II Иоанна
Глава
1
1 Старец - избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не
только я, но и все, познавшие истину,
2 ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек.
3 Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа
Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви.
4 Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как
мы получили заповедь от Отца.
5 И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но
ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга.
6 Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та
заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней.
7 Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа,
пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист.
8 Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились,
но чтобы получить полную награду.
9 Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет
Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.
10 Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в
дом и не приветствуйте его.
11 Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.
12 Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь
придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.
13 Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь.
Написание, похвала избранной госпоже и детям ее и приветствие (1-3).
Выражение радости и преподание заповеди к любви и благочестию (4-6).
Предостережений от лжеучителей (7-11). Известия и приветствия (12-13).
1-3 Собственное свое имя - Иоанн - Апостол и евангелист Иоанн Богослов
называет только в Апокалипсисе (I:9; ХХII:8); в Евангелии и первом
послании он совсем не называет себя, а во втором и третьем посланиях он
именует себя старцем, о presbuteroV, - несомненно, ввиду своего
преклонного возраста, старцам в собственном смысле (как подобным образом
и Ап. Павел в послании к Филиппу, написанном под конец его жизни,
называл себя старцем, Флп ст. 9), а не пресвитером в смысле
иерархической должности. Выражение "избранной госпоже" лучше понимать,
как уже сказали мы во введении к посланию, в нарицательном смысле -
именно некоей благочестивой христианке, называемой избранною - в
значении высоты христианского призвания людей в Церковь Христову (ср.
1Пет. 2:7-10; Рим 8:33 и др.). Если в названии "избранной" таким образом
заключается понятие о жене-христианке, украшенной добродетелями, то
наименование "госпожа" может указывать на знатность происхождения и
высоту общественного положения этой христианки, - по-видимому, вдовы (не
упоминается о муже ее, а только о детях). "Пишет к верной женщине и этим
нисколько не унижает себя, потому что во Христе Иисусе не имеет различия
ни мужеский пол, ни женский" (Гал 3:18).
Вторая половина ст. 1 и стих 2-й содержат в себе высокую похвалу
благочестию "избранной госпожи" и ее детей: не только сам Апостол, но и
другие истинные христиане чистою любовью во Христе, любовью дела и
истины (1Ин. 3:18), любят богобоязненное семейство "избранной госпожи",
ради вечно пребывающей в христианах истины" (ст. 2; см. Ин 3:19, 24),
той истины, которая пребывает с учениками Господа, по обетованию Его о
Духе истины (Ин 14:16-17). Апостол преподает благословение своим первым
читателям: благодать, милость и мир, - благодать (kariV) - совокупность
всех, подаваемых от Бога духовных дарований, потребных для преуспеяния в
благочестивой жизни (ср. Рим 3:24; Еф 2:4-10); милость (eleV) -
сострадающая немощному человеку любовь Божия (ср. Лк 10:30-37); мир (eirhnh)
- успокоение духа примирению с Богом через искупительную жертву Христа
(ср. 1Пет. 1:2). Источником этих великих благ является Пресвятая Троица,
причем Господа Иисуса Христа Апостол называет Сыном Отчим (tou uiou tou
PatroV), - "ибо один только Бог в собственном смысле есть Отец Сына.
Посему и Павел говорит: "от которого именуется всякое отечество на
небесах и на земле" (Еф 3:15) (блаж. Феофил.).
Заключительными словами ст. 3 "в истине и любви" en alhqeia kai agaph)
Апостол выражает образ и цель проявления в христианах благодати, милости
и мира; эта цель - дух истины и любви, как постоянное начало жизни и
деятельности христиан.
4-6 После приветствия и преподания читателям благословения Апостол
начинает свою речь выражением высокой пастырской радости по поводу того,
что некоторые из детей госпожи, - быть может, незадолго пред тем
виденные Апостолом, - ходят в истине, по заповеди Отца Небесного: "По
истине - дело весьма радостное - найти человека, непреткновенно идущего
поприщем веры во Христа по Его заповеди". "Ходящих" сказано с мыслью -
указать на преуспеяние. Ибо чем более кто действует в добродетели, тем
далее уходит вперед, тем больше приобретает навык к добру" (блаж.
Феофил.). Самая заповедь Отца, возвещенная Его Сыном (Ин 15:15), кратко
и точно выражена была Апостолом в первом своем послании (III:23), и
теперь повторяется и напоминается им отнюдь не как новая, но как
слышанная читателями с самого начала их христианской жизни (ст. 5-6, см.
1Ин. 2:7-11).
