эти праздники и женщин (1 Цар 1:3 и д.).
18-19 Три частные предписания, относящиеся к трем годичным праздникам.
18 Греко-славянский текст в начале стиха 18-го имеет прибавку против
еврейского текста: «otan gar ekbalw eqnh apo proswpou sou kai emplatunw
ta oria sou», «егда бо изжену языки от лица твоего и расширю пределы
твоя». Прибавка эта возможно перенесена сюда из параллельного места Исх
34:24–25 ст., (ее нет в некоторых кодексах). «Не изливай крови жертвы
Моей на (евр. «ал») квасное». Так как еврейский предлог «ал» значит не
только «на», но и «с», то смысл данного предписания тот, что пасхальный
агнец, являвшийся жертвой (см. выше толкование 3 ст. 12 гл.), не должно
вкушать с квасным хлебом. «Тук от праздничной жертвы Моей не оставляй до
утра», — не должна оставаться до утра жертва праздника Пасхи (Лев 7:15,
ср. Исх 12:10).
19 Так как общий закон о посвящении Богу начатков был объявлен ранее
(22:29), то предписание данного стиха нельзя считать его повторением.
Скорее можно думать, что в настоящем случае идет речь о принесении
начатков в праздник седмиц, или пятидесятницу. «Не вари козленка в
молоке матери его». Религиозное усердие собиравшихся на великие
праздники могло выражаться желанием употребить лучшие способы
приготовления в пищу тех частей жертвенных животных, которые были
оставляемы для употребления как представивших животное в жертву, так и
священников. Евреи и сами опытом могли дознать, и от иноземцев получить
сведения, что мясо, сваренное в молоке, особенно любимое мясо козленка
(Быт 27:9; Суд 6:19; 13:15; 1 Цар 16:20), получает особую нежность. В
большой праздник, при святилище, приготовить мясо наиболее вкусным
образом было достаточно побуждений. Закон и не воспрещает варить мясо в
молоке: он только воспрещает употреблять для этого молоко матери
козленка, потому что и естественное чувство может возмущаться
употреблением матернего молока для наиболее вкусного изготовления ее
детеныша.
20-33 Покровительство Божие евреям проявится в посольстве Ангела,
хранителя на пути (ст. 20), сообщении новых откровений (ст. 21),
основанных на повиновении Богу непреоборимости и благополучии народа
(ст. 22–26, ср. Лев 26:9; Втор 7:13; 28:11; греко-славянский текст в ст.
22 имеет вставку, заимствованную из Исх 19:5–6), в завоевании земли
Ханаанской не столько силой оружия, сколько силой божественной помощи
(ст. 27–28; ср. 15:14–16; Втор 2:25; Нав 2:9; Втор 7:19; Нав 24:13), в
постепенном подчинении хананеев (ст. 29–30), как средстве к обеспечению
развития и укрепления самих евреев, так как при быстром истреблении
врагов земля превратилась бы в пустыню, и евреям пришлось бы страдать от
диких зверей (ср. 4 Цар 17:25 и д.), и, наконец в даровании в прочное
владение земли Ханаанской в границах от моря Чермного до моря
Филистимского (Средиземного) и от пустыни (Аравийской) до реки Евфрата.