Второзаконие
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34
Глава
33
1 Вот благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов
Израилевых пред смертью своею.
2 Он сказал: Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от
горы Фарана и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона.
3 Истинно Он любит народ [Свой]; все святые его в руке Твоей, и они
припали к стопам Твоим, чтобы внимать словам Твоим.
4 Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова.
5 И он был царь Израиля, когда собирались главы народа вместе с коленами
Израилевыми.
6 Да живет Рувим и да не умирает, и [Симеон] да не будет малочислен!
7 Но об Иуде сказал сие: услыши, Господи, глас Иуды и приведи его к
народу его; руками своими да защитит он себя, и Ты будь помощником
против врагов его.
8 И о Левии сказал: туммим Твой и урим Твой на святом муже Твоем,
которого Ты искусил в Массе, с которым Ты препирался при водах Меривы,
9 который говорит об отце своем и матери своей: `я на них не смотрю', и
братьев своих не признает, и сыновей своих не знает; ибо они, левиты,
слова Твои хранят и завет Твой соблюдают,
10 учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля, возлагают
курение пред лице Твое и всесожжения на жертвенник Твой;
11 благослови, Господи, силу его и о деле рук его благоволи, порази
чресла восстающих на него и ненавидящих его, чтобы они не могли стоять.
12 О Вениамине сказал: возлюбленный Господом обитает у Него безопасно,
[Бог] покровительствует ему всякий день, и он покоится между раменами
Его.
13 Об Иосифе сказал: да благословит Господь землю его вожделенными
дарами неба, росою и дарами бездны, лежащей внизу,
14 вожделенными плодами от солнца и вожделенными произведениями луны,
15 превосходнейшими произведениями гор древних и вожделенными дарами
холмов вечных,
16 и вожделенными дарами земли и того, что наполняет ее; благословение
Явившегося в терновом кусте да приидет на главу Иосифа и на темя
наилучшего из братьев своих;
17 крепость его как первородного тельца, и роги его, как роги буйвола;
ими избодет он народы все до пределов земли: это тьмы Ефремовы, это
тысячи Манассиины.
18 О Завулоне сказал: веселись, Завулон, в путях твоих, и Иссахар, в
шатрах твоих;
19 созывают они народ на гору, там заколают законные жертвы, ибо они
питаются богатством моря и сокровищами, сокрытыми в песке.
20 О Гаде сказал: благословен распространивший Гада; он покоится как лев
и сокрушает и мышцу и голову;
21 он избрал себе начаток земли, там почтен уделом от законодателя, и
пришел с главами народа, и исполнил правду Господа и суды с Израилем.
22 О Дане сказал: Дан молодой лев, который выбегает из Васана.
23 О Неффалиме сказал: Неффалим насыщен благоволением и исполнен
благословения Господа; море и юг во владении его.
24 Об Асире сказал: благословен между сынами Асир, он будет любим
братьями своими, и окунет в елей ногу свою;
25 железо и медь - запоры твои; как дни твои, будет умножаться богатство
твое.
26 Нет подобного Богу Израилеву, Который по небесам принесся на помощь
тебе и во славе Своей на облаках;
27 прибежище [твое] Бог древний, и [ты] под мышцами вечными; Он прогонит
врагов от лица твоего и скажет: истребляй!
28 Израиль живет безопасно, один; око Иакова видит пред собою землю
обильную хлебом и вином, и небеса его каплют росу.
29 Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Господом,
Который есть щит, охраняющий тебя, и меч славы твоей? Враги твои
раболепствуют тебе, и ты попираешь выи их.
Благословение Моисея израильскому народу.
2 Имеются в виду моменты чудесного проявления всемогущества, премудрости
и благости божественной во время путешествия евреев из Египта в Ханаан.
3 Ср. Исх ХIX:5–8.
5 «И он (Моисей) был (как бы) царь Израиля, когда (вокруг него)
собирались главы народа вместе с коленами Израилевыми».
6 В еврейском тексте имя Симеона опущено. «Симеон не благословлен, —
замечает св. Ефрем Сирин, — потому что был проклят отцом своим Иаковом
за избиение сихемлян и, вместо того, чтобы покаяться в первом своем
преступлении, приложил к сему новое преступление в лице Замврия, сына
Салмона, подвергнув истреблению двадцать четыре тысячи (Чис XXV:9),
которые, — за грехи его, — поражены были язвою. Левий же, хотя и был
проклят вместе с Симеоном, но приял благословение от Моисея, во-первых,
за ревность левитов, которые поразили поклонившихся тельцу; во-вторых,
за ревность левита Финееса, с какою он устремился на Замврия, сына
Салмона, и убил его» (Толк. на кн. Втор., гл. XXXIII); наконец, в силу
богоизбранности колена Левия для служения при скинии Иеговы. В греческом
тексте перевода LХХ имя Симеона не опущено.
7 «Приведи его к народу его», как вождя и защитника, огражденного
помощью свыше.
8 «На святом муже Твоем (Аароне), которого Ты искусил (вместе с Моисеем)
в Массе (Исх ХVII:1–7), с которым Ты препирался при водах Меривы» (Чис
ХX:1–13, 22–24).
9-10 Имеется в виду самоотверженное служение левитов при скинии Иеговы и
в народе.
12 В выражении «и Он покоится между раменами его» некоторые комментаторы
видят предуказание на храм Иерусалимский, построенный в уделе Вениамина,
на горе Мориа, между вершинами Сиона и Масличной горы.
19 Под «сокровищами, сокрытыми в песке», разумеют: 1) богатство,
добываемое путем земледелия; 2) богатство, добываемое путем изготовления
стекла, известного с глубочайшей древности в Египте, Финикии и др.
странах; 3) богатство, добываемое путем торговли пурпуровыми раковинами,
встречавшимися на финикийском побережье.
21 Гад «избрал себе начаток земли», т. е. (вместе с Рувимом и
полуколеном Манассии) получил прежде других колен причитавшийся ему
надел земли (в пределах первых завоеваний Израиля). «Там (в Восточном
Заиорданье) почтен уделом от законодателя».
«И пришел с главами народа, и исполнил правду Господа и суды с
Израилем», т. е. исполнил все то, что было предъявлено ему как
непременное условие при даровании земельного надела (Чис XXXII; Втор
III:12–20; Нав IV:12; XXII:1–9).
22 Сравнение, выражающее силу и отвагу данитян.
23 «Море и юг во владении его». Под именем моря нужно разуметь море
Киннерет, т. е. Гениссаретское озеро. В слове «юг» многие из
комментаторов видят указание на роскошный южный климат и богатую
растительность окрестностей Гениссаретского озера.
24-25 «Окунет в елей ногу свою; железо и медь — запоры твои» Образное
указание на материальное благоденствие Асира: «богатство его будет
умножаться с каждым днем».
28 Ср. Чис XXIII:9. «Израиль живет безопасно, один», находясь «под
мышцами» божественного Промысла (ст. 27, 29).