IV Царств
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Глава
17
1 В двенадцатый год Ахаза, царя Иудейского, воцарился Осия, сын Илы, в
Самарии над Израилем и царствовал девять лет.
2 И делал он неугодное в очах Господних, но не так, как цари
Израильские, которые были прежде него.
3 Против него выступил Салманассар, царь Ассирийский, и сделался Осия
подвластным ему и давал ему дань.
4 И заметил царь Ассирийский в Осии измену, так как он посылал послов к
Сигору, царю Египетскому, и не доставлял дани царю Ассирийскому каждый
год; и взял его царь Ассирийский под стражу, и заключил его в дом
темничный.
5 И пошел царь Ассирийский на всю землю, и приступил к Самарии, и держал
ее в осаде три года.
6 В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил
Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан,
и в городах Мидийских.
7 Когда стали грешить сыны Израилевы пред Господом Богом своим, Который
вывел их из земли Египетской, из-под руки фараона, царя Египетского, и
стали чтить богов иных,
8 и стали поступать по обычаям народов, которых прогнал Господь от лица
сынов Израилевых, и по обычаям царей Израильских, как поступали они;
9 и стали делать сыны Израилевы дела неугодные Господу Богу своему, и
построили себе высоты во всех городах своих, начиная от сторожевой башни
до укрепленного города,
10 и поставили у себя статуи и изображения Астарт на всяком высоком
холме и под всяким тенистым деревом,
11 и стали там совершать курения на всех высотах, подобно народам,
которых изгнал от них Господь, и делали худые дела, прогневляющие
Господа,
12 и служили идолам, о которых говорил им Господь: `не делайте сего';
13 тогда Господь чрез всех пророков Своих, чрез всякого прозорливца
предостерегал Израиля и Иуду, говоря: возвратитесь со злых путей ваших и
соблюдайте заповеди Мои, уставы Мои, по всему учению, которое Я
заповедал отцам вашим и которое Я преподал вам чрез рабов Моих,
пророков.
14 Но они не слушали и ожесточили выю свою, как была выя отцов их,
которые не веровали в Господа, Бога своего;
15 и презирали уставы Его, и завет Его, который Он заключил с отцами их,
и откровения Его, какими Он предостерегал их, и пошли вслед суеты и
осуетились, и вслед народов окрестных, о которых Господь заповедал им,
чтобы не поступали так, как они,
16 и оставили все заповеди Господа Бога своего, и сделали себе литые
изображения двух тельцов, и устроили дубраву, и поклонялись всему
воинству небесному, и служили Ваалу,
17 и проводили сыновей своих и дочерей своих чрез огонь, и гадали, и
волшебствовали, и предались тому, чтобы делать неугодное в очах Господа
и прогневлять Его.
18 И прогневался Господь сильно на Израильтян, и отверг их от лица
Своего. Не осталось никого, кроме одного колена Иудина.
19 И Иуда также не соблюдал заповедей Господа Бога своего, и поступал по
обычаям Израильтян, как поступали они.
20 И отвратился Господь от всех потомков Израиля, и смирил их, и отдавал
их в руки грабителям, и наконец отверг их от лица Своего.
21 Израильтяне отторглись от дома Давидова и воцарили Иеровоама, сына
Наватова; и отклонил Иеровоам Израильтян от Господа, и вовлек их в
великий грех.
22 И поступали сыны Израилевы по всем грехам Иеровоама, какие он делал,
не отставали от них,
23 доколе Господь не отверг Израиля от лица Своего, как говорил чрез
всех рабов Своих, пророков. И переселен Израиль из земли своей в
Ассирию, где он и до сего дня.
24 И перевел царь Ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и
из Емафа, и из Сепарваима, и поселил их в городах Самарийских вместо
сынов Израилевых. И они овладели Самариею, и стали жить в городах ее.
25 И как в начале жительства своего там они не чтили Господа, то Господь
посылал на них львов, которые умерщвляли их.
