Деяния Св. Апостолов
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
Глава
22
1 Мужи братия и отцы! выслушайте теперь мое оправдание перед вами.
2 Услышав же, что он заговорил с ними на еврейском языке, они еще более
утихли. Он сказал:
3 я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе
при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе,
ревнитель по Боге, как и все вы ныне.
4 Я даже до смерти гнал последователей сего учения, связывая и предавая
в темницу и мужчин и женщин,
5 как засвидетельствует о мне первосвященник и все старейшины, от
которых и письма взяв к братиям, живущим в Дамаске, я шел, чтобы
тамошних привести в оковах в Иерусалим на истязание.
6 Когда же я был в пути и приближался к Дамаску, около полудня вдруг
осиял меня великий свет с неба.
7 Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне: Савл, Савл! что ты
гонишь Меня?
8 Я отвечал: кто Ты, Господи? Он сказал мне: Я Иисус Назорей, Которого
ты гонишь.
9 Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего
мне не слыхали.
10 Тогда я сказал: Господи! что мне делать? Господь же сказал мне:
встань и иди в Дамаск, и там тебе сказано будет все, что назначено тебе
делать.
11 А как я от славы света того лишился зрения, то бывшие со мною за руку
привели меня в Дамаск.
12 Некто Анания, муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями,
живущими в Дамаске,
13 пришел ко мне и, подойдя, сказал мне: брат Савл! прозри. И я тотчас
увидел его.
14 Он же сказал мне: Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал
волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его,
15 потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты
видел и слышал.
16 Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя
Господа Иисуса,
17 Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в
исступление,
18 и увидел Его, и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима,
потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне.
19 Я сказал: Господи! им известно, что я верующих в Тебя заключал в
темницы и бил в синагогах,
20 и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял,
одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его.
21 И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам.
22 До этого слова слушали его; а за сим подняли крик, говоря: истреби от
земли такого! ибо ему не должно жить.
23 Между тем как они кричали, метали одежды и бросали пыль на воздух,
24 тысяченачальник повелел ввести его в крепость, приказав бичевать его,
чтобы узнать, по какой причине так кричали против него.
25 Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве
вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда?
26 Услышав это, сотник подошел и донес тысяченачальнику, говоря: смотри,
что ты хочешь делать? этот человек - Римский гражданин.
27 Тогда тысяченачальник, подойдя к нему, сказал: скажи мне, ты Римский
гражданин? Он сказал: да.
28 Тысяченачальник отвечал: я за большие деньги приобрел это
гражданство. Павел же сказал: а я и родился в нем.
29 Тогда тотчас отступили от него хотевшие пытать его. А тысяченачальник,
узнав, что он Римский гражданин, испугался, что связал его.
30 На другой день, желая достоверно узнать, в чем обвиняют его Иудеи,
освободил его от оков и повелел собраться первосвященникам и всему
синедриону и, выведя Павла, поставил его перед ними.
Речь
Павла к народу (1-21). Новое возбуждение народа, допрос Павла
тысяченачальником, собрание Синедриона (22-30).
1 "Мужи, братья и отцы!.. " Почтительное обращение ко всем
присутствующим (ср. VII:2).
"Мое оправдание..." - против обвинений, взведенных малоазийскими иудеями
(XX:27-28).
2 См. XXI:40, прим.
3 Довольно подробное изображение Павлом своего происхождения, воспитания
и первоначального направления имеет целью показать, что, вопреки
взведенным обвинениям, он по самому рождению принадлежит к народу
иудейскому, по воспитанию своему связан тесными духовными узами с
Иерусалимом и отличался направлением самым строгим, фарисейским,
преданным закону и враждебным христианству.
"Иудеянин, родившийся в Тарсе..." (ср. IX:11 и паралл. ), - хотя и
родился не в Иерусалиме и не в Палестине, а в городе языческом, однако
же - от иудеев: этим опровергается обвинение, что он учил всюду против
народа сего (XXI:28).
