IV Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Глава
19
1 Когда услышал это царь Езекия, то разодрал одежды свои и покрылся
вретищем, и пошел в дом Господень.
2 И послал Елиакима, начальника дворца, и Севну писца, и старших
священников, покрытых вретищами, к Исаии пророку, сыну Амосову.
3 И они сказали ему: так говорит Езекия: день скорби и наказания и
посрамления - день сей; ибо дошли младенцы до отверстия утробы матерней,
а силы нет родить.
4 Может быть, услышит Господь Бог твой все слова Рабсака, которого
послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живого и поносить
словами, какие слышал Господь Бог твой. Принеси же молитву об
оставшихся, которые находятся еще в живых.
5 И пришли слуги царя Езекии к Исаии,
6 и сказал им Исаия: так скажите господину вашему: так говорит Господь:
не бойся слов, которые ты слышал, которыми поносили Меня слуги царя
Ассирийского.
7 Вот Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю
свою, и Я поражу его мечом в земле его.
8 И возвратился Рабсак, и нашел царя Ассирийского воюющим против Ливны,
ибо он слышал, что тот отошел от Лахиса.
9 И услышал он о Тиргаке, царе Ефиопском; ему сказали: вот, он вышел
сразиться с тобою. И снова послал он послов к Езекии сказать:
10 так скажите Езекии, царю Иудейскому: пусть не обманывает тебя Бог
твой, на Которого ты уповаешь, думая: `не будет отдан Иерусалим в руки
царя Ассирийского'.
11 Ведь ты слышал, что сделали цари Ассирийские со всеми землями,
положив на них заклятие, - и ты ли уцелеешь?
12 Боги народов, которых разорили отцы мои, спасли ли их? Спасли ли
Гозан, и Харан, и Рецеф, и сынов Едена, что в Фалассаре?
13 Где царь Емафа, и царь Арпада, и царь города Сепарваима, Ены и Иввы?
14 И взял Езекия письмо из руки послов, и прочитал его, и пошел в дом
Господень, и развернул его Езекия пред лицем Господним,
15 и молился Езекия пред лицем Господним и говорил: Господи Боже
Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты
сотворил небо и землю.
16 Приклони, Господи, ухо Твое и услышь [меня]; открой, Господи, очи
Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить
[Тебя,] Бога живого!
17 Правда, о, Господи, цари Ассирийские разорили народы и земли их,
18 и побросали богов их в огонь; но это не боги, а изделие рук
человеческих, дерево и камень; потому и истребили их.
19 И ныне, Господи Боже наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства
земли, что Ты, Господи, Бог один.
20 И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать: так говорит Господь Бог
Израилев: то, о чем ты молился Мне против Сеннахирима, царя
Ассирийского, Я услышал.
21 Вот слово, которое изрек Господь о нем: презрит тебя, посмеется над
тобою девствующая дочь Сиона; вслед тебя покачает головою дочь
Иерусалима.
22 Кого ты порицал и поносил? И на кого ты возвысил голос и поднял так
высоко глаза свои? На Святого Израилева!
23 Чрез послов твоих ты порицал Господа и сказал: `со множеством
колесниц моих я взошел на высоту гор, на ребра Ливана, и срубил рослые
кедры его, отличные кипарисы его, и пришел на самое крайнее пристанище
его, в рощу сада его;
24 и откапывал я и пил воду чужую, и осушу ступнями ног моих все реки
Египетские'.
25 Разве ты не слышал, что Я издавна сделал это, в древние дни
предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь укрепленные
города, превращая в груды развалин?
26 И жители их сделались маломощны, трепещут и остаются в стыде. Они
стали как трава на поле и нежная зелень, как порост на кровлях и
опаленный хлеб, прежде нежели выколосился.
27 Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдешь ли, Я все знаю; знаю и дерзость
твою против Меня.
28 За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей
Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и
возвращу тебя назад тою же дорогою, которою пришел ты.
29 И вот тебе, [Езекия,] знамение: ешьте в этот год выросшее от упавшего
зерна, и в другой год - самородное, а на третий год сейте и жните, и
садите виноградные сады и ешьте плоды их.
30 И уцелевшее в доме Иудином, оставшееся пустит опять корень внизу и
принесет плод вверху,
31 ибо из Иерусалима произойдет остаток, и спасенное от горы Сиона.
Ревность Господа Саваофа сделает сие.
32 Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: `не войдет он в сей
город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не
насыплет против него вала.
33 Тою же дорогою, которою пришел, возвратится, и в город сей не войдет,
говорит Господь.
34 Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида,
раба Моего'.
35 И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане
Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела
мертвые.
36 И отправился, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и
жил в Ниневии.
37 И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, то Адрамелех и
Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю
Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него.
1-4.
