II Паралипоменон
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36
Глава
21
1 И почил Иосафат с отцами своими, и похоронен с отцами своими в городе
Давидовом. И воцарился Иорам, сын его, вместо него.
2 И у него были братья, сыновья Иосафата: Азария и Иехиил, и Захария и
Азария, и Михаил и Сафатия: все сии сыновья Иосафата, царя Израилева.
3 И дал им отец их большие подарки серебром и золотом и драгоценностями,
вместе с укрепленными городами в Иудее; царство же отдал Иораму, потому
что он первенец.
4 И вступил Иорам на царство отца своего и утвердился, и умертвил всех
братьев своих мечом и также некоторых из князей Израилевых.
5 Тридцати двух лет был Иорам, когда воцарился, и восемь лет царствовал
в Иерусалиме;
6 и ходил он путем царей Израильских, как поступал дом Ахавов, потому
что дочь Ахава была женою его, - и делал он неугодное в очах Господних.
7 Однакоже не хотел Господь погубить дома Давидова ради завета, который
заключил с Давидом, и потому что обещал дать ему светильник и сыновьям
его на все времена.
8 Во дни его вышел Едом из-под власти Иуды, и поставили над собою царя.
9 И пошел Иорам с военачальниками своими, и все колесницы с ним; и встав
ночью, поразил Идумеян, которые окружили его, и начальствующих над
колесницами [и побежал народ в жилища свои].
10 Однако вышел Едом из-под власти Иуды до сего дня. В то же время вышла
и Ливна из-под власти его, потому что он оставил Господа Бога отцов
своих.
11 Также высоты устроил он на горах Иудейских, и ввел в блужение жителей
Иерусалима и соблазнил Иудею.
12 И пришло к нему письмо от Илии пророка, в котором было сказано: так
говорит Господь Бог Давида, отца твоего: за то, что ты не пошел путями
Иосафата, отца твоего, и путями Асы, царя Иудейского,
13 а пошел путем царей Израильских и ввел в блужение Иудею и жителей
Иерусалима, как вводил в блужение дом Ахавов, еще же и братьев твоих,
дом отца твоего, которые лучше тебя, ты умертвил,
14 за то, вот Господь поразит поражением великим народ твой и сыновей
твоих, и жен твоих, и все имущество твое,
15 тебя же самого - болезнью сильною, болезнью внутренностей твоих до
того, что будут выпадать внутренности твои от болезни со дня на день.
16 И возбудил Господь против Иорама дух Филистимлян и Аравитян,
сопредельных Ефиоплянам;
17 и они пошли на Иудею и ворвались в нее, и захватили все имущество,
находившееся в доме царя, также и сыновей его и жен его; и не осталось у
него сына, кроме Охозии, меньшего из сыновей его.
18 А после всего этого поразил Господь внутренности его болезнью
неизлечимою.
19 Так было со дня на день, а к концу второго года выпали внутренности
его от болезни его, и он умер в жестоких страданиях; и не сожег для него
народ его благовоний, как делал то для отцов его.
20 Тридцати двух лет был он, когда воцарился, и восемь лет царствовал в
Иерусалиме, и отошел неоплаканный, и похоронили его в городе Давидовом,
но не в царских гробницах.
1–20.
Нечестивое царствование Иорама, 5-го царя иудейского .
1-4. Ст. 1 — буквальное повторение 3 Цар III:51 ср. 4 Цар VIII:16.
Последующие же (ст. 2–4) известия о сыновьях Иосафата, о награждении их
отцом, о братоубийстве Иорама имеются только во 2 Паралипоменон как
относящиеся к области семейных документов царского дома. Наделяя младших
сыновей подарками и поместьями (ст. 3), Иосафат мог руководиться
примером Ровоама (выше XI:23), зато, в отличие от последнего и Давида (3
Цар I:17–20), наследником престола назначил именно первенца своего
Иорама (ст. 3), хотя престолонаследие не необходимо принадлежало
старшему из сыновей царя (ср. Толков. Библия II, с. 445–446).
В 2 по евр. и русск. текстам Иосафат назван царем Израилевым: таким он
был назван лишь в общем смысле: еврейский, но не в специальном: царь
десятиколенного царства. Код. 71, 82, 150 и мн. др. у Кенник. и Росси, а
также переводы LXX, Vulg., слав. называют Иосафата (ст. 2) царем
Иудиным.
Жестокое истребление всех братьев, совершенное Иосафатом с
властолюбивыми и корыстными видами, является не необычным в истории
царствующих династий Востока, древнего и нового: подобным же образом
поступила впоследствии и кровожадная супруга Иорама Гофолия (4 Цар XI:1;
2 Пар XXII:10; см. Толков. Библию II).