26 И донесли царю Ассирийскому, и сказали: народы, которых ты переселил
и поселил в городах Самарийских, не знают закона Бога той земли, и за то
Он посылает на них львов, и вот они умерщвляют их, потому что они не
знают закона Бога той земли.
27 И повелел царь Ассирийский, и сказал: отправьте туда одного из
священников, которых вы выселили оттуда; пусть пойдет и живет там, и он
научит их закону Бога той земли.
28 И пришел один из священников, которых выселили из Самарии, и жил в
Вефиле, и учил их, как чтить Господа.
29 Притом сделал каждый народ и своих богов и поставил в капищах высот,
какие устроили Самаряне, - каждый народ в своих городах, где живут они.
30 Вавилоняне сделали Суккот-Беноф, Кутийцы сделали Нергала, Емафяне
сделали Ашиму,
31 Аввийцы сделали Нивхаза и Тартака, а Сепарваимцы сожигали сыновей
своих в огне Адрамелеху и Анамелеху, богам Сепарваимским.
32 Между тем чтили и Господа, и сделали у себя священников высот из
среды своей, и они служили у них в капищах высот.
33 Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из
которых выселили их.
34 До сего дня поступают они по прежним своим обычаям: не боятся Господа
и не поступают по уставам и по обрядам, и по закону и по заповедям,
которые заповедал Господь сынам Иакова, которому дал Он имя Израиля.
35 Заключил Господь с ними завет и заповедал им, говоря: не чтите богов
иных, и не поклоняйтесь им, и не служите им, и не приносите жертв им,
36 но Господа, Который вывел вас из земли Египетской силою великою и
мышцею простертою, - Его чтите и Ему поклоняйтесь, и Ему приносите
жертвы,
37 и уставы, и учреждения, и закон, и заповеди, которые Он написал вам,
старайтесь исполнять во все дни, и не чтите богов иных;
38 и завета, который Я заключил с вами, не забывайте, и не чтите богов
иных,
39 только Господа Бога вашего чтите, и Он избавит вас от руки всех
врагов ваших.
40 Но они не послушали, а поступали по прежним своим обычаям.
41 Народы сии чтили Господа, но и истуканам своим служили. Да и дети их
и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их.
1-6.
Падение царства Израильского и пленение жителей их в Ассирию. 7-23.
Внутренние причины гибели Израильского царства. 24-41. Новые поселенцы в
пределах бывшего Израильского царства.
1-2. Дата воцарения последнего израильского царя царства Осии "в 12-й
год Ахаза, царя иудейскаго" (ст. 1) подтверждается ст. 9 и 10 гл. XVIII,
где 4-й и 6-й годы царствования Езекии царя иудейского, сына Ахаза (Ахаз
царствовал 16 лет), приравниваются 7-му и 9-му годам царствования Осии
израильского.
Напротив, дата XV:30 ст., по которой Осия воцарился в 20-й год Иоафама,
отца Ахаза, должна быть признана безусловно ошибочной как потому, что
Иоафам царствовал только 16 лет (XV:33), так еще более - по ясному
свидетельству, что еще предместник Осии Факей воевал уже не с Иоафамом,
а с сыном его Ахазом (XVI:5 сл. Ис VII:1 сл. ), следовательно, убийца и
преемник его Осия никоим образом не мог соцарствовать отцу Ахаза Иоафаму;
ошибка при буквенно-цифровом обозначении хронологических дат, по общему
мнению исследователей ветхозаветного текста, вполне возможна. Выше
(XV:30) было замечено, что убиение побежденного Тиглат-Пилезером Факея и
возведение на престол Осии было, вероятно, делом расположенной к Ассирии
придворной Израильской партии. Воцарение Осии, как видели, должно быть
отнесено к 733 году до Р. X. В характере царствования Осии священный
писатель отмечает особенность: "делал он неугодное в очах Господних, но
не так как цари Израильские, которые были прежде него" (ст. 2, ср.
