III Иоанна
Глава
1
1 Старец - возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине.
2 Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как
преуспевает душа твоя.
3 Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о
твоей верности, как ты ходишь в истине.
4 Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в
истине.
5 Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев
и для странников.
6 Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо
поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога,
7 ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников.
8 Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками
истине.
9 Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает
нас.
10 Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося
нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и
запрещает желающим, и изгоняет из церкви.
11 Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от
Бога; а делающий зло не видел Бога.
12 О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем
также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно.
13 Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью,
14 а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам.
15 Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно.
Аминь.
Приветствие Гаию и похвала ему (1-4). О добродетели странноприимства
(5-8). Обличение Диотрефа и похвала Димитрию (9-12). Известия и
приветствия (13-15).
1-4 Как ни обычны приветствия любви и обращения любви в писаниях
великого Апостола любви, но, по-видимому, Гаия был особенно любимым
учеником его, на что может указывать усиленное выражение (ст. 1):
"которого я люблю по истине" и неоднократное повторение обращения
"возлюбленный" (ст. 1, 2, 5, 11) к Гаию, которому Апостол прежде всего
посылает молитвенные благожелания (2), указывая затем (ст. 3-4)
основание или причину своего апостольского благожелания Гаию и
расположения своего к нему - в том, что он ходит в истине (ст. 3), а это
для пастырской любви Апостола к духовным чадам своим - высшая радость
(ст. 4; см. 2 Ин, 4).
5-8 Апостолы в своих писаниях неоднократно восхваляют и заповедуют
верующим страннолюбие, странноприимство (напр., Рим 12:13; Евр 13:2 и
др.), как высокую христианскую добродетель, получавшую особенно высокую
ценность и значение в том случае, когда странноприимство оказывали
проповедникам Евангелия, безмездно трудившимся среди новообращенных (ср.
1Кор.9:12, 18; 2Кор. 11:7; 1 Сол 2:9). Такого рода, очевидно, было
странноприимство и благочестивого Гаия, о чем возвестили Апостолу
братья, "вышедшие ради имени Божия, не взяв ничего от язычников" (ст.
7): таковы именно были истинные благовестники Евангелия (ср. 1Кор.9:12 и
др.).
9-12 Вместо: "я писал", egraya, в Синайск. код. стоит: egraya an - "я
написал бы". Такое чтение, находящее подтверждение и в чтении Вульгаты:
saipsissem forsitan, я, может быть, написал бы, - более отвечает смыслу
текста ст. 9-10: иначе было бы непонятно: как утерялось послание,
написанное Апостолом целой Церкви? При предлагаемом же чтении получается
тот смысл, что, если бы Апостол написал послание всей церкви, то любящий
первенствовать у них (членов этой поместной церкви) мог бы злоупотребить
этим посланием, а теперь Апостол надеется обличить его лично (ст. 10).
Кто был Диотреф, прямо в тексте не сказано, но эпитет "первенстволюбец",
o filoprwteuwn (ст. 9), усвояемый Диотрефу, в связи с предикатами: "и
сам не принимает братьев и запрещает желающим, и изгоняет из церкви"
(ст. 10), т. е. лишает общения церковного, как еретиков, - показывает в
нем председателя Церкви, недостойного, по суду Апостола, этого звания.
Неизвестно, равным образом, церковно-общественное положение похваляемого
Апостолом (ст. 12) Димитрия; только у Дорофея Тирского записано
предание, что этот Димитрий впоследствии был епископом Филадельфийской
церкви, одной из семи малоазийских церквей, упоминаемых в Апокалипсисе
(III:7 и дал.).
13-15 Заключение 3-го послания близко напоминает заключение второго
послания (ст. 12-13); есть лишь еще упоминание о "друзьях" (oi filoi)
Апостола (ср. Деян XXVII:3), частью при нем находящихся, частью же
приветствуемых им через послание.