"Воспитанный в сем городе..." - т. е. Иерусалиме, центре иудейской
народности; этим подчеркивается, что если бы даже по своему рождению
вдали от Иерусалима Павел мог быть недостаточно привязан к родному
народу, то воспитание в Иерусалиме с детства (anateqrammenoV) во всяком
случае должно было завязать в нем узы неразрушимой связи с общеиудейской
столицей и родным народом.
"При ногах Гамалиила" - этого знаменитейшего фарисейского учителя (V:34
и дал. ) Это еще более сильное ручательство за иудейство Павла - не
только по происхождению, но и по настроению. Выражение означает также
почтительное отношение ученика к уважаемому учителю, "постоянство,
рачение, усердие к слушанию и великое уважение к этому мужу" со стороны
Павла (Злат. ср. Феофил. ).
"Тщательно наставленный в отеческом законе...", за что ручается самое
имя Гамалиила. Тщательность здесь разумеется и в смысле усердия изучения
закона, и в смысле строго иудейского его изучения и понимания.
"Ревнитель по Богу, как и все вы ныне..." Это, конечно, принято ими за
похвалу, хотя в этой похвале скрыто достаточно горечи. Но прежде всего
слова эти имеют целью показать, что Павел не мог быть таковым, каковым
выставляют его обвинители.
4 "Гнал последователей сего учения...", - точнее: гнал сей путь (ср.
IX:2; XVIII:25; XIX:9, 23).
"Даже до смерти" - выражение для обозначения особенной страстности
чувства или действия, в данном случае - гонения.
"Связывая и предавая..." - ср. VIII:3.
5 Очевидно, лица, на которых ссылается апостол, были еще живы, хотя
первосвященник был уже смещен с должности (см. к IX:2).
6-16 Рассказ об обращении совершенно сходен с повествованием о сем
Дееписателя (IX:3-8 и далее), за исключением лишь очень немногих
различий. Так, апостол говорит, что свет осиял его около полудня, что
указывает на его особую чрезъестественную силу, затмившую наиболее яркий
свет солнца. В ответе Господа к имени Его добавляется "Назорей".
9 "Бывшие со мною свет видели, .. но голоса... не слыхали". В рассказе
Дееписателя (IX:7) здесь, по-видимому, разница: "слыша голос, а никого
не видя...". Но эта разница не существенная и лишь кажущаяся. Спутники
Павла могли действительно слышать какие-то звуки, но не слыхать их
смысла, не понимать ничего, что изрекалось только для Павла ("мне"), так
сказать - слыша, не слышать (ср. Ин XII:28-29). Могло быть и то, что они
и свет видели, и никого не видали при этом. Все предназначалось и
совершалось для Павла, спутники же его видели и слышали, так сказать,
только отблеск и отголосок этого откровения, быть может, постольку,
поскольку это могло послужить большим уверением в действительности
события, а не его обманчивости, мечтательности, в случае, если бы кто
стал толковать это событие, как субъективную галлюцинацию Павла.
Святый Златоуст (ср. Феофил. ) находит и другое примирение этих
кажущихся разногласий Дееписателя и Апостола Павла. Он полагает, что
выражение Дееписателя - "слыша голос" - относится к голосу самого Павла,
отвечавшего Тому, Кого они не видели. Выражение же самого апостола -
"голоса, говорившего мне, не слыхали" - относится к голосу Самого
Господа.
Дальнейший рассказ Апостола о встрече с Ананиею, в общем совершенно
согласный с рассказом Дееписателя (IX:10-18), отличается от него, между
прочим, тем, что более подробно приводит слова Анании, известное и
уважаемое имя которого в глазах народа придавало этим словам особую
важность и значение. Вообще, в обоих рассказах различие имеет характер
не разногласия и противоречия, а лишь взаимного восполнения и уяснения,
и достаточно оправдывается особыми обстоятельствами, применительно к
коим апостол хотел сделать более убедительною свою речь.
12 Характеризуя Ананию, апостол выражается сильнее, чем Дееписатель:
"муж, благочестивый по закону", который, следовательно, не мог научить
Павла быть врагом закона. "Одобряемый всеми иудеями" дамасскими,
следовательно - признанный в своем благочестии всеми, не только
христианами, но именно иудеями самими.