III:2). В чем состояла меньшая степень нечестия Осии, конечно, в
отношении религиозного культа, в тексте не сказано. По раввинам (Seder
Olam, cap. XXII), Осия не допустил строить новых золотых тельцов в
Вефиле, после того как прежние захвачены были в плен ассириянами (Ос
X:6; ср., однако, у проф. Бродовича, Книга пророка Осии, с. 352), а
также не препятствовал подданным своего царства ходить на поклонение
Иегове в Иерусалим, напр., когда Езекия пригласил израильтян в Иерусалим
на праздник Пасхи (2 Пар XXX:1-11; XXXI:1). Но если это предположение и
имеет долю вероятности, то, однако, нельзя думать (как полагает Тениус),
будто Осия совершенно отменил культ тельцов, так как через это рушилось
бы вековое средостение между двумя еврейскими царствами, о чем
библейский текст не мог бы умолчать; в действительности, этот культ,
вероятно, пережил и самое царство Израильское (см. у П. Красина,
Государственный культ Израильского (десятиколенного) царства, с.
227-229). Скорее можно думать, что Осия явился противником чистого
язычества, распространившегося в Израиле при непосредственных его
предшественниках. Так или иначе, свящ. писатель в источниках ("Летописи
Царей Израильских") нашел данные, побудившие его представить Осию в
более благоприятном свете, чем его предшественников [По И. Флавию (Древн.
IX, 13, 1), напротив, Осия все 9 лет своего царствования отличался
гнусным поведением вообще и презрительным отношением к Предвечному в
частности. ].
3-4. Поставленный царем с ведома Тиглат-Пилезера и, конечно, с
обязательством дани ассирийскому царю, Осия, по-видимому, решил
воспользоваться последовавшей в 727 году переменой на ассирийском
престоле: Тиглат-Пилезера III сменил Салманасар [Этот Салманассар,
вероятно, разумеется под именем Салмана, евр. Шалмам, у пророка Осии
X:14 ("Салман разрушил Бет-Арбел"), по наиболее вероятному объяснению
этого места. См. у проф. Бродовича, цит. соч. с. 372-374] IV (ассир.
Sulmanu - asir), царствовавший, по показанию так называемого "списка
эпонимов", с 727 по 722 г. до Р. X. Из ассирийских документов о
Салманассаре IV известно лишь, что в 3 последние года своего
царствования он предпринимал завоевательные походы на запад (точное
название стран, куда направлялись эти походы, неизвестно, так как плитки
в данных пунктах оказались поврежденными). С этим можно сопоставить
приведенное у Иосифа Флавия (Древн. IX, 14, 2) свидетельство
финикийского историка Менандра, что ассирийский царь Салманассар сначала
предпринял было войну против всей Финикии, потом заключил мир, а затем
через некоторое время подверг пятилетней осаде Тир (может быть, об этой
осаде пророчески говорит Ис XXIII). Сопоставляя эти внебиблейские
свидетельства с 4 Цар XVII:3-6, некоторые ученые библеисты (Евальд и др.
) предполагают, что отказ Осии платить дань Салманассару стоит в связи с
образовавшейся в то время коалицией западноазиатских государств, в том
числе Финикии с Тиром во главе, при поддержке Египта против владычества
Ассирии; впрочем, другие исследователи (Кнобель, Шопаде, Смит) относят
образование упомянутой коалиции и осаду Тира (по Менандру и И. Флавию)
на время более позднее - к царствованию в Аccирии уже Сеннахирима и
спустя несколько лет после падения Самарии и Израильского царства. Не
настаивая на первом предположении, мы должны, однако, сказать, что самый
факт уклонения Осии от данничества Ассирии и обращение за помощью к
Египту близко напоминает о предполагаемой коалиции против Ассирии. Имя
царя египетского, которому Осия послал дары в надежде на помощь его (ст.