7-8 Особенным поводом к усиленному апостольскому увещанию госпоже и ее
детям является появление в мире и в Церкви многих обольстителей и
антихристов, о которых писал Апостол и в первом своем послании (II:18,
19, 26; IV:1-3). Разница, по-видимому, лишь та, что называемые в
рассматриваемом месте ст. 8 лжеучители не исповедовали не только Иисуса
Христа, во плоти пришедшего, но и Христа, имеющего придти, ercomenon, т.
е., не исповедывали ни первого, ни второго пришествия Господа, отрицали
самую возможность вочеловечения Сына Божия, следовательно, отрицали
самую основу христианства. Из слов: "не исповедающе Иисуса Христа
грядуща", а не: прошедшее (elqonta), "во плоти" видно, что были
некоторые, отвергавшие второе пришествие Христово. И Сам Господь, когда
говорит, что многие придут под именем Моим, говорит не о первом Своем
пришествии, а о втором. Впрочем, совершенно справедливо, что отвергающий
второе пришествие не признает и первого. Ибо, если Господь приходил уже
во плоти и обещал еще прийти, то, очевидно, отвергающий второе
пришествие отвергает и первое. "Кто верует, что Господь приходил, тот с
верою примет и обещание Его, пришедшего. А кто отвергает обещание, тому
ничто не препятствует отрицать и первое пришествие. Посему-то, полагаю,
и выражался возлюбленный: "грядуща", а не "пришедша", чтобы одним словом
обнять отрицающих оба пришествия Господни" (блаж. Феофил.). Понятна
поэтому одинаковая суровость обличения Апостолом Иоанном лжеучителей как
в первом, так и во втором своем послании. В ст. 8 Апостол указывает и ту
цель, с какою Он предлагает столь настойчивые предупреждения против
обольщения со стороны лжеучителей; "чтобы нам не потерять того, над чем
мы трудились, но чтобы получить полную награду" (ср. Гал 4:11, 1 Сол
3:5). Устраняет этим Апостол и возможное возражение со стороны
обольщенных лжеучителями. "Иной из такого рода людей, может быть,
скажет: если я не верую в пришествие Христово во плоти, но проведу жизнь
в добрых делах, ужели с этими делами не могу стать наряду с
благочестивыми? ужели не могу получить награды за оные? Апостол впереди
уничтожает такое возражение. Он говорит: кто отрицает пришествие Христа
во плоти, тот пусть и не думает ни о получении полного воздаяния за
дела, какое предложит истинно верующим, ни о причтении себя к совершенно
благочестивым. Напротив, всякий, преступающий заповедь Его, т. е.
Христа, пришедшего во плоти, и не пребывающий в учении Его, не имеет
Бога. Ибо если на Того, Кто пришел научить людей совершенному
богопознанию, смотрит с пренебрежением, то как может быть еще
богочестивым, когда презирает самого Учителя божественных предметов?
Нет, такой человек безбожник" (блаж. Феофил.).
9-11 Необходимость верности всему учению Христову Апостол доказывает,
ст. 9, и отрицательно, говоря, что всякий, преступающий учение Христово
и не пребывающий в нем, не имеет Бога (ср. 1Ин. 2:23), - и положительно,
утверждая, что пребывающий в учении Христовом имеет и Отца, и Сына (ср.
1Ин. 4:14-16). "Пребывает в учении Христовом, т. е. в евангельском, тот,
кто мудрствует по оному, учит, действует, соображает с ним всю жизнь
внутреннюю и внешнюю" (блаж. Феофил.).
Теперь, ст. 10-11, ввиду гибельности лжеучения, отрицавшего воплощения в
Иисусе Христе Сына Божия, Апостол, настоятельно предостерегая христиан
от обольщения лжеучителями, требует от своих духовных чад избегать
всякого общения с лжеучителями, - разумеется, прежде всего, остерегаться
их, как учителей, и бегать их гибельного лжеучения, а затем удаляться
общения с ними и в делах житейских. Подобную осторожность в отношении
лжеучителей и нечестивцев советовал христианам и Апостол Павел (2 Фес
3:6; Рим 5:22).
12-13 Причину краткости (второго, как затем и третьего) послания Апостол
указывает в желании своем личного свидания с читателями, - разумеется,
вероятно, одно из обычных апостольских путешествий по обозрению церквей.
Из приветствия от детей сестры избранной госпожи можно заключить, что
они были ближайшими учениками Апостола и находились при всем, как при
Апостоле Павле его ученики и спутники.