II Тимофею
Глава
2
1 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом,
2 и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям,
которые были бы способны и других научить.
3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить
военачальнику.
5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет
подвизаться.
6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.
7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.
8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из
мертвых, по благовествованию моему,
9 за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет
уз.
10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во
Христе Иисусе с вечною славою.
11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;
12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он
отречется от нас;
13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.
14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что
нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.
15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным,
верно преподающим слово истины.
16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут
преуспевать в нечестии,
17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит,
18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и
разрушают в некоторых веру.
19 Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: `познал Господь
Своих'; и: `да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа'.
20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и
деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком
употреблении.
21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и
благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со
всеми призывающими Господа от чистого сердца.
23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они
рождают ссоры;
24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем,
учительным, незлобивым,
25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к
познанию истины,
26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою
волю.
Тимофей должен передавать спасительную истину верным ученикам (1-14).
При этом Тимофей должен обратить внимание на центральный пункт
евангельского учения (15-19). Не следует все достоинство человека
полагать в его одарении духовном (20-23). Тимофей должен с кротостью
учить верующих и неверующих (24-26).
1 Этот стих представляет заключение к предыдущему увещанию. Апостол
убеждает Тимофея, чтобы он, в противность слабым малоазийским
христианам, показал себя сильным, воспользовавшись для этого благодатью
Духа Святого, предлагаемой всем людям чрез Христа (1Кор.I:4 и Тит. III:5
и cл. ; 2Тим. I:14). Не "в" благодати должен Тимофей укрепляться, а
"посредством", "при помощи" (en) благодати явиться сильным для того,
чтобы защищать Апостола Павла и продолжать его дело.
2 При многих свидетелях. Перевод неточный. По-гречески здесь стоит
предлог dia - "чрез", а "при" - epi. Но и перевести это место выражением
"чрез многих свидетелей" - также неудобно: зачем бы при слушании
Тимофеем учения апостола Павла еще нужны были какие-то свидетели?
Естественнее перевод, предлагаемый Воленбергом: "чрез многое (pollwn -
средний род) свидетельствуя" (marturwn - прич. наст. врем. От marturew).
Тимофей, слушая апостола Павла, многими делами заявлял
(свидетельствовал) о своем сочувствии ему, о своем желании потрудиться
на пользу Евангелия, как оно излагалось Павлом. Он оказался верным,
надежным слушателем, и сам в свою очередь должен найти таких же верных и
надежных слушателей.
3 В чем же Тимофей может показать свою силу (ст. 1)? Во-первых, в
перенесении страданий со Христом, как воин, идущий за своим вождем
(вместо kakopaqhson "переноси страдания" некоторые кодексы читают
sukakopaq - страдай вместе).
4 Во-вторых, Тимофею можно проявить свою силу в отречении от всяких
личных выгод и прибыли, потому что все его мысли должны быть обращены на
исполнение воли его вождя - Христа.
5 В-третьих, подобно атлету, Тимофей должен во время проповедования, как
во время борьбы, соблюдать известные правила борьбы, т. е. слово Божие,
которое есть меч острый, употреблять как должно, не ослабляя его силы и
требований (ср. 2Кор. 10:3, 4). Только такой борец-проповедник получит в
награду венок (ср. IV:8; Откр. XI:10).
6 В результате такой усердной работы и работы, сопряженной с тяжелым
трудом (kopiwnta), проповедник будет иметь удовольствие первый вкусить
от ее плодов. В будущей жизни он прежде своей паствы получит небесную
награду (ср. Мф. XIX:28 и сл.).
7-10 Все, что говорил доселе апостол, Тимофей должен как следует
обдумать и Бог даст (лучше читать dwsei, чем dwh - да даст) ему в этом
случае разумение. При этом Тимофей должен помнить о Христе, воскресшем
из мертвых. Апостол не говорит, что Христос умер, но это само собой
предполагается, как равно предполагается необходимым и требование от
всех христиан быть готовыми к смерти со Христом.
От семени Давидова. Христос воскрес к славной жизни, бывши по телу
только потомком человека - Давида (выражение "от семени Давидова" стоит
в зависимости от слова: воскресшего - eghgermenon). Но не только на
возвышение Христа по Его воскресении здесь указано, но также и на Его
истинное человечество, в опровержение ложных взглядов на Христа (ср.
1Тим. II:5).
По благовествованию моему. Апостол предполагает возможным, что другие
проповедники Евангелия привносят в это учение о Христе свои взгляды. Его
"Евангелие", т. е. его система христианского учения - так для него
истинно, что он за него идет на страдания.
Но для слова Божия нет уз. Эти слова нужно акцентировать знаками тире,
как мысль вводную.
Ради избранных - т. е. из-за тех, кого воля Божия избрала ко спасению,
но которые еще колеблются принять христианство, опасаясь соединенной с
ним необходимости терпеть скорби. Апостол для их укрепления идет сам на
всякие страдания за Христа.
11-13 Апостол, в ободрение Тимофею, приводит "верное слово", т. е.
выдержку из христианского песнопения, в котором выражается уверенность
христиан в прославлении со Христом для тех, кто с Ним пойдет на смерть.
Умерли - в действительном смысле этого слова. Здесь разумеется
мученическая смерть за Христа, которую должен быть всегда готов
претерпеть верующий христианин. С другой стороны, отрекающийся от Христа
не будет признан Христом за Своего при Его втором пришествии на землю.
Он пребывает верен, т. е. в точности исполнит то, что говорил, - именно
Свои угрозы.