Езекия в скорби обращается сам к молитве и посыпает траурное посольство
к пророку Исаии с просьбой о молитве за Иерусалим и народ иудейский.
5-7. Ободрение от пророка. 8-13. Новое угрожающее посольство царя
ассирийского. 14-19. Новая молитва Езекии. 20-34. Ответ пророка Исаии на
эту молитву. 35-37. Поражение ассирийского войска и гибель Сеннахирима.
1-4. Усматривая в нашествии ассириян и осаде ими Иерусалима, Езекия,
подобно придворным своим (XVIII:37), возлагает на себя одежду траура и
покаяния (1, сн. 3 Цар XX:32; 4 Цар VI:30) и идет в храм с молитвой
покаяния и умилостивления (раввины выводили из данного места правило,
что при хулениях как тот, кто их слышит, так и тот, кому они передаются,
должны разрывать одежды свои). Вместе с тем Езекия в этот критический
момент вспоминает о пророке Исаии, который с момента памятного
сиро-израильского нашествия на Иерусалим (VII:3, и д. ) являлся
единственным советником царя и народа, которые потому на него и теперь
обратили взоры. В состав посольства (ср. Иер XXI:1) к пророку вошли и
"старейшины священников" (видимо, священство в данное время соединялось
в целую сложную организацию): здесь выступает различие священнического и
пророческого служений в Израиле: священники были профессиональными
служителями культа, самым происхождением предназначенные на служение
религии и культу, пророки же были чрезвычайными избранниками Бога,
боговдохновенными органами Его, к которым естественно обращался взор
народа в критических моментах. В словах Езекии "дошли младенцы до
отверстия утробы матерней, а силы нет родить" (ст. 3) заключается "в
высшей степени образное представление того безвыходного, мучительного
состояния, в каком должны были находиться иудеи в ожидании близкой
опасности. Такое положение ни с чем выразительнее сравнено, как с
состоянием родильницы, в последние мгновения пред появлением ребенка на
свет, когда мать обессиливает в муках рождения и отчаивается в
облегчении их" (проф. Гуляев, с. 357). Данное сравнение имеет форму
ходячей поговорки (ср. Ис XIII:8; XXVI:18; Ос XIII:13; см. у проф.
Бродовича, цит. соч. с. 452-453). Езекия называет Иегову Богом пророка
(ст. 4) в смысле особенной близости Бога к пророку, как к своему
избраннику, и на этой близости основывается вера в действенность его
ходатайства пред Богом (ср. Быт XVIII:17 д. ; XX:7; Исх XXXII:31 сл. ).
"Оставшиеся в живых", т. е. жители Иерусалима и др. городов, еще не
завоеванных ассириянами.
6-7. Успокоительный ответ пророка Исаии предвещает счастливый для Иудеи
и печальный для Ассирии и царя ее исход нашествия Сеннахирима, что
вскоре во всей точности и сбылось (ст. 35-37). Выражение: "вот Я пошлю
на него дух, и он получит весть" (ст. 7) понимается неодинаково.
Некоторые понимают "дух" (евр. руах) олицетворенно: или в смысле
ангела-защитника иудеев (ст. 35) или, напротив, в смысле духа лжи (ср. 3
Цар XXII:20-23), внушившего Сеннахириму ложное известие, которое и
заставило его вернуться в Ассирию. Иные - в смысле намерения, внушенного
Сеннахириму, или частнее, как дух боязни: блаж. Феодорит (вопр. 52)
пишет: "сказанное: се Аз даю ему духа, как думаю, означает боязнь
(pneuma thn deilian oimai dhloun). Ибо и божественный апостол сказал
так: не даде нам Бог духа страха". Наконец, некоторые, принимая евр.
руах в первоначальном его значении ветер, видят здесь указание на
моровое поветрие, вроде самума, истребившее большую часть ассирийского
войска (ст. 35), см. у проф. Гуляева, с. 353. Из этих мнений наиболее
удобоприемлемо мнение блаж. Феодорита, но оно должно быть восполнено,
сообразно с контекстом ст. 9 (сн. 7 ст. ), что страх внушен был
Сеннахириму именно вестью о походе Тиргака эфиопского против него
(аналогично снятию осады с Самарии и бегству сирийцев, 4 Цар VII:6).
8-13. Не получив желаемого ответа от Езекии, Рабсак, вероятно, с войском
(ср. XVIII:17) оставляет стены Иерусалима и с известием о результатах
переговоров направляется к городу - крепости Ливне (Бет-Джибрин теперь.
