II Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Глава
7
1 Когда царь жил в доме своем, и Господь успокоил его от всех окрестных
врагов его,
2 тогда сказал царь пророку Нафану: вот, я живу в доме кедровом, а
ковчег Божий находится под шатром.
3 И сказал Нафан царю: все, что у тебя на сердце, иди, делай; ибо
Господь с тобою.
4 Но в ту же ночь было слово Господа к Нафану:
5 пойди, скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: ты ли построишь
Мне дом для Моего обитания,
6 когда Я не жил в доме с того времени, как вывел сынов Израилевых из
Египта, и до сего дня, но переходил в шатре и в скинии?
7 Где Я ни ходил со всеми сынами Израиля, говорил ли Я хотя слово
какому-либо из колен, которому Я назначил пасти народ Мой Израиля:
`почему не построите Мне кедрового дома'?
8 И теперь так скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь Саваоф: Я
взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля;
9 и был с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих
пред лицем твоим, и сделал имя твое великим, как имя великих на земле.
10 И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и
будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше, и
люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде,
11 с того времени, как Я поставил судей над народом Моим, Израилем; и Я
успокою тебя от всех врагов твоих. И Господь возвещает тебе, что Он
устроит тебе дом.
12 Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я
восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и
упрочу царство его.
13 Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки.
14 Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу
его жезлом мужей и ударами сынов человеческих;
15 но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я
отверг пред лицем твоим.
16 И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим,
и престол твой устоит во веки.
17 Все эти слова и все это видение Нафан пересказал Давиду.
18 И пошел царь Давид, и предстал пред лицем Господа, и сказал: кто я,
Господи [мой], Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил!
19 И этого еще мало показалось в очах Твоих, Господи мой, Господи; но Ты
возвестил еще о доме раба Твоего вдаль. Это уже по-человечески. Господи
мой, Господи!
20 Что еще может сказать Тебе Давид? Ты знаешь раба Твоего, Господи мой,
Господи!
21 Ради слова Твоего и по сердцу Твоему Ты делаешь это, открывая все это
великое рабу Твоему.
22 По всему велик Ты, Господи мой, Господи! ибо нет подобного Тебе и нет
Бога, кроме Тебя, по всему, что слышали мы своими ушами.
23 И кто подобен народу Твоему, Израилю, единственному народу на земле,
для которого приходил Бог, чтобы приобрести его Себе в народ и
прославить Свое имя и совершить великое и страшное пред народом Твоим,
который Ты приобрел Себе от Египтян, изгнав народы и богов их?
24 И Ты укрепил за Собою народ Твой, Израиля, как собственный народ, на
веки, и Ты, Господи, сделался его Богом.
25 И ныне, Господи Боже, утверди на веки слово, которое изрек Ты о рабе
Твоем и о доме его, и исполни то, что Ты изрек.
26 И да возвеличится имя Твое во веки, чтобы говорили: `Господь Саваоф -
Бог над Израилем'. И дом раба Твоего Давида да будет тверд пред лицем
Твоим.
27 Так как ты, Господи Саваоф, Боже Израилев, открыл рабу Твоему,
говоря: `устрою тебе дом', то раб Твой уготовал сердце свое, чтобы
молиться Тебе такою молитвою.
28 Итак, Господи мой, Господи! Ты Бог, и слова Твои непреложны, и Ты
возвестил рабу Твоему такое благо!
29 И ныне начни и благослови дом раба Твоего, чтоб он был вечно пред
лицем Твоим, ибо Ты, Господи мой, Господи, возвестил это, и
благословением Твоим соделается дом раба Твоего благословенным, [чтоб
быть ему пред Тобою] во веки.
Намерение Давида построить постоянный храм Богу. Обетования Божии
Давиду, изреченные через пророка Нафана. Благодарственно-хвалебная
молитва Давида к Богу.
2. Вот я живу в доме кедровом. См. V:11.
3-5. На вопрос о том, "как Нафан, будучи пророком, не знал воли Божией и
велел Давиду созидать дом Божий", блаж. (Феодорит отвечает: "Говорил я
уже, что пророки знали не все, а только по мере того, как открывала им
благодать Божия. Так Самуил не знал, кого должно помазать (на царство
вместо Саула - 1 Цар XVI); Елисей не знал горя сунамитянки (4 Цар
IV:27). Подобно сему и Нафан, похвалив намерение царя, думал угодить
Богу всячески; но Владыка Бог, явившись ему ночью, изрек свою
действительную волю относительно того, что было задумано Давидом" (блаж.
Феодорит, толк. на 2 Цар, вопр. 21).
6-11. До сих пор Господь Бог не требовал для себя постоянного храма,
потому что еще не пришло время для его построения. Да и Давиду ли,
одному из созданий Творца вселенной, заботиться о создании храма Его
(ст. 5). Не Давид Господу, а благодеющий Давиду Господь устроит ему дом
его (ст. 11). В 1 Пар XXII:6-11 указывается еще и иное объяснение того,
почему не Давид должен был построить храм Господень: величественный и
прочный храм Владыки мира должен был построить избранный царь мира среди
избранного народа Божия - Соломон ("Соломон" с еврейского означает
"Мирный").
12-16. "Сказав сие о Соломоне, сыне Давида, пророк присоединяет
предсказание и о Владыке Xристе, ибо говорит: "Я буду Ему отцом, и Он
будет Мне сыном". А что изречено сие о Владыке Xристе - свидетель тому
божественный апостол, сказавший евреям: "Кому бо рече когда от Ангел:
Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя? И паки: Аз буду Ему во Отца, и Той
будет Мне в Сына?" (Евр I:5). И последующие за сим слова всего менее
опять приличны царям израильским; истинность же их оказывается на одном
Владыке Xристе. Ибо сказано: "И верен будет дом Его, и Царство Его до
века предо Мною! и престол Его будет исправлен в век" (ст. 16, по
переводу 70-ти). Соломон же недолговечнее был других людей, не достиг
даже и отцовой старости; да и все от него происшедшие (цари Иуды) прияли
общий всем конец. Посему необходимо сделать одно из двух: или приложить
сие к Владыке Xристу, или назвать лживым предречение Бога всяческих. Но
последнее злочестиво и хульно. Потому необходимо, хотя и не хотят того
иудеи, принять первое" (Блаж. Феодорит, толков, на 1 Цар, вопр. 21).
19. Это уже по-человечески, т. е. всесторонняя попечительность Господа о
человеке делает Его в сознании человека необыкновенно близким к нему
существом.
21. Ради слова твоего. См. 1 Цар XVI; 2 Цар III:17-19; V:1-3.
23. Чтобы приобрести его Себе в народ. См. Исх XIX:3-6; Втор IV:7;
XXXIII:29.
И совершить великое и страшное пред народом. Имеются в виду чудеса и
знамения Господни, имевшие себе место пред выходом евреев из Египта, при
самом выходе, во время путешествия их по пустыням и при завоевании земли
обетования.