13 "Прозри..." - краткое выражение самой сущности сказанного Павлу
Ананиею при прозрении (ср. IX:17). Зато далее подробно передаются слова
Анании, сказанные после прозрения, опущенные Дееписателем.
14 "Бог Отцев наших..." - см. III:13 и паралл. "предъизбрал тебя..." -
ср. Рим VIII:29 и д. ; Иер I:5.
"Увидел Праведника..." - ср. III:14; VII:52.
15 "Свидетелем пред всеми людьми...", - то же, что - "перед народами и
царями и сынами израилевыми" (IX:15), т. е. не пред иудеями только, но и
язычниками.
"О том, что ты видел и слышал...", - т. е. обо всем содержании
Евангелия, в истине которого Господь убеждает Савла посредством того и
другого чувства, т. е. посредством зрения и слуха" (Феофил., ср. Злат.
).
16 "Крестись и омой..." - см. к II:38, 41; IV:12.
17-21 К рассказу о своем обращении апостол присоединяет и рассказ о
бывшем ему видении в храме, после тот как он, уже обращенный,
возвратился в Иерусалим из Аравии (см. к IX:26). Об этом явлении Господа
не упоминает ни Дееписатель, ни сам Павел в других своих речах и
посланиях. Но в данном месте этот рассказ как нельзя лучше был уместен и
шел прямо к цели. Он хотел им показать, что и по обращении в
христианство он не разрывал связи ни с Иерусалимом, ни с храмом и его
законным Богослужением, уважение к которым могло лишь еще более
санкционироваться этим явлением ему Господа именно в храме и во время
молитвы здесь. Что он, далее, не враг народа, достаточно доказывается
трогательною подробностью беседы его с Господом, повелению Которого -
уйти из Иерусалима - он пытался противопоставить ревностное желание
проповедать Его Имя именно в Иерусалиме (19-20 ст. ). Так достаточно
ясно и убедительно опровергнута клевета, будто он враг закона, народа и
храма. И в то же время так ясно и убедительно указывался и всем другим
тот путь, которым надо было идти. До сего времени Павла не прерывали,
хотя в толпе, вероятно, росло возбуждение уже от самого бессилия
опровергнуть столь резкую убедительность его слов. Возбуждение
прорвалось со всею злобою, когда Павел закончил повелением ему Господа -
идти из Иерусалима и, по причине ожесточения иудеев, проповедовать
язычникам. Эта мысль, означавшая, что Бог оставляет иудеев,
представляется величайшим преступлением в их глазах, и толпа снова
приходит в неистовство, требуя смерти Павла.
23 "Метали одежды и бросали пыль на воздух..." - усиленное выражение
дикой ненависти к человеку, находившемуся вне их власти.
24 По-видимому, тысяченачальник не понимал еврейской речи Павла и, не
поняв причины нового столь неистового возбуждения против него, хотел
бичеванием выведать суть этого загадочного для него дела.
25-26 Апостол указывает двоякое нарушение закона: 1) бичевание римского
гражданина (см. прим. к XVI:37-39) и 2) бичевание без всякого суда и
доказанного проступка. Первое, кажется, более возымело свое действие
(слова сотника, 26 ст. ).
29 Тысяченачальник испугался не только того, что хотел пытать Павла, но
и того, что связал его (прим. к XVI:38), что также не позволялось
производить над римскими гражданами без предварительного дознания вины.
Если после Павел был заключен в узы (XXIII:18; XXVI:29), то уже после
дознания вины его пред Синедрионом (XXIII:1 и д. ). Правда, здесь вина
его осталась невыясненной, но она все же подозревалась более
основательно, - и это придавало некоторую законность содержанию его в
узах, несмотря на римское гражданство.
30 "На другой день... освободил его от оков..." Заявление Павла о своем
римском гражданстве освободило его от бичевания, но от оков он
освобождается лишь на другой день. В этом сказалось капризное упорство
тысяченачальника, который, хотя и испугался, но не хотел выказать свою
слабую сторону немедленным освобождением пленника.
"Повелел собраться... синедриону..." - Так принижена была власть этого
высшего иудейского судилища, что не только прокуратор-правитель области,
но даже и простой полковой начальник повелевает ему собраться.