Onomast. 634, см. замеч. к VIII:22), тоже в Иудином колене, но
юго-западнее Иерусалима и севернее завоеванного и уже оставленного в
тылу Лахиса, на полпути между этими городами. По-видимому, Сеннахирим в
направлении к Египту сделал поворот назад, оставив в тылу сильную
крепость - Лахис, при которой он получил весть о походе Тиргака, царя
Эфиопского, евр. Куш (ст. 9). Имя Куш или Xуш (Xус) иногда означало и
местность к северу от персидского залива (ср. Быт II:13; X:6 сл. ; 1 Пар
I:8 сл. ), древнее название которой сохранилось и доселе в названии
персидской области Xузистан. Но обычно это имя, хорошо известное в
памятниках египетских (Kas, Kis, Kes) и ассирииских (Kassu), означает
страну, народность и затем государство к югу от Египта по Нилу, на
территории нынешней Нубии, страну, называемую в Библии обычно в связи с
Египтом (Ис XX:3-5; XI:11; Иер XLVI:9 и др. ; Onomast. 317, 344; 807);
эта последняя Эфиопия, без сомнения, разумеется здесь (ст. 9) Тиргак (у
Манефона: TarakuV, у Страбона: Те orkwn o Aiqioy; на египетских
памятниках: Tahark или Taharka, ассир. : Tarku, LXX: qaraka, Vulg. :
Tharaca, слав. : Фарака). Египетские памятники знают Тиргаку, третьего и
последнего царя эфиопской династии Египта, более как строителя (ему
принадлежит обновление и расширение знаменитого Карпакского храма в
Фивах), чем как завоевателя. Тем более с этой последней стороны
выступает Тиргака в ассирийских надписях Сеннахирима, Асаргаддона и
Асурбанипала, в частности о Сеннахириме там, согласно с Библией,
рассказывается, что в 3-й свой поход на Финикию и Палестину он подвергся
нападению царя Мерое (Эфиопии) и победил его; (о последнем Библия не
говорит) (см. Brogsch, Gesch. Aegyptens 1877, s. 715 ff., ср. Ebers в
Riehm Handwortirbuch. d. bibl. Alt II, 1698-1699). Поход Тиргаки был,
вероятно, ответным движением на набег Сеннахирима (ср. проф. Гуляева, с.
359). Письмо свое (96 и д. ) Сеннахирим направляет теперь
непосредственно к Езекии, надеясь, конечно, достигнуть лучших
результатов, но употребляет ту же аргументацию (ст. 10; ср. XVIII:30),
что и Рабсак, только называет еще большее число покоренных им стран и
городов (ст. 12-13), конечно, с целью произвести большее впечатление. О
Гозане см. прим. к XVII:6. Xаран, LXX: Xarrav, сл. -рус. : Xарран (Быт
XI:31), у классиков Karrai, Carrae, в северо-западной Месопотамии к
юго-востоку от Едессы (Onomast. 951; ср. "Толков. Библия" т. I, с. 49).
Рецеф, LXX: 'RafiV, Vulg. : Reseph, слав. Фарес, отождествляется с
'Rhsafa или 'Reskifa Птоломея, между Паломирой и Евфратом (Onomast.
773). - "Сыны Едена" (uiouV 'Edem, Vulg. : filios Eden, слав. : сыны
Едомли), евр. : бене-Еден, вероятно, область, известная в клинописях под
именем Bit-Adini к северу от Рецефа, по обоим берегам среднего течения
Евфрата. Фалассар, LXX: qaesqen, евр. и Vulg. : Thelassar - может быть,
один из видных пунктов сейчас названной области (Onomast. 494).
14-19. Символически представляя (в виде развернутого письма) перед
Иеговой всю тяжесть хулений и угроз Сеннахирима, Езекия произносит
молитву, которая может служить образцом ветхозаветного теократического
исповедания веры. О выражении "седящий на херувимах" (ст. 16, сн. 1 Цар
IV:4; Пс XLVIII:1) ср. "Толков. Библия", т. I, с. 163-164.
20-34. Весь пророческий ответ Исаии распадается на три части: а)
поражение высокомерия и хвастливости Сеннахирима, ст. 21-28; б)
обращение к Езекии 29-31 и в) указание исхода или результата
ассирийского нашествия, 31-34.
Высокомерию ассирийского царя противополагается (ст. 21) спокойная
уверенность "девствующей дочери Сиона" (т. е. Иерусалима, ср. Ис
XXIII:12; Иер I:15 и др. ), презрительно и насмешливо качающей головой
(сн. Пс XXI:8; CVIII:25; Ис XVI:4), и это презрение вполне заслуженное,
потому что Сеннахирим поносил "Святаго Израилева" (22) - эпитет Иеговы,
употребительный весьма часто у пророка Исаии (Ис I:4 и мн. др. ), здесь
особенно уместный: святость Иеговы есть именно то Его свойство, в силу
которого величие Божие не может быть презираемо безнаказанно (ср. Ис
V:16). В пояснение образной речи Сеннахирима, ст. 23-24, можно заметить,
что "в поэтической одушевленной речи евреев выражения Ливан, кедр и
восхождение на Ливан, высочайшую гору этой местности, очень часто
употребляются, как символ самой сильной гордости, которая считает все
возможным для себя"; что "в жарких странах вода, колодезь составляют
самую драгоценную собственность (ср. Притч V:15; IX:17; Чис XX:17 сл. );
закопать колодезь на чужой земле или выпить чужую воду - значило
совершенно овладеть чужой собственностью" [В книге епископа Платона
(цит. соч. с. 236-237) допускается обратный порядок событий: посольство
Меродах-Валадана ставится в непосредственную причинную и хронологическую
связь с образовавшейся против Сеннахирима западно-азиатской коалицией.
