II Тимофею
Глава
3
1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы,
родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
6 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин,
утопающих во грехах, водимых различными похотями,
7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.
8 Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине,
люди, развращенные умом, невежды в вере.
9 Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и
с теми случилось.
10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии,
любви, терпении,
11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах;
каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.
12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в
заблуждение и заблуждаясь.
14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты
научен.
15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут
умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для
исправления, для наставления в праведности,
17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Наступление тяжких времен (1-9). Пример апостола Павла (10-12). Увещание
Тимофею (13-17).
1 Последние дни. Христиане апостольского времени полагали, что они уже
вступили в "последние дни" (Евр. I:2; ср. Деян II:17). И здесь апостол
понимает несомненно не какие-либо очень отдаленные времена, а вообще
"последующие" дни. Это доказывается тем, что апостол советует Тимофею
"удаляться" от людей, какие будут жить в эти последние дни: ясно, что
Тимофей увидит их (ст. 5). О том же говорит и употребление настоящего
времени в речи о будущих лжеучителях (ст. 6 и 8).
2-4 Люди - человечество в своей массе.
Самолюбивы. Самолюбие есть главная движущая причина человеческого
развращения.
5 Таковых удаляйся, т. е. от всех вышеназванных людей. Очевидно, апостол
видел, что подобные люди полнились уже в среде, в которой вращается
Тимофей, именно в христианском обществе (ср. Фес II:7). Со временем это
нечестие (II:16) только дойдет до высшей степени напряжения. Но в
последние дни нечестивцы не будут все же так открыто действовать, как
они поступали во время апостола Павла, прямо напр., заявляя, что
воскресение уже было.
6-7 Апостол с презрением говорит о женщинах, которые будут следовать за
ложными учителями (женщин - ta gunaikaria - уменьшительно -
презрительное выражение вместо ai gunaikeV). Женщины будут искать у этих
лжеучителей научения, как достичь святости и отделаться от тяжести
греховной наиболее легким способом, и те будут с важностью отвечать на
их вопросы, стараясь согласить требования христианства с довольно
низкими страстями, от которых не хотелось отрешиться женщинам.
8 Имена волхвов, противившихся Моисею, апостол конечно узнает из
иудейского предания. Без сомнения, эти имена часто упоминались и в
Ефесской христианской общине действовавшими там лжеучителями.
9-12 Тимофей всегда следовал примеру апостола Павла в отношении терпения
страданий и в других добродетелях. Об этом апостол напоминает теперь,
чтобы побудить его и впредь держаться подальше от лжеучителей.
Постигших меня... Возможный перевод: "А какие страдания постигли меня!..
Что за преследования я перенес. И от всех них избавил меня Господь".
В Антиохии - см. Деян XIII:15.
В Иконии - Деян XIV:2 и cл.
В Листре - Деян XIV:19 и cл.
Дни все желающие жить благочестиво... - Ср. Мф V:10 и сл.
13-14 В то время как лжеучители будут иметь успех, вводя людей в
заблуждения, коим подвержены и сами, Тимофей должен стоять твердо в том
учении, какое он принял от апостола Павла (зная, кем ты научен).
15-17 Тимофею поможет в этом случае и его знакомство со Священным
Писанием, которое он изучил еще в детстве, очевидно, под руководством
своей матери и бабки (ср. I:5). Писание свидетельствует о Христе (Ин.
V:39, 45 и сл.).
Умудрить во спасение - т. е. в отношении к сущности спасения; они дадут
ему правильно разуметь, в чем именно состоит спасение. И спасение это
достигается верою в Иисуса Христа (ср. Рим III:25: очищение верою).
Все писание... возможно перевести "всякое писание, вдохновенное от Бога,
полезно также для того, чтобы научить обличать...". Таким образом,
частица kai - "и" должна быть опущена, как она выпускается в Пешито, в
некоторых рукописях Вульгаты и у многих древних толкователей. Выражение
же pasa (без артикля) не может означать всю совокупность ветхозаветных
книг (они называются в Новом Завете, напр. в Евангелии Мф. 21:42,
писаниями ai grafai), а означает какое угодно богодухновенное писание, в
том числе и новозаветные книги, некоторые из коих в то время уже
существовали. Апостол мог назвать и свое писание богодухновенным, раз он
об устной проповеди своей и других апостолов говорил, что она имеет
своим источником Святого Духа (2Кор. III:3).
Да будет совершен Божий человек..., т. е. нужно читать богодухновенное
писание для того, чтобы сделаться добрым служителем и проповедником
Христа.