4), по-еврейски Со или по другому чтенью Севе; последнее близко к
ZebecoV Манефона; Vulg. : Sua, LXX слав. -рус. : sigwr, Сигор. По
наиболее общему предположению, это имя Сабакона, египетск. Шабака,
первого фараона XXV египетской династии (по Манефону, царствовавшего 12
лет: 728-717 гг. ). Многие жители Израильского царства бежали в Египет,
ища защиты (Ис XI:11). Таким образом, как при самом отделении
Израильского царства от Иудейского будущий царь израильский Иеровоам I
искал и нашел убежище в Египте (3 Цар XI:40), так при конце своем
Израильское царство искало опоры в том же Египте; но на этот раз
напрасно: Сабакон не решился на этот раз вступать в борьбу с всемирным
завоевателем из-за царства Израильского (только после в 720 г., когда
Сарган подавил в 720 г. восстание сирийских государств и стал близко
угрожать египетским владениям, Сабакон сразился с ним при Газе и был
разбит) [м. статью Ebersa "So" в Handworterbuch des biblischen
Alterthums, v. Ep. Riehm, Bd. ll (A, 2, 1894). s 1528]. Царство
Израильское было предоставлено самому себе, и немедленно явившийся в
пределы его Салманассар, по-видимому, первым делом наказал вероломного
вассала своего царя Осию, заключил его в узы и, может быть, отправил его
в Ассирию (в XVIII:10 Осия представляется, однако, царствовавшим до
самого падения Израильского царства и его столицы), а затем осадил
Самарию.
5. Неприступное естественное положение Самарии и прочное укрепление
этого города (ср. замечание к 3 Цар XVI:24) дали возможность этой
столице Израильского царства продержаться около 3-х лет (неполных, по
XVIII:9-10, осада началась в 7-й год царствования Осии, окончилась в 9-м
году); именно, по общему в библейской науке мнению, с 724 по 722 гг.
6. Салманассару не пришлось окончить осаду Самарии и завоевание
Израильского царства: в 722 году он умер (быть может, насильственной
смертью: преемник его начал новую династию), и дело его в том же 722 г.
закончил преемник его на ассирийском престоле Саргон (ср. Ис XX:1), по
ассир. Sarrukin [О Салманассаре и Саргоне см статьи Schrader'a в том же
Handworterbuch d. biblischen Alterthums, Riehm'a, Bd. II. s. s.
1350-1351 и 1387-1392], царствовавший с 722 по 705 год; в библейской
традиции предшественник, так долго ведший осаду Самарии, естественно,
заслонил собой фактического завоевателя Самарии, переселившего часть
израильского населения в пределы Ассирии. В своей триумфальной надписи
(см. Schrader Keilinschr. и. д. Alt. Test. 2, s. 271 ft. ) Саргон
рассказывает, что он разграбил город (Самарию) и взял в плен и переселил
в Ассирию 27280 жителей его. Конечно, это небольшая цифра сравнительное
целой массой израильского населения. Надо думать, однако, что подобные
массовые переселения израильтян, начатые еще Феглаффелласаром
относительно северных частей Израильского царства (XV:29), совершались
Саргоном (может быть, еще и Салманассаром) несколько раз, так что страна
хотя и не вовсе опустела, но население ее было крайне разрежено:
государственное и даже национальное существование Израильского царства
прекратилось. Гибель Самарии и всего царства Израильского были точным
исполнением грозных пророчеств (Ос V:9; XI:6; XIV:1; Ис XXVIII:1-4;
XL:6-8 и др. ). Раздельное существование Израильского царства от
Иудейского продолжалось около 2 1/2 столетий (по обычному почти взгляду,
257 лет: с 980 по 722; по И. Флавию, Древн. IX, 14, 1, 240 лет 7 мес. 7
дн. ; у И. Спасского, Исследование Библейской хронологии, с. 125-243 г.
).
