II Паралипоменон
Введение Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36
Глава
5
1 И окончилась вся работа, которую производил Соломон для дома Господня.
И принес Соломон посвященное Давидом, отцом его, и серебро и золото и
все вещи отдал в сокровищницы дома Божия.
2 Тогда собрал Соломон старейшин Израилевых и всех глав колен,
начальников поколений сынов Израилевых, в Иерусалим, для перенесения
ковчега завета Господня из города Давидова, то есть с Сиона.
3 И собрались к царю все Израильтяне на праздник, в седьмой месяц.
4 И пришли все старейшины Израилевы. Левиты взяли ковчег
5 и понесли ковчег и скинию собрания и все вещи священные, которые в
скинии, - понесли их священники и левиты.
6 Царь же Соломон и все общество Израилево, собравшееся к нему пред
ковчегом, приносили жертвы из овец и волов, которых невозможно исчислить
и определить, по причине множества.
7 И принесли священники ковчег завета Господня на место его, в давир
храма - во Святое Святых, под крылья херувимов.
8 И херувимы распростирали крылья над местом ковчега, и покрывали
херувимы ковчег и шесты его сверху.
9 И выдвинулись шесты, так что головки шестов ковчега видны были пред
давиром, но не выказывались наружу, и они там до сего дня.
10 Не было в ковчеге ничего кроме двух скрижалей, которые положил Моисей
на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исходе
их из Египта.
11 Когда священники вышли из святилища, ибо все священники, находившиеся
там, освятились без различия отделов;
12 и левиты певцы, - все они, то есть Асаф, Еман, Идифун и сыновья их, и
братья их, - одетые в виссон, с кимвалами и с псалтирями и цитрами
стояли на восточной стороне жертвенника, и с ними сто двадцать
священников, трубивших трубами,
13 и были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению
и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и
музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость
Его; тогда дом, дом Господень, наполнило облако,
14 и не могли священники стоять на служении по причине облака, потому
что слава Господня наполнила дом Божий.
(Ср.
3 Цар VIII:1–11).
Перенесение ковчега завета из скинии Давидовой в храм.
1–3. Собрание старейшин Израилевых в седьмом месяце на торжество
перенесения ковчега. 4–6. Перенесение ковчега и многочисленные жертвы
Соломона. 7–10. Поставление ковчега во Святом Святых. 11–14. Пение
левитов и игра на музыкальных инструментах; феофаническое облако
наполняет храм.
1-3. Замечание ст. 1 о помещении Соломоном в храме сокровищ Давида есть
повторение ст. 51 VII-ой гл. 3 Цар (сн. 2 Цар VIII:7–12; 1 Пар
XVIII:7–11). Сокровища эти, вероятно, были помещены в трехэтажных
пристройках храма. Ст. 2–3 сн. 3 Цар VIII:1–2. В 2 Пар не указано
название 7-го месяца этаним или афаним (позже — тисри ), как в 3 Цар. По
блаженному Феодориту, собрание народа совершилось в праздник кущей (Migne.
Patrolog. Curs. Comp. Ser. gr. 1. 80, p. 822).
4-6. По 3 Цар VIII:3 ковчег подняли и несли священники, как требует и
Чис IV:15. Здесь же, ст. 4, равно как в 1 Пар XV:2 и 2 Цар VI:15, право
носить ковчег представляется принадлежащим и левитам или
«священникам-левитам», как следует точно перевести с еврейского: (гак )
коганим (га ) левиим: «левиты» — родовое понятие, священники — видовое
(ср. Втор X:8; XVIII:7). См. проф. Ф. Г. Елеонского . Феократическое и
экономическое состояние ветхозаветного левитства и священства по законам
Пятикнижия. Xрист. Чтен. 1875, август, с. 192–207; сн. прот. Г. Титова .
История священства и левитства ветхозаветной церкви. Тифлис 1876, с.
63–64, примеч. 2.
7-10. Замечание о шестах ковчега и о присутствии их при последнем до
сего дня (ст. 9, сн. 3 Цар VIII:8) принадлежит современному Соломону —
составителю церковно-государственных летописных известий, а не самому
свящ. писателю книг Паралипоменон, — предположительно Ездре; уже при
Ровоаме драгоценная утварь храма была похищена фараоном египетским
Сушимом (3 Цар XIV:26; 2 Пар XII:9), а после плена, в храме Зоровавеля
не было и самого ковчега. Таким образом данное замечание, подобно другим
чертам повествования, указывает на документальный характер известий кн.
Паралипоменон (Cornel . a Lapide ad. h. loc; проф. А. А. Олесницкий,
Государств. Летопись царей иудейских. Труды Киев. Дух. Акад., № 8, с.
420–421; проф. П. А. Юнгеров . Происхождение и историчность кн.
Паралипоменон. 1905, сентябрь, с. 15–16. Сн. Толков. Библия II. с. 461).
Из замечания ст. 10: «не было в ковчеге (храма Соломонова) ничего, кроме
двух скрижалей…» (сн. 3 Цар VIII:9) можно уже заключать, что в скинии
Моисеевой ковчег заключал и еще нечто, — именно по Евр IX:4 там были,
кроме скрижалей завета (сн. Втор X:1), еще золотой сосуд с манною (сн.
Исх XVI:32–34) и жезл Ааронов расцветший (сн. Чис XVII:10. См. Толков.
Библию I, с. 430 и 523; проф. Олесницкого, Ветхозаветный храм, с. 151).
11-14. В сравнении с параллельными ст. 10–11 VIII гл. 3 Цар здесь
имеется значительная вставка документального характера: свидетельство о
левитских хорах, устроенных еще Давидом при скинии Сионской и Гаваонской
(1 Пар XVI:4 сл. 37; XXV:7–31), главных регентах их: Асафе, Емаке и
Идифуне, и торжественном пении с игрой храмового оркестра при освящении
храма (см. у о. прот. Г. Титова, История священства и левитства, с.
94–98. Об Асафе и Емане ср. 3 Цар IV:81 и Толков. Библия II, 453–454. Об
облаке славы Иеговы — там же. с. 461–462).