14 Сие напоминай - т. е. о необходимости для проповедников Евангелия
страдать за Христа, для того чтобы наследовать в будущем прославление.
Заклиная пред Господом - указывая слушателям на их ответственность пред
Богом.
Не вступать в словопрения - по некоторым чтениям: не вступай в
словопрения (mh logomacei). С этого начинается новый ряд увещаний,
обращенных к самому Тимофею.
15-18 В противоположность лжеучителям, Тимофей должен быть усердным,
добрым работником у Бога, неукоризненным - правильнее: не стыдящимся
своего служения (ср. I:8) и, наконец, в деле учения обращающим внимание
на сущность дела, а не на побочные обстоятельства, как делали
лжеучители: он не должен перетряхивать пустую солому (Воленберг). Эта же
мысль заключается и в выражении: верно преподающим... (правильнее: прямо
разрезающим - orqotomein - слово истины).
Они еще более... т. е. эти лжеучители еще дальше пойдут (prokoyousin) -
в область нечестия зайдут (asebeiaV - вин. множеств, числа, как
определение дальнейшей ступени лжеучительства).
И слово их как рак... От нечестия они перейдут и к еретичеству, которое
будет распространяться по телу Церкви Христовой, как болезнь, известная
под именем рака. Апостол указывает на двоих таких лжеучителей, дошедших
до отрицания воскресения мертвых, учение о котором, по их мнению, нужно
понимать в переносном смысле, как уже о случившемся при Христе, духовно
оживившем многих людей.
Именей - см. 1Тим. I:20.
19 Но - точнее: но все-таки (mentoi).
Твердое основание (stereoV qemelioV) - т. е. Сам Христос, распятый и
воскресший, положенный Самим Богом как твердое основание Церкви.
Стоит - остается на Своем месте, несмотря на все смущения, вносимые в
жизнь Церкви еретиками (ср. 1Кор.III:11 и cл. ; Еф. II:20; 1Пет. II:6).
Имея печать - которая удостоверяет Его высокое положение.
Познал Господь Своих - общее положение, составленное по образцу
выражения кн. Числ. (XVI:5 по 70-ти). Бог Отец познал своего Сына и в
состоянии Его унижения и поставил Его Сыном в силе (Рим I:4). Всякий,
кто вступает в общение с Сыном, признается также и Богом Отцом (Гал.
IV:9; ср. Мф. 7:23). По всей вероятности, апостол представляет здесь
себе факт крещения верующих (Рим VI:3 и cл. ; Кол. II:12).
И да отступит... Это другая надпись, имеющаяся на камне, составленная по
образцу Числ. XVI:21. Христос в течение всей Своей земной жизни был
далек от всякой неправды мира, а поэтому и от всякого Его последователя
требуется также святость поведения, которую он обещал предъявлять еще в
то время, когда принимал крещение. Связь этого стиха с предыдущим такая:
отрицание воскресения мертвых несомненно ведет людей к нравственному
вырождению и одичанию, потому что уничтожает страх пред будущим судом
(ср. 1Кор.XV:32 и сл.). Но кто знает, что он связан тесно со Христом
воскресшим и что он сам воскреснет со временем, тот не может здесь вести
дурную жизнь.
20-23 Кого понимать здесь под сосудами? Конечно, отдельных христиан, так
или иначе содействующих прогрессу церковной жизни. Но между христианами
есть различие в дарованиях. Одни, по благости Божией, имеют
необыкновенные дарования, обладают напр. блестящим ораторским талантом,
другие же всегда выглядят в высшей степени скромными, потому что не
обладают никакими выдающимися способностями (ср. Мф XIII:23; 1Кор.XII:14
и сл.). Первых можно назвать сосудами, сделанными из блестящих и дорогих
материалов - из золота и серебра, вторые приготовлены из дерева и глины.
Но и последние имеют часто большое значение в жизни Церкви. С другой
стороны в Церкви есть сосуды, в которые собирается, так сказать, вся
грязь и сор из дома - это люди безбожные, нечестивые, хотя и
продолжающие носить имя христиан. Такие люди, конечно, могут быть и
среди тех лиц, которые имеют особые дарования. Тимофей не должен поэтому
увлекаться внешностью, а должен оценивать людей по их внутреннему
достоинству. Если видный христианский оратор сам не отстал от языческих
привычек, от него Тимофей должен сторониться ("кто будет чист от сего").
И всякий христианин, отделяющийся от таких нечестивых людей, если еще не
может быть назван сосудом в "чести", то может сделаться таким со
временем (ср. 1Кор.XII:22-25).
Юношеских похотей убегай - т. е. не увлекайся свойственными молодым
людям взглядами на вещи. Молодежь часто увлекается внешним блеском, не
придавая значения внутренним достоинствам человека. Тимофей должен
поступать иначе. Он должен оценивать людей с точки зрения христианской
морали и искать себе друзей только среди людей честных и искренно чтущих
Бога. От разных споров, хотя бы иные в них и показывали свои высокие
умственные способности, Тимофей должен сторониться (ср. ст. 14-й).
24-26 В пример христианам Тимофей должен с своей стороны являть кротость
и незлобие в обсуждении разных вопросов среди членов Церкви. Даже с
противниками Церкви - иудеями и язычниками - он не должен входить в
ссоры, а кротко наставлять их, ожидая, что Бог даст им силы поверить
проповеди Тимофея и таким образом вырваться из диавольских сетей, в
каких они запутались (ср. Еф. II:2 ).