Из пунктов, куда переселены были ассириянами массы израильских
пленников, названы, конечно, лишь некоторые, наиболее плохо населенные,
пункты: Xалах, Xабор, Гозан, города Мидийские (ст. 6) (Xалах, LXX: Alae,
Vulg. : Hala). LXX считают Xалах рекой (potamoiV Twosan), но по
клинообразным документам это область к северу от Ниневии и к югу от
озера Ван, известная у греков под именем СolkitiV (ср. Schrader, op.
cit. s. 275 ff. ). Xабор - река СabwraV греков, впадает в Ефрат,
вытекает из горы Мазня близ г. Низибия, главный приток ее - Мигдоний; в
Ефрат впадает при Киркесии, теперь Кабур, Гозан (ср. 4 Цар XIX:12; Ис
XXXVII:12). Евсевий и блаж. Иероним ошибочно приняли (Onomast. 66) за
реку, на самом деле это - область, лежавшая, вероятно, между реками
Xабор и Саокор (XaokoraV), у Птолемея называемая TansanitiV, в
клинообразных надписях Гуцану, близ Низибии (между Тигром и Ефратом),
теперь Катан (см. Правосл. Палест. Сбор. вып. 37, с. 152-153; проф.
Гуляева, с. 345). "Города Мидийские". LXX: orh Mhdwn, слав. : в пределех
Мидских, в числе которых были, напр., упоминаемые в книге Товита (I:14;
VI:9; IX:2 и др). Раги Мидийские являются, по-видимому, северо-восточной
границей территории расселения пленных израильтян [Путешественник
Кер-Портер нашел, на одном из холмов между Вавилоном и Гамаданом
(вероятно, древние Экбатаны) скульптуру, изображающую 10 пленников, из
которых одного выдающаяся фигура попирает ногою. По предположению, это -
Сарган и 10 израильтян, как представителей 10 колен, во главе со своим
царем, попираемые Сарганом. (Philippson. Jsraelit. Bibel ll, s 663). О
Рагах и Экбатанах см. у проф. Н. М. Дроздова о происхождении книги
Товита. Киев 1901, с. 131 и др. ]. Но они, без сомнения, быстро
рассеялись и в другие страны, не исключая и европейских (Ис XI:11). Так
сбылось над половиной избранного народа Божия грозное слово Божие через
законодателя (Лев XXVI:38). Попытки отыскать следы рассеянных 10 колен
Израилевых почти столь же многочисленны и столь же бесплодны, как и
искания положения рая; нет страны, где бы не помещала их ученая
любознательность или любопытство (ср. для примера статью г. Колечицкого
об этом предмете в "Страннике" за 1901-й год).
7-23. Прежде чем закончить историю северного, Израильского царства,
свящ. писатель бросает ретроспективный взгляд на всю историю этого
царства, рассматривает ее с религиозно-прагматической точки зрения, дает
философию всей этой истории - рассуждает о причинах погибели народа и
царства Израильского. Основная причина этой гибели - грех Израиля против
Иеговы, благодетельствовавшего Израилю с момента изведения его из Египта
(ст. 7; ср. Исх XIX:4-6; Ос XIII:4-6); священный писатель частнее
определяет: 1) как идолослужение (ст. 8-12), включая сюда и
тельцеслужение (ст. 16-21); 2) как крайнее ожесточение сердца народа к
вещаниям и предостережениям пророков Божих (ст. 13-14, 23); 3) как
глубокое нравственное развращение и порочность народа (15-17), яркое
изображение которых находим и у современных пророков, напр., у пророка
Осии (Ос IV:2; VI:9; VII:1, 8-9; VIII:8-9; X:6).