Но коалиции этого рода образовывались против Ассирии несколько раз.
Порядок библейского повествования во всяком случае говорит за указанную
нами последовательность] (проф. Гуляев, с. 361); если ст. 23 относится к
Палестинской территории, которой прежде всего коснулся поход
Сеннахирима, то ст. 24 - к Египту, также бывшему целью завоевательной
его кампании. В ст. 25-28 самонадеянности Сеннахирима противополагается
всеобщность предвидения и промышления Божия, особенно о Израиле (25-26),
и затем, после напоминания о том, что Богу ведомы все частности быта и
жизни Сеннахирама (ст. 27, ср. Пс СXX:8; Втор XXVIII:6), возвещается ему
полное устроение судьбы его по всемогущей воле Божией (в ст. 28 образ
укрощаемых животных, ср. Пс XXXI:9; Ис XXX:28). В ст. 29-31 Езекии
дается уверительный знак (ср. Исх III:12) того, что нашествие
ассирийское окончится для Иудеи не только без вреда, но и послужит к
некоторому возрождению иудейского народа - рода, ради спасенного
остатка, лучшей части народа Божия; в ст. 29, может быть, заключается
указание, правда, очень неопределенное, на субботний и юбилейные годы
(Лев XXV, ср. у проф. Гуляева, с. 162-363). В ст. 32-34 возвещается
полная безопасность Иерусалиму, охраняемому Богом, со стороны
Сеннахирима, который - безрезультатно - возвратится прежней дорогой. На
это время, надо думать, произошло сражение Сеннахирима с Тиргакою при
Алтаку, о котором говорят клинообразные надписи; Алтаку, по Шрадеру
(Keilnische и. д. A. Test., ss. 171, 289), тождественно с библейским
Елтеке в уделе Дановом (Нав XIX:44), тождественным, по предположению, с
нынешним Бет-Лукья (Onomast. 416-217). В сражении Тиргака был разбит
(ср. у епископа Платона, цит. соч., с. 242-343, 254), Эта победа,
конечно, еще более надмила Сеннахирима, преисполнив его уверенностью в
предстоящей гибели Иерусалима, но небесная кара была уже близко.
35-37. "Владыка, вняв прошению, ночью, во мгновение ока предал смерти
сто восемьдесят пять тысяч ассириян" (блаж. Феодорит, вопр. 62). Что за
поражение массы войска заставили Сеннахирима поспешно удалиться в
Ассирию? Геродот (II, 141) рассказывает, что на войско ассириян во время
египетского похода напало несчетное число мышей, которые перегрызли
тетивы у луков и ремни у щитов и через то лишили ассирийское войско
возможности продолжать войну. И. Флавий (Древн. X, 1, 5) почитает
поражение чумой; это мнение и теперь преобладает в исторической,
истолковательной и медицинской науке (см. у еп. Платона, с. 254, прим.
4, у И. Попова. Библейские данные о различных болезнях, с. 114). Но, по
библейскому представлению, сверхъестественность поражения - вне
сомнения; оно произведено было Ангелом-губителем (евр. гамашхит),
который некогда поражал первенцев Египта (Исх XII:12, 18, 29), а также
произвел массовое поражение Израиля после народной переписи Давида (2
Цар XXIV:15 сл. ).
Сеннахирим возвратился в Ниневию (столица Ассирии на восточном берегу
Тигра, теперь селения Куюнджик и неби Юнус, Onomast. 749), где, по
сказанию кн. Товита, излил свою злобу на пленных израильтян (Тов I:15,
18, ср. у проф. И. М. Дроздова, цит. соч., с. 111). По ассирийским
памятникам, Сеннахирим после Палестинского похода жил еще 20 лет; умер
насильственной смертью: при поклонении богу Нисроху (см. о Нисрохе у
Пальмова, цит. соч., с. 472-476) в храме этого бога он был убит
собственными сыновьями (имена их, видимо, тождественны с именами богов
ассирийских; об Адрамелехе ср. XVII:31), бежавшими затем от народной
ярости в землю Араратскую (Ис XXXVII:38 по LXX Армения (Onomast. 111,
129, ср. "Толков. Библия", т. I, с. 37-38).