Книга Екклесиаста
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Глава
4
1 И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и
вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их -
сила, а утешителя у них нет.
2 И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут
доселе;
3 а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых
дел, какие делаются под солнцем.
4 Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят
взаимную между людьми зависть. И это - суета и томление духа!
5 Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою.
6 Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа.
7 И обратился я и увидел еще суету под солнцем;
8 человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем
трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. `Для кого же
я тружусь и лишаю душу мою блага?' И это - суета и недоброе дело!
9 Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе
вознаграждение в труде их:
10 ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе
одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его.
11 Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться?
12 И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против
него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется.
13 Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь,
который не умеет принимать советы;
14 ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем
бедным.
15 Видел я всех живущих, которые ходят под солнцем, с этим другим
юношею, который займет место того.
16 Не было числа всему народу, который был перед ним, хотя позднейшие не
порадуются им. И это - суета и томление духа!
17 Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более
к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо
делают.
1.
Печальные явления в жизни людей. 2–3. Притеснения. 4–6. Зависть и
беспокойство. 7–12. Одиночество и скупость. 13–16. Непрочность
человеческой привязанности. 17. Поведение богобоязненного человека.
В предшествующих главах, доказывая суетность человеческой жизни,
Екклезиаст исходил, главным образом, из общих оснований. Теперь он
подтверждает свою мысль на частных фактах, делающих счастье человека
неустойчивым, временным, случайным.
1-3 Насилие, угнетение сильных и богатых над слабыми и бедными до такой
степени проникли во все общество и заразили весь общественный строй, что
нравственно чуткий и впечатлительный Екклезиаст почувствовал отвращение
к жизни и счел мертвых более счастливыми, чем живых, и еще более
счастливыми тех, кто никогда не существовал и не был свидетелем злых дел
на земле. Екклезиаст, конечно, не возводит в принцип превосходство
небытия над бытием, но, подавленный созерцанием нравственного зла,
изливает лишь свои чувства глубокого негодования и отвращения, подобно
Иову (3:10–13) и Иеремии (20:18). В другом месте, спокойно рассуждая, он
говорит, напротив, что лучше псу живому, чем мертвому льву (9:4).
4-12 Екклезиаст отмечает новую черту в современном ему обществе,
разрушающую человеческое благополучие, именно – внутреннее обособление
людей, их нравственное разъединение. Человек богат, но он одинок; нет у
него «другого», т. е. искреннего друга, ни сына, ни брата. Он не знает,
для кого он трудится и лишает себя благ. А, между тем, жизнь вдвоем
имеет много преимуществ, так как дает каждому нравственную и
материальную поддержку.
13-16 Екклезиаст приводит случай, доказывающий изменчивость и
непостоянство человеческого счастья. Бедный, но умный юноша занимает
место неразумного царя, не умеющего принимать советы. Все переходят на
сторону юноши, но, увы, последующее поколение будет холодно и равнодушно
к нему.
Лучше (tob) бедный, но умный юноша. Слово tob следует понимать в смысле
«счастливее». Но это счастье непродолжительно. Оно — суета и погоня за
ветром. Многие комментаторы видели в этих стихах намек на определенные
исторические лица: одни – на Иосифа, другие – на Саула и Давида, третьи
– на Иеровоама и Равоама и т. п. Но, вероятнее всего, Екклезиаст имел
здесь в виду просто возможный случай, чтобы сильнее показать
превратность человеческого счастья.
17 До сих пор Екклезиаст рассуждал, знакомил читателя со своими
наблюдениями и выводами; теперь он обращается к нему с положительными
советами и увещаниями применительно к высказанным ранее положениям. Он
подробно описывает настроение человека, ищущего счастья в добром труде и
чистых радостях. Такой человек должен тщательно следить за собой во
время богослужения, избегая всего, что может нарушить благочестивое
расположение духа, сообразуя с ним даже свое внешнее поведение. Его
благочестие должно выражаться не столько в механических
жертвоприношениях без веры и покаяния, сколько в благоговейном слушании
и исполнении слова Божия.
Ибо они не думают, что худо делают. Екклезиаст говорит о своих
современниках, жертвы которых, чуждые веры и благоговения, были
«мерзостью пред Господом» (ср. Притч 21:27).