24. По обычаю всех завоевателей древности царь ассирийский - по мнению
некоторых, опирающемуся на 1 Езд IV:2, Асардан или Асаргаддон, сын
Сеннахирива, 4 Цар XIX:37, правивший, по ассирийским данным, с 681 г. по
668 г., переселил вместо выведенных из Израильской страны жителей -
переселенцев из разных городов и провинций ассирийских. Надо думать, что
это переселение происходило не раз по 1 Езд IV:2; часть нового населения
Самарии прибыла сюда уже при Ассаргаддоне - этом третьем преемнике
Салманассара. Но начало этой колонизации опустевшей страны относится
скорее всего к первой поре после ассирийского пленения, т. е. к
царствованию Саргона. Географическое положение упомянутых в ст. 24
областей Ассирийского царства, кроме Вавилона и Емафа, не вполне
достоверно известно. Вавилон и здесь разумеется, вероятно, в качестве
целой области, (как в Пс CXXXV:1); а не города только Кута (LXX: Xooqa,
Vulg. : Cutha, слав. : Xуфа, в клинописях: Kutu) - по И. Флавию (Древн.
IX, 14, 3) лежит в Персии (to Сonqaiwn 'eqnoV, oi proteron endoterw thV
persidoV kai thV MhdiaV hsan). Теперь отождествляют то с
северо-восточной частью Xузистана (древн. Сузиана), то с большим празом
(???) с Кута или Телль-Ибрагим к северо-востоку от Вавилона, в
вавилонском Ираке в окрестостях нахр. (???) - Малка (Onomast. 972.
Палест. Сборн. вып. 37, с. 326). По-видимому, переселенцы из Куты
составляли преобладающее число в массе переселенческой: именем кутим,
кутейцы, традиция еврейская назвала самарян, образовавшихся от смешения
оставшихся на родине израильтян с ассирийскими колонистами, и это имя
сделалось совершенно обычно в раввинской и талмудической письменности
(И. Флавий говорит: "по-еврейски называются хуфейцы (кутим), на
греческом же языке они называются именем самарян) [Обстоятельные и
вполне научные сведения о самарянах на русском языке можно читать в
очерках о них проф. В. П. Рыбинского "Труды Киевской Духовной Академии"
1895 г. ], Авва (может быть, тождеств, с Ивва, XVIII:34); LXX: Aia,
Vulg. : Avah, слав. : Aia, отождествляют с рекой Агава или Ауй, 1 Езд
VIII:15, 21, 31; и сближают с теперешним Xито притоком Ефрата, к востоку
от Дамаска (Onomast. 39): за положение Аввы - Иввы в Сирии говорит
сопоставление с Емафом (ср. 3 Цар VIII:65; 4 Цар XIV:25); сирийским
городом на Ордаге. Равным образом в Сирии же, вероятно, лежал и город
Сепарваим (ср. XVIII:34; XIX:13; Ис XXXVI:19; XXXVII, 13); LXX:
Xetifaronaim, Vulg. : Sepharvaim, слав. : Сепфаруим), завоеванный, может
быть, Салмнассаром IV (по вавилонской хронике - Sabarain). О всех этих
переселениях в опустошенную страну Израильскую ассирийских колонистов
есть пригодные записи в надписях Саргона (Schiader, Keilinschrifе и А.
Т. 2 A. s. 276 ff). Переселенные из разных местностей Сирии и
Месопотамии новые жители бывшего Израильского царства, говорили,
вероятно, на одном и том же арамейском наречии, весьма близком тогда к
еврейскому (XVIII:26), и потому легко и скоро могли ассимилироваться как
между собою, так и с израильтянами. Центром колоний была Самария и вся
окрестная область.
25-28. Опустевшая страна встретила новых колонистов неблагоприятно: в
ней умножились дикие звери львы, что еще в законе Моисеевом
представлялось особым попущением Божиим (Лев XXVI:22; Исх XXIII:29).
Так, со своей языческой точки зрения, именно в том убеждении, что каждая
страна имеет своего бога (3 Цар XX:23), - поняли это бедствие и
язычествующие переселенцы из Ассирии, и в этой мысли они просили
ассирийского царя, чтобы послан был к ним учитель закона Бога
Израильской страны (26). Присланный для этой цели царем ассирийским
священник (по И. Флавию, было прислано несколько священников) был,
очевидно, из священников введенного Иеровоамом I культа тельцов, как
показывает самый факт поселения его в Вефиле (ст. 28), центре
означенного культа (3 Цар XII:29); богопочтению Иеговы он учил новых
жителей, конечно, по книге закона.