5-10. дословно сходно с 4 Цар VIII:17–22 (Толков. Библия II).
12-15. Обличительное письмо пророка Илии к Иораму иудейскому дало повод
к большим недоумениям и породило различные экзегетические догадки —
ввиду того, что, по обычному мнению, — прямо в тексте библейском,
впрочем, необоснованном, — вознесение пророка Илии на небо (4 Цар
II:1–11) произошло еще при Иосафате. Для устранения этой
представляющейся несообразности древние раввины полагали, что письмо
было прислано уже умершим пророком с неба, через ангела; другие (Кимхи,
Буддей, Михаэлис, Дерезер, Кейль) высказывали догадку, что пророк Илия
еще при жизни — по предвидению — написал обличительное письмо к Иораму и
вручил его на хранение одному из учеников своих, который в свое время
послал его по назначению.
Гроций, напротив, полагал, что Иорам получил письмо Илии лишь в видении,
а Клерик допускал ошибку в библейском тексте ст. 12: имя Илии, по нему,
внесено позже вместо первоначального имени Елисея. Но во всех этих
довольно шатких и рискованных предположениях едва ли есть действительная
нужда: возможно, что пророк Илия был еще жив в самом начале царствования
Иорама иудейского — в хронологии царствования последнего предположение
это не встречает затруднений (ср. замеч. к 4 Цар I:17; в Толков. Библии
II), год же вознесения пророка Илии неизвестен (см. у Г. К. Властова .
Священная летопись. Том четвертый. Часть II. Спб. 1893, с. 91). Что
пророк Илия не является к Иораму иудейскому лично (как являлся к царям
израильским Ахаву и Охозии), а пишет ему письмо, это понятно само собой:
пророк Илия жил и действовал только в царстве Израильском и даже в
момент гонений на него не переселялся на сколько-нибудь продолжительное
время в Иудею. Что касается содержания письма, то пророк обличает царя
иудейского в двух преступлениях: 1) в измене Иегове и введении народа в
грех идолослужения (ст. 12–13а, см. ст. 11), и 2) в братоубийстве (ст.
13б, см. ст. 4), и соответственно этому, предрекает ему с его домом и
народом двойное наказание: 1) великое поражение народу и семье Иорама
(гл. 14) и 2) ужасную, хроническую, неизлечимую, смертельную болезнь
внутренностей самому Иораму (ст. 15). Обе части пророчества исполнились
во всей точности.
16-17. О набеге филистимлян и аравитян, сопредельных кушитянам (по
контексту речи здесь кушиты — не африканские жители Эфиопии, а азиатские
— жители Аравии), на Иудею при Иораме говорит только 2 Паралипоменон.
Враги захватили не только имущество, но и почти всю семью царя, исключая
(жены — Гофолии и) младшего сына Иоахаза, как назван он в принятом
мазоретск. т. и в Вульгате, или Охозия, как точнее передают LXX и слав.
В XXII:1 и в евр. т. стоит название Охозия (последнее читается и в ст.
17 по код. 332 у Кенникотта).
18-20. Xарактер и сущность постигшей Иорама хронической болезни
внутренностей (известие о ней находятся также только 2 Пар) едва ли
могут быть определены в терминах современной медицинской науки. Однако
большинство исследователей видит здесь хроническую дизентерию с общим
перитонитом и прободением кишок, причем нередко бывает, что пораженная
гангреной часть кишок отделяется и выходит через задний проход (ср. ст.
19 — о выпадении внутренностей). См. у Т. Попова . Библейские данные о
различных болезнях и их врачевании… Киев. 1904 с. 102.
Библейское воззрение выдвигает на первый план ту точку зрения, что
болезнь Иорама была наказанием за его нечестие. По блаж. Иерониму,
«чахнуть от продолжительной болезни и немощей есть признак гнева
Божьего. Поэтому и Иорам, сын Иосафата, умирает от продолжительной
болезни» (Толков. на кн. пророка Иеремии, рус. перев. Ч. 7-я (Киев 1906,
изд. 2-е, с. 347).
Проявлением или последствием суда Божия над Иорамом было также презрение
к нему народа, не воздавшего его праху обычных царских почестей (ст.
19б-20б), подобным образом впоследствии лишены были царского погребения
Иоас, 2 Пар XXIV:25, и Иоаким, Иер XXII:18, последний был погребен
«ослиным погребением» (Иер XXII:19). Умер Иорам 40 лет от роду (ст. 20).