29-31. Как по этнографическому своему составу новое население территории
бывшего Израильского царства представляло соединение еврейского и
пришлого элементов, так и в религии, в богопочитании нового населения
существовала двойственность: наряду с Иеговой (долгое время под образом
тельца - до времен Иосии, XXIII:15) разные племена, вошедшие в состав
его, почитали каждое своего племенного бога: вавилоняне - Суккот-Бенофа,
кутийцы Нергала, емафяне - Ашиму, аввийцы - Нивхаза и Тартака, а
сепарваимцы совершат сожжение своих детей (т. е. культ, подобный
Молохову) своим богам Адрамелеху и Анамелеху. Xарактер культа каждого из
этих божеств мало известен. Переводя дословно суккот-беноф: "палатки
дочерей", видели (Зельден, Мюнтерг, проф. Гуляев) в этом названии
указание на культ вавилонской Астарты, в котором девицы приносили в
жертву свою девственность (посл. Иер 42-43). Но чтение LXX: Swkcwq Beniq
(слав. : Сокхоф Вениф) дало основание ассириологам (Jensen Schradef)
видеть во второй составной части названия ассирийское banitu эпитет той
же вавилонской Астарты или Истар. ("Истар - банит" или "Царпанит").
Другие же ассириологи считают это название эпитетом бога Меродаха или
Мардука и передают его "высший судья вселенной" (ср. Onomast. 204).
Нергал, по некоторым, означает "клубящийся свет" (от евр. нер, свет, и
галал, вертеть); под этим именем будто бы персы и некоторые другие
народы обоготворяли огонь, который постоянно поддерживался в нефтяных
колодезях (проф. Гуляев, с 350). По ассириологам (fr. Delitzseh), Нергал
(LXX: 'Ergel, Vulg. : Nergel, слав. : Гигель), называемый в
клинообразных надписях богом Куты, у ассириян был богом львов и
изображался, в образе льва, а по астрономическому своему значению
соответствовал Марсу (Onomast. 748. Ср. у Пальмова, Идолопоклонство у
древн. евреев, 353-355); по раввинам, Нергал почитался в образе петуха.
О божестве емафян Ашиме не упоминается в клинообразных надписях;
название Ашима, LXX: Asimaq, Vulg. : Asima, слав. : Асимаф (Onomast.
160); сближают с финикийским божеством Есмун (8-я планета), с персидским
Асуман, с зендским Асмано, след. считают планетным божеством; с другой
стороны, следуя раввинам, считают эмблемой Ашимы козла и в культе видят
сходство с египетским Мендесом и греческим Паком (Пальмов, 365-367)
Hивхаз, LXX: 'eblaser, Vulg. : Nebahaz, слав. : Авлазер (Onomas. 743)
божество аввийцев, то сближается с египетским Анубисом (предполагается,
как и у последнего, идол с собачьей головой, как говорили раввины), то
почитает злым демоном. Подобное же значение подземного злого божества
имел будто бы и Тартах. LXX: Qartak, слав. : Фарфак; по раввинам,
изображался в виде осла (Оnom. 507). Адрамелех и Анамелех (Оnom. 25) -
солярные божества. Адрамелех - аккадийское божество, называемое в
клинообразных памятниках страшным владыкой огня, олицетворял
разрушительную силу солнца, Анамелех - благодетельную; вторая составная
часть "мелех", как и огненный культ человеческих жертв, напоминает о
Молохе, общесемитском божестве (ср. у Пальмова, 845-350).
32-41. Подробно характеризуется смешанный, или двоеверный, характер
религии самарян, остававшейся такой и до времени свящ. писателя, т. е.
до половины VI века до Р. X., ср. блаж. Феодорит